Анализ рынка туристских услуг города Костромы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи конкурса:
стимулирование конкурентоспособности участников туристского рынка Костромской области;
повышение качества предоставления туристских услуг;
стимулирование развития культурно-познавательного, экологического, оздоровительного и других видов туризма в Костромской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
Теоретические аспекты исследования рынка туристских услуг……….9
Понятие рынка………………………………………………………...9
Основные параметры рынка………………………………………...11
Методы исследования рынка туристских услуг…………………...23

Исследование костромского рынка туристских услуг………………30
Разработка плана исследования……………………………………30
Реализация плана исследования – сбор и анализ данных…………34
Анализ спроса на туристском рынке Костромы…………………...41
Анализ предложения на туристском рынке Костромы……………45

Рекомендации по совершенствованию предложения на рынке туристских услуг Костромы……………………………………………..55
Рекомендации для турагентств……………………………………...56
Рекомендации для туроператоров…………………………………..61
Рекомендации для администрации Костромской области………..63

Аспекты сохранения экологической чистоты в местах проведения экологических туров……………………………………………………65
Понятие экологического туризма…………………………………65
Разнообразие экотуризма по своему содержанию…………………68
Основные принципы экотуризма…………………………………...70
Как в походе не навредить природе………………………………...75

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.…………

Работа содержит 1 файл

Диплом оригинал. (3).doc

— 1,006.00 Кб (Скачать)

       Личный опрос - один из наиболее трудоемких способов сбора первичной информации. Он проводится для выявления предпочтений клиентов об ассортименте предоставляемых услуг, их качестве, необходимость в них и т.д. 

     Наблюдение  как метод исследования позволяет  получить первичную информацию с  помощью визуального контроля интересующих исследователя людей и событий.

     Методы  наблюдения требуют более высокой  квалификации, поскольку предполагают наличие собственной оценки ситуации тем лицом, которое проводит наблюдение.

     Комплексный сбор данных. Электронная система  слежения, которая позволяет определить воздействие телевизионной рекламы  и мероприятий по продвижению  товара на характер покупок данного потребителя.

     Наблюдение  как метод можно использовать для получения такой информации, которую опрашиваемые не хотят или  не в состоянии предоставить. В  некоторых случаях наблюдение бывает единственно возможным способом получения нужной информации.

     Опрос как метод исследования лучше  всего подходит для сбора описательной информации. Опрос – метод сбора  первичной информации об уровне осведомленности, взглядах, предпочтениях и особенностях покупательского поведения со слов опрашиваемого.

     Наблюдение  больше всего соответствует поисковому исследованию, опрос – описательному, а для сбора информации о причинно-следственных связях нет ничего лучше, чем эксперимент. В социологии – это метод сбора первичной информации с помощью наблюдения за испытуемыми, объединенными в группы на основании некоего общего признака, в ходе моделирования ситуаций в точно учитываемых условиях с последующим сравнением реакций разных групп.

     Заслуживает внимания метод отбора необходимой  информации из первоисточников. Анализом и сбором информации, которая появляется в периодической прессе, как правило, занимаются информационные работники библиотек или специальные подразделения фирмы. 

     Наиболее  широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.

     Главное отличие методов социологических  исследований от экспертных оценок заключается  в том, что первые ориентированы  на массовых респондентов очень различной  компетентности и квалификации, в  то время как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего, то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.

     Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых исследований: 
 
 
 

Таблица 3 – Методы маркетинговых исследований

Наименование  метода Достоинства Недостатки
Статистические  методы: определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов простота, удобство при высоких рисках не обладают свойством аддитивности
Многомерные методы: факторный и кластерный анализ в их основе лежит  анализ многочисленных взаимосвязанных  переменных состав и  количество кластеров зависит от выбираемых критериев разбиения, могут возникать определенные искажения
Регрессионные и корреляционные методы используются  для установления взаимосвязей между  группами переменных, статистически  описывающих маркетинговую деятельность зависимость одного параметра от другого может быть нелинейной
Имитационные  методы применяются когда  переменные, влияющие на маркетинговую  ситуацию не поддаются определению  с помощью аналитических методов решение, полученное на имитационной модели, всегда носит  частный характер
Методы  статистической теории принятия решений для статистических испытаний гипотез о структуре  рынка и предположений о состоянии  рынка, например исследование степени  лояльности к торговой марке, прогнозирование  рыночной доли учет неопределенности
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение таблицы 3
Детерминированые  методы: линейное и нелинейное программирование применяются когда  имеется много взаимосвязанных  переменных и надо найти оптимальное  решение, например вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения отсутствие  методики обоснования возможности  или целесообразности использования  в каждом конкретном случае весовой  функции вида, отсутствие объективных  критериев выбора значения параметра
Гибридные методы применяются прежде всего для исследования проблем  товародвижения результат может  быть размыт
 

     Анкеты, рассылаемые по почте, можно использовать для сбора больших объемов информации при сравнительно небольших затратах. При этом респонденты как правило, откровенно отвечают на вопросы личного характера, на которые они обычно стесняются отвечать в беседе с незнакомым интервьюером или по телефону. Кроме того, при таком методе опроса интервьюер не оказывает влияния на опрашиваемого. Однако у почтовых анкет есть и недостаток: исследователь не может изменить порядок вопросов в зависимости от предыдущих ответов.

     Телефонное  интервью – это самый лучший метод  быстрого сбора информации, и он обеспечивает большую гибкость, чем  почтовые анкеты. Однако телефонное интервью обходится дороже, чем анкета.

     Выборка  - это часть населения, отобранная для проведения маркетингового исследования, которая должна представлять все население в целом [2.6, c. 220]. При составлении выборки нужно ответить на три вопроса:

    1. Кого нужно опрашивать (или кто считается единицей выборки)?
    2. Сколько людей нужно опросить (или каков объем выборки)?
    3. По какому критерию следует отбирать людей в выборку (или какова будет структура выборки)?

     В таблице 4 представлены различные типы выборок:

Таблица 4 – Типы выборок

Вероятностная выборка
Простая случайная выборка  Любой человек  может быть включенным в выборку
Расслоенная случайная выборка Население делится  на непересекающиеся группы (например, возрастные), и в каждой группе проводится простая случайная выборка
Кластерная  выборка Население делится  на непересекающиеся группы (например, районы города), и исследователь  проводит отбор из этих групп
Детерминированная выборка
Доверительная выборка Для сбора информации исследователь выбирает представителей населения, от которых легче всего получить нужную информацию
Условно случайная выборка  Исследователь, полагаясь на свои суждения, выбирает людей, которые, по его мнению, смогут обеспечить наиболее достоверные результаты
Пропорциональная  выборка Исследователь находит и опрашивает определенное количество людей из каждой группы
 

     При сборе первичных данных используется один из двух основных инструментов исследования – анкета или механические устройства.

     Анкета  – пока что более распространенный инструмент, который обеспечивает высокий уровень гибкости, в том смысле, что существует множество разных способов задавать вопросы. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

     Закрытые  вопросы уже содержат все возможные  формы ответа, респонденту остается только выбрать один из них. На открытый вопрос человек должен сам сформулировать ответ. Открытые вопросы чаще применяются в описательных исследованиях, когда исследователь пытается понять, что люди думают, а не сколько людей так думает. С другой стороны, закрытые вопросы позволяют получить информацию, которую легче интерпретировать и свести в таблицу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исследование  костромского рынка  туристских услуг
    1. Разработка плана исследования

     Для разработки плана исследования необходимо выявить цели исследования. Объектом исследования в данной работе является туристский рынок города Костромы, то есть необходимо провести исследование основных параметров рынка: спроса, предложения и конкуренции.

     Таким образом, цели исследования будут следующими:

  • выявление количества чистых турагентств и фирм, занимающихся агентской и операторской деятельностью, также для определения территориального местонахождения туркомпаний и опыта деятельности на туристском рынке;
  • определение направлений деятельности фирмы и спроса клиентов;
  • определение того, как позиционируют себя агентства на костромском рынке;
  • исследование предложения – турпродукта костромских операторов;
  • определение целевой аудитории – сегментирование туристского рынка.
  • выявление частоты покупок туристского продукта;
  • определение предпочтений вида туризма;
  • выявление наиболее известных узнаваемых и предпочитаемых агентств – составление рейтинга компаний;
  • определение перспектив развития турпродукта в Костроме;
  • анализ и прогнозирование туристских потоков.

     Проводимое  исследование будет носить описательный характер, в связи с чем источниками данных будет первичная и вторичная информация.

     Первичная информация – данные, собираемые для  данной конкретной цели. Вторичная  информация – это данные, готовые  к использованию, собранные и  систематизированные для других целей.

     Обычно  исследование начинается со сбора вторичной  информации. В данной работе планируется  использование данных о турпотоках за последние несколько лет, предоставленные  Территориальным органом федеральной  службы государственной статистики по Костромской области. Также источником вторичной информации о рынке будут web-сайты более крупных турфирм, являющихся операторами. На сайте можно получить подробную информацию о турпродукте конкретного предприятия, даже если в процессе опроса работники фирмы будут уклоняться от описания своих услуг.

     Первичная информация будет собираться методом  опроса. Для того, чтобы выборка  была репрезентативной, необходимо опросить как можно больше респондентов, среди  которых будут, как физические лица – потенциальные потребители туристских услуг, так и турфирмы города Костромы. Тип выборки – простая случайная, которая предполагает, что любой человек (респондент) может быть включенным в выборку.

     Инструментом  исследования будут анкеты или опросные листы для клиентов и туркомпаний. Обе анкеты содержат как открытые, так и закрытые вопросы. Образцы обеих анкет представлены ниже:

Опросный  лист для потенциальных  клиентов

  1. Пол респондента:        м □  ж □
  2. Возраст: 20-30 □ 31-40 □ 41-50 □ 51-60 □ 61-70 □
  3. Род занятий:
  4. Как часто Вы путешествуете: 1 раз в год □ 2 раза в год □ ˃ 3 раз в год □
  5. Какой отдых Вы предпочитаете:

    □ пляжный  отдых за границей;

    □ пляжный  отдых в России;

    □ экскурсионные  туры: за границу □ по России □;

    □ активный отдых: конные туры □    сплавы по рекам □   походы в горы □;

    □ речные или морские круизы;

    □ отдых  в Костромской области

    □ другое:

Информация о работе Анализ рынка туристских услуг города Костромы