Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Целью исследований, представленных в настоящей работе, является анализ и прогнозирование туристского рынка г. Санкт-Петербург и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
1. Проведение анализа современного состояния выездного и въездного туризма в г. Санкт-Петербург;
2. Сбор данных о потребителях туристского продукта;
3. Выявление состава факторов, влияющих на выездные и въездные турпотоки;
4. Разработка рекомендаций по различным путям совершенствования туристского рынка в г. Санкт-Петербург.

Работа содержит 1 файл

5ballov-94182.rtf

— 636.25 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербург - культурная и туристская столица России. В нем сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием нашей страны. Разумное использование туристских ресурсов способно приносить Санкт-Петербургу существенный доход.

     В течение 2000 года Санкт-Петербург посетили около 3 миллионов иностранных граждан, прибывших в Санкт-Петербург по туристским, служебным и частным визам через Северо-Западный участок границы Российской Федерации и отнесенных к категории туристов в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В 2000 году Санкт-Петербург посетили 148 тысяч круизных туристов. 
      
     Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от въездного туризма как экспортного направления в экономике отрасли. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено недостоверной системой учета доходности туризма, с одной стороны, и недостатками в системе денежного обращения, с другой, а также иными факторами. 
      
     В сложных экономических и политических условиях Комитету по туризму и развитию курортов, как исполнительному отраслевому органу государственной власти Санкт-Петербурга, поддерживающему и координирующему различные направления в сфере туризма в Санкт-Петербурге, удалось организовать работу по структурному формированию туризма в качестве значимой отрасли городского хозяйства, объединяющей туристские, экскурсионные, транспортные предприятия, гостиницы, предприятия общественного питания, развлечений и сферы услуг. Для привлечения туристов в город представители туристической сферы стараются отыскать все новые пути. В частности, в настоящее время петербургские специалисты вместе со шведской стороной работают над разработкой так называемой «карты гостя города». Суть карты, которую смогут приобрести туристы, заключается в предоставлении ряда льгот и скидок - например, на проезд в общественном транспорте или при походе в музей.  
      
     За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный темп роста въездного туризма, который составляет 6-8 процентов ежегодно. В то же время, несмотря на комплекс принятых мер (в том числе проведение международных туристских выставок в Санкт-Петербурге, участие в зарубежных выставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных путеводителей по Санкт-Петербургу, другой рекламной литературы), прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно, так как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.

      
Среди конкретных шагов, которые следует предпринять в первую очередь, - развитие инфраструктуры туризма - гостиницы, места посещаемые туристами и т.п. В частности, в городе не хватает малых и средних гостиниц. В перечне зданий и земельных участков, предназначенных под строительство и реконструкцию гостиниц, значится 218 адресов. По 25 из них уже ведется реконструкция, на 11 участках проводятся изыскательские работы. К концу 2003 года войдут в строй действующих ещё 4 новых гостиницы. Но для значительного притока туристов этого явно недостаточно. Губернатор В.И. Матвиенко особо подчеркнула, что развитие гостиничной инфраструктуры отныне становится одним из приоритетов деятельности городского Правительства. Губернатор поручила Комитету по инвестициям и крупным стратегическим проектам совместно с Комитетом по строительству и Комитетом по экономике, промышленной политике и торговле разработать Программу по развитию гостиничного хозяйства с Адресным перечнем строительства гостиничных объектов. Согласно новой концепции, участки под строительство гостиниц будут выделяться целевым назначением. Также, комитету по управлению городским имуществом поручено подготовить предложения по реконструкции действующих гостиниц.

     Во-вторых, любой туристский центр, даже Санкт-Петербург, будучи насыщен достопримечательностями и культурными ценностями, не может удерживать внимание туриста более трех-четырех дней. Нужно „закольцевать” такой туристский центр. В свое время российские граждане с удовольствием путешествовали по Золотому кольцу, ездили на Дальний Восток, Соловки. Когда говорят о воспитании патриотизма, нужно помнить, что невозможно любить то, чего ты не знаешь и не видишь. Здесь Москва и Петербург тоже могли бы быть пионерами, сделав значительный упор в своей работе на развитие внутрироссийского туризма. 
В-третьих, необходимо разрабатывать новые туристские программы, создавать новые маршруты. Чтобы привлечь туристов, скажем, в зимний Петербург, нужно какое-то событие - фестиваль, праздник, конгресс.. Туристу, приехавшему в Петербург на неделю зимой, можно было бы предложить покататься на лыжах, на тройках с бубенцами, попариться в русской бане, искупаться в ледяной проруби. Но все упирается в инфраструктуру вокруг города. Здесь возможности города пока невелики… Ну и, конечно, необходимо активнее привлекать инвесторов, в том числе зарубежных. К примеру, три года назад была разработана программа строительства гостиниц. Специальная комиссия подготовила порядка двухсот адресов зданий и земельных участков под отели. Это гостиницы разного объема, но одного уровня - три-четыре звезды. Без согласования с комиссией ни одно здание или земельный участок не могут быть использованы под другие нужды. За эти три года начато строительство более 50 объектов. Планируется 2005 году получить дополнительно 53-54 отеля.
 

     В Санкт-Петербурге в отеле “Астория” 16 июля состоялась рабочая встреча, посвященная обсуждению активизации сотрудничества и выработки единой политики в области продвижения туристских возможностей города, организованная по инициативе Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии. Среди участников события были руководители ведущих петербургских отелей - “Гранд Отель Европа”, “Коринтия - Невский Палас”, “Рэдиссон САС Ройал Отель”, “Астория”, “Англетер”, “Пулковская”, “Прибалтийская”, “Нептун”, “Санкт-Петербург”, “Москва”, руководители музеев - Эрмитажа, Русского музея, Кунсткамеры, Этнографического музея, Государственного комплекса “Дворец Конгрессов” (Константиновский дворец), ФГУАП “Пулково” и зарубежных авиалиний, индустрии развлечений - корпорации “Конти”, туристских фирм, музеев и общественных организаций, имеющих отношение к индустрии гостеприимства. Всего во встрече приняли участие около сорока человек. До последнего времени скоординированного стратегического сотрудничества властей и предприятий туриндустрии по продвижению города за границей не получалось, хотя существенный опыт организации серьезных совместных акций имеется и у городской администрации, и у участников туристского рынка (например, проекты “Белые дни Санкт-Петербурга”, “Зимние сезоны Санкт-Петербурга”, “Балтик Туризм Дестинэйшнз”, “Королевская дорога”, “Just Russia”, и т. п.).Участники встречи отметили, что важной проблемой остается разрозненное продвижение дестинации участниками туристского рынка - на данный момент, отели, авиалинии, туристские фирмы, как правило, рекламируют сами себя и свой продукт, в то время как эта деятельность должна вестись скоординировано. И продвигаться должен единый бренд “Санкт-Петербург” - не организации, а турпродукты и программы. Именно для обсуждения этого вопроса и была организована встреча, с тем чтобы участники могли обменяться мнениями относительно возможных путей дальнейшего взаимодействия. Одним из способов решения проблем может стать предложение РСТ о создании единого Центра продвижения туристских возможностей Санкт-Петербурга. Основными задачами центра должны стать: разработка стратегии продвижения и рекламирования Санкт-Петербурга за рубежом, укрепление имиджа города как крупного туристического центра Балтийского региона, расширение аудитории, поиск новых рынков, решение проблем сезонности, и информирование о возможностях инвестирования в туристскую инфраструктуру Санкт-Петербурга, используя систему международного информационного обмена. Центр мог бы действовать на основе некоммерческого партнерства основных организаций, связанных с привлечением, приемом и обслуживанием туристов в Петербурге.

     Как видно из официальной информации правительства города, желание развивать туристский рынок Петербурга есть и конкретные шаги предпринимаются. Постоянно ведётся поиск новых форм для развития туризма в городе. Требуется лишь финансовая поддержка и одобрение правительства. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Туристский рынок является очень привлекательной сферой бизнеса. Для государства он является дополнительным доходом, для туристов это новые впечатления, для профессионалов туристский рынок предлагает интересную работу с возможностями карьерного роста. В то же время, туристский рынок является сложной системой со своими нюансами и особенностями. Для успешного ведения дел на туристском рынке необходимо обладать не только хорошо развитыми деловыми управленческими качествами, но и чувствовать этот рынок, прогнозировать изменение потребительского спроса, довольствуясь не только «сухими» цифрами, но и интуицией.

     Постепенно меняясь, расширяясь и увеличивая предложение за счёт новых идей сотрудников фирм, занимающихся разработкой новых туров, туристский рынок поставляет новые рабочие места для таких же активных и жизнерадостных людей. Их трудолюбие, желание добиваться целей и любовь к путешествиям, заражает клиентов энергией и открывает всё новые точки мира для знакомства с неизведанным.

     Россия в целом долгое время была закрытой частью общемирового туризма. Терзаемые слухами и догадками о происходящем в нашей стране, иностранные туристы долгое время могли только догадываться, что за страна Россия. До сих пор некоторые представления о России складываются из общепринятых медведей, бородатых мужиков и холодной зимы… Между тем, всё больше можно слышать о России описания со словами: дорогие машины, экономически развитые города, международные сети отелей, завышенные цены, изумительная архитектура, и конечно, любовь большинства европейцев - Петербург…

     Санкт-Петербург - европейская столица России, притягивает путешественников со всего мира своей красотой, спокойствием,  разнообразной архитектурой и сравнением с северной Венецией.…   Это развивающийся и экономически стабилизирующийся город с множеством культурных ценностей. В работе были приведены статистические данные о рынке туризма в Петербурге, и на их основе можно сделать выводы о том, что этот рынок пока на стадии развития и становления. Но судя по данным, очень быстро набирающий вес в международном туризме. Культурная столица России всегда привлекала иностранных туристов, даже не смотря на бывшее плохое обслуживание и неудовлетворительное качество гостиничного сервиса, которое начало меняться лишь в последние года. За последние пять лет ситуация сильно изменилась, что положительно сказывается на туристском потоке. Помимо того, что построены новые гостиницы, приводятся в порядок архитектурные сооружения и улицы города, сейчас разрабатываются новые экскурсионные маршруты и на постоянной основе проводятся маркетинговые исследования на предмет предпочтений и мест интереса туристов.

     А проект «300-летие Петербурга» ещё раз доказал, что Санкт-Петербургу требуется лишь рекламная поддержка для того, чтобы приобрести мировую популярность. Потенциал у города велик и статистические данные позволяют делать прогноз о том, что поток въездного туризма будет постоянно увеличиваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма. М: Финансы и статистика, 2000 - 240 с.
  2. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Мн.: "Экономпресс", - 1998 - 400с.
  3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М: Финансы и статистика, 2001 - 256 с.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003 - 320 с.
  5. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М: Издательство Центр, 1996 - 184с.
  6. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ - 1995 - 560с.
  7. Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и её методическое обеспечение.// Маркетинг. - 2001. - №6.
  8. Осипов Д. Вопросы и ответы сайта MITT - 2002.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2002 -№1.
  9. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Рекламная деятельность. Учебник для студентов ВУЗов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000 - 364 с.
  10. Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8.
  11. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003 - 240с.
  12. http://www.300.ru 

     16. http://www.300spb.ru

     17. http://www.asinfo.ru

     18. http://www.gov.spb.ru 
 
 

Информация о работе Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге