Анализ тенденций развития мировой индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ тенденций развития мировой индустрии гостеприимства.
В ходе выполнения работы определены теоретические аспекты развития мировой индустрии гостеприимства; изучен зарубежный опыт организации индустрии гостеприимства; проведён анализ развития индустрии гостеприимства в Республике Беларусь; проанализирован белорусский опыт организации индустрии гостеприимства на конкретном предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты развития мировой индустрии гостеприимства
1.1 Сущность и значение туризма
1.2 Индустрия гостеприимства как основной элемент туристической отрасли
2. Зарубежный опыт организации индустрии гостеприимства
2.1. Анализ состояния и тенденций развития мировой индустрии гостеприимства
2.2 Анализ основных показателей мировой индустрии гостеприимства
2.3 Практика работы конкретных предприятий индустрии гостеприимства
3. Развитие индустрии гостеприимства в Республике Беларусь
3.1 Место Республики Беларусь в мировой индустрии туризма
3.2 Основные направления развития индустрии гостеприимства в Республике Беларусь
4. Белорусский опыт организации индустрии гостеприимства
4.1 Социально-экономическая характеристика конкретного предприятия Республики Беларусь
4.2 Использование мирового опыта на предприятиях индустрии Республики Беларусь
Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ тенденций развития мировой индустрии гостепреимства.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

- древняя   и   богатая   история,   самобытная   культура    (15 тыс.  объектов,  имеющих  историческую, культурную  и  архитектурную значимость);

- богатый  природный   потенциал,  включающий  уникальные   водно-болотные угодья, реликтовый  лес - Беловежскую пущу и т.д.

Республика Беларусь, расположенная на пересечении трансъевропейских  транспортно-коммуникационных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», имеет исключительно богатый природный и историко-культурный потенциал, благоприятный для международного туризма [9, c. 81].

Беларусь – страна с древней и богатой историей, самобытной культурой. На ее территории расположено значительное количество исторических городов: Новогрудок – первая столица Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского; Полоцк – историческая столица Полоцкого княжества с ценными архитектурными памятниками: Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь с уникальными фресками ХI в.; Туров, Гродно – центры славянских княжеств ІХ и ХІІ веков; Мстиславль – центр крупного воеводства ХVІ века. Во многих городах сохранились старинные храмы и монастыри, дворцы и замки магнатов Речи Посполитой и Российской империи, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники.

В городах и сельской местности насчитывается свыше 20 тыс. памятников истории и культуры, около 100 центров народных промыслов  и ремесел. Помимо природных заповедников, заказников, национальных парков, существуют селения и города, являющие собою комплексные заповедники, где сохранившаяся историческая среда соседствует с традиционно-бытовым укладом жизни (Мотоль, Городная, Ивенец, Неглюбка и другие).

Наибольшую ценность для развития туризма в регионах Республики Беларусь представляют [11]:

- в Брестской области – 250 памятников истории и культуры, 92 учреждения отдыха, 34 курортные зоны, Национальный парк, заповедник, 21 заказник, лесоохотничьи хозяйства «Телеханское» и «Шерешовское», более 20 специализированных объектов размещения и питания туристов;

- в Витебской области – 30 гостиниц, 30 оздоровительных комплексов, 26 заказников, 500 памятников истории и архитектуры, 18 усадебных комплексов, 46 туристско-экспедиционных маршрутов. Для экологического туризма, активных видов туризма – пешеходного, велосипедного, водного, охоты и рыбной ловли имеются прекрасные условия в окрестностях Лепельской и Ушачской групп озер (лесоохотничье хозяйство «Барсуки»), Национального парка «Браславские озера», озер Белое, Березовское, Воронеч, Журавно, Мередеж, Мещецкое, Глубокое, Девинское, Должа, Ивесь, Лосвида, Сосна, а также водохранилища Лукомское; оздоровительного туризма на базе туристско- оздоровительных комплексов, домов и баз отдыха в зонах отдыха «Ушачи», «Озерная», «Днепр», «Девинское», «Островно»; фестивального туризма, имеющего реальные перспективы развития на базе 18 фестивалей: международных фестивалей современной хореографии, старинной и современной музыки, органной музыки, Репинского и Шагаловского пленэров, Международного фестиваля искусств «Славянский базар»;

- в Гомельской области – 34 учреждения отдыха, в том числе зоны отдыха «Терюхи» (более 20 учреждений, в т.ч. 50% – для отдыха детей), «Сож» (14 учреждений, преимущественно санаторного типа), «Прибор», «Белый берег», «Кленки», Национальный парк «Припятский», заказники «Мозырские овраги», «Стрельский», «Житковичский», «Чечерский», «Буда-Кошелевский» и другие; 14 ландшафтных и биологических заказников республиканского значения общей площадью 114,1 тыс. га для обслуживания специализированных и иностранных групп на маршрутах экотуризма, фотоохоты, водного и велосипедного туризма, 2 заповедника, 3 усадьбы-музея, лесоохотничье хозяйство «Лясковичи»;

- в Гродненской области разработана региональная программа по туризму, которая предусматривает развитие перспективных узловых центров туризма, таких, как Августовский канал, Лида, Слоним, Жировичи, Сынковичи, Дятлово и другие исторические места, заказник «Сорочанские озера» как единый природный комплекс с Национальным парком «Нарочанский» на севере области в рамках еврорегиона «Неман»;

- в Могилевской области – Национальный парк «Свислочско-Березинский», заказники «Острова Дулебы» и «Заозерье», Тетеринское лесоохотничье хозяйство, фестивали «Золотой шлягер» и «Магутны Божа»;

- в Минской области и Минске – курорты «Нарочь», «Криница», более 60 курортных зон, спортивные комплексы «Раубичи», «Стайки», Национальный парк «Нарочанский», Березинский биосферный заповедник, заказник «Селява», Красносельское лесоохотничье хозяйство, государственные историко-культурные заповедники «Несвиж» и «Заславль», Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта «Менка», музейно-производственный комплекс «Дудутки», Купаловские мемориальные заповедники «Вязынка», «Якимовщина», Коласовский заказник, усадебно-парковый комплекс «Лошица», исторический центр Минска «Троицкое предместье», градостроительный ансамбль «Верхний город», памятники архитектуры в Несвиже, Мяделе, г.п. Будславе, государственные мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и многие другие.

Для развития различных  видов и форм туристской деятельности используются разнообразные туристские ресурсы: ландшафты высокой эстетической ценности; природные экосистемы, минимально измененные деятельностью человека; лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели, хутора и деревни с традиционной народной архитектурой и бытом, расположенные в экологически чистых районах, территории с богатыми охотничьими угодьями и возможностями отстрела популярных охотничьих трофеев (лося, благородного оленя, глухарей, тетеревов, волков и других животных), водоемы с богатыми рыбными запасами.

Целям спортивного туризма  соответствуют природные ландшафты, отвечающие требованиям организации  пеших, конных, велосипедных, байдарочных, парусных походов и спортивных соревнований. В Беларуси более 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более (Днепр, Западная Двина, Неман и др.) и около 20 тыс. малых рек. Наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты сосредоточены на севере и в центре Беларуси. С целью рационального использования сферой туризма национального культурного наследия и наиболее ценных природных комплексов разработана Государственная инвестиционная программа возрождения историко-культурного и природного наследия республики «Золотое кольцо Беларуси», проектом которой предусматривается создание многоточечной специальной экономической зоны «Золотое кольцо Беларуси»туристско-рекреационного типа.

В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю исторически богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинг национального туристского продукта и его продвижения на мировом внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

Рынок туризма является динамичной отраслью белорусской экономики. В 1998 – 2008 гг. Республику Беларусь ежегодно посещали около 100 тыс. туристов, за этот же период из Республики Беларусь выезжали около 1 млн. человек.

Наибольшей популярностью  у туристов пользуются: г. Минск – 40% посетителей, Гродненская область  – 32.; Брестская – 22, Витебская область – 5%. Основная масса туристов прибывает из Польши, Великобритании, Российской Федерации, Латвии, Германии, Израиля, Литвы, Кипра, Украины.

Среднегодовой оборот рынка  туруслуг на протяжении последних трех лет превышает 25 млн. долл. США и  увеличивается ежегодно на 8%. Доходность организации турбизнеса, по официальным данным, составляет в зависимости от состояния коньюнктуры рынка 10 – 20% годовых. Основные страны-партнеры в области международного туризма: страны СНГ, Германия, Польша, Англия, Турция, Чехия, Словакия, Болгария, Швеция, Нидерланды.

В Беларуси около 500 фирм имеют право заниматься туристской деятельностью. Большинство из них (86%) находятся в частной собственности.

По  состоянию  на  1 января 2009 г. в республике  насчитывается 279   средств   размещения   (гостиницы,   мотели,   кемпинги).   Их единовременная  вместимость превышает 23  тыс.  мест.   Количество работающих в данной сфере составляет около 6,7 тыс. человек [9, c. 92].

В  настоящее  время  в  Республике Беларусь  функционирует  258 гостиниц,  или  92  процента от всех средств  размещения.  Гостиницы находятся   в   различных  формах  собственности   и   ведомственных подчинениях,  существенно разнятся по уровню и ценам. Число  средств размещения,  находящихся  в  частной  собственности,  составляет  71 единицу,  или 25 процентов от их общего числа. Тем не  менее  в  них было   размещено  38  процентов  всех  проживающих,  а  выручка   от размещения  превысила 45 процентов от общего объема. Это  связано  с тем,  что  частные  средства размещения  находятся,  в  основном,  в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль. В тоже время государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных  в районных  центрах.  Кроме этого, следует признать  и  более высокий уровень сервиса и самих условий проживания,  что и привлекает иностранных граждан.

Критериями определения  ценности объектов и территорий для  целей туризма являются:

  • уникальность, необычность, отсутствие аналогов в других регионах;
  • высокорентабельная сфера;
  • широкая известность;

- познавательная  ценность, связь с важными историческими  событиями, дающимися личностями  мировой истории;

  • высокая художественная ценность самого объекта и его окружения;
  • сохранность и подготовленность к показу;

- удобство и доступность расположения [11, с.39].

Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться на тех  видах и формах туризма, которые  позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствует четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг.

Низкая покупательная способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально-правовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандарты качества туристских услуг.

Состояние материально-технической  базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) — одна из самых существенных проблем в современном туризме. Например, расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50% себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает там качество туристских услуг.

Имеет место высокий уровень  цен для иностранных посетителей  на предоставленный турпродукт (получение  визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.).

Наибольшую ценность для развития познавательного туризма в Республике Беларусь представляют:

  • памятники истории и культуры;
  • места, связанные с важными историческими событиями;
  • места, связанные с именами выдающихся исторических личностей;

- музеи;

- центры народных ремесел и промыслов.

Беларусь обладает богатым  природным потенциалом для развития туризма: обширные, хорошо сохранившиеся  лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные  комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, животные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных), туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Для развития различных  видов и форм туристской деятельности целесообразно использовать разнообразные  туристские ресурсы:

- для познавательного туризма - уникальные природные комплексы и объекты, памятники природы, ландшафты высокой эстетической ценности;

  • для экологического туризма - типичные для Беларуси природные экосистемы, не измененные или минимально измененные деятельностью человека;
  • для оздоровительного туризма — наличие лечебных минеральных вод, торфогрязей, сапропелей, экологически чистой природной среды;
  • для агротуризма - хутора и деревни с традиционной народной архитектурой и бытом, расположенные в экологически чистых районах, возможностями сбора дикорастущих ягод, грибов, лечебных трав;
  • для охоты - природные территории с богатыми охотничьими угодьями и возможностями отстрела популярных охотничьих трофеев (лося, благородного оленя, глухарей, тетеревов, волков и др.);
  • для любительского рыболовства - водоемы с богатыми рыбными запасами;
  • для спортивного туризма - природные ландшафты, отвечающие требованиям организации пеших, конных, велосипедных, байдарочных, парусных походов и спортивных соревнований.

Беларусь, расположенная на пересечении трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров Запад - Восток и Север - Юг, имеет выгодное географическое положение для развития туризма.

Информация о работе Анализ тенденций развития мировой индустрии гостеприимства