Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Целью исследований, представленных в настоящей работе, является анализ и прогнозирование туристского рынка г. Санкт-Петербург и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
1. Проведение анализа современного состояния выездного и въездного туризма в г. Санкт-Петербург;
2. Сбор данных о потребителях туристского продукта;
3. Выявление состава факторов, влияющих на выездные и въездные турпотоки;
4. Разработка рекомендаций по различным путям совершенствования туристского рынка в г. Санкт-Петербург.

Работа содержит 1 файл

5ballov-94182.rtf

— 636.25 Кб (Скачать)

     По степени ограниченности конкуренции:

  • свободный,
  • монополистический,
  • олигополистический,
  • смешанный.

     По ассортименту туристских продуктов:

  • замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);
  • насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;
  • туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных  между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;
  • смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.
 

     Как и у любой самостоятельной системы или подсистемы, у туристского рынка существует своя инфраструктура. Инфраструктура туристского рынка - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

     Основными функциями инфраструктуры являются:

  • обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений в туризме;
  • облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.
 

     Основные элементы инфраструктуры туристского рынка:

  • туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например Лондонская, Берлинская или Московская «Путешествия и туризм»);
  • туристские ярмарки, workshops, выставки регионального или местного уровня и другие организационные формы посредничества;
  • система кредитных карт «путешествий и увеселений»;
  • система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и её организационно-правовые формы;
  • негосударственные центры содействия занятости в туризме;
  • информационные технологии в туризме (Интернет-технологии) и средства деловой коммуникации;
  • система налоговых льгот в туризме;
  • формы и виды страхования туристских рисков;
  • специальные рекламно-информационные агентства, центы и СМИ («Турбизнес», «Туринфо» и др.);
  • добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA, ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ, РАТА и др.;
  • система таможенных льгот в туризме;
  • профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля.
 

     В силу того, что все рынки, несмотря на их явное различие, имеют общую экономическую сущность, а туристский рынок представляет собой своеобразный сегмент рыночной структуры более высокого уровня, поэтому, разработанная общей экономической теорией модель функционирования рыночного механизма, применима и к туристскому рынку.

     Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:

  • механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
  • механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей;
 

     Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

     В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и т.п. Они реализуются через различные цены туристского продукта: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие.

     Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры. Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при  этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.

     Конъюнктура туристского рынка - это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации. Проще говоря, это ситуация, сложившаяся на туристском рынке на определённый момент времени.

     Конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложение, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.

     Конкуренция на туристском рынке - это состязательность, соревновательность между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). 

     Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.

     Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.

     Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревновательность туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

     Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:

     Совершенная конкуренция - состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции -  множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.

     Несовершенная конкуренция - состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.

     Появление разного рода олигополий (монополий) на туристском рынке, их современное процветание, возникновение транснациональных корпораций, подобных «Америкен экспресс», свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс и для туризма.

     Конкуренция, как важный элемент рыночного механизма в туризме, сама порождает монополию, так как каждый конкурентом на этом рынке мечтает стать монополистом.  

     Следующий важный компонент туристского рынка - это спрос. Спрос изображается в виде таблицы или графика, показывающего количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определённого периода, цен. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цен. Он показывает количество турпродукта, которое туристы будут покупать по разным возможным ценам.

     Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.

     Существует закон спроса, смысл которого состоит в том, что если цена какого-либо турпродукта повышается при неизменности других условий туристского рынка, то спрос на этот турпродукт уменьшается. Или, что тоже самое, если на туристский рынок приходит большое количество турпродуктов, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Проще говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Хотя, на отдельные виды туристских услуг, кривая спроса может быть различной в зависимости от целей путешествий в разные сезоны.

     Также важно, что спрос не остается неизменным. И при этом необходимо различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера спроса). Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее считались постоянными. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного туристского продукта. Изменения объема спроса графически выражаются в движении по кривой спроса. Изменения же спроса (характера спроса) выражаются в движении самой кривой спроса, в её смещении.

     Сдвиг спроса определяется целым рядом факторов: потребительские вкусы туристов, число туристов, доход, цены туристских продуктов (замещающих или дополняющих данный туристский продукт), ожидания.

     Также спрос на различные туристские продукты отличается по степени чувствительности к изменению факторов, его определяющих. Мерой такого изменения является коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение роста объёма спроса или количества приобретаемого туристского продукта (в %) к снижению цены (в %).

                                            Процент роста Q     

     Коэффициент эластичности Е =  Процент падения P 

     Эластичный спрос (Е>1), неэластичный спрос (E<1), единичная эластичность спроса (Е=1) выступают показателями относительной зависимости реализации туристского продукта от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что туристы чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены.

     Знание эластичности спроса по цене имеет большое значение для поведения всех субъектов чья деятельность по оказанию услуг, связана с туризмом, с точки зрения выбора цены. Дело в том, что если спрос на турпродукт эластичен, то производителям туристских услуг выгоднее понижение цены, так как в этом случае их выручка будет возрастать. Если же спрос на турпродукт неэластичен, то производителям выгодно повышать цену на турпродукт, так как только в этом случае выручка будет увеличиваться.

     В общетеоретическом плане эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. В связи с этим некоторые специалисты в области экономики туризма утверждают: «Особенностью спроса на туристском рынке является его крайняя эластичность, то есть возможность быстрого изменения структуры потребления при изменении различных факторов..»

     Необходимо отметить, что спрос на туристском рынке на отдельные разновидности туристских продуктов весьма разнообразен,  в том числе и по ценовой эластичности. Так, например, туроператоры и турагенты, специализирующиеся сегодня на VIP туризме, а также экзотическом или экстремальном туризме, неплохо чувствуют себя на туристском рынке именно благодаря низкой ценовой эластичности спроса в отмеченных сегментах потребителей туристских услуг, даже несмотря на достаточно известную ограниченность соответствующего клиентского контингента. 

     Предложение - это совокупность туристских продуктов с определёнными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов.

Информация о работе Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге