Детский туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач!!!!!!!!!!.docx

— 79.51 Кб (Скачать)

На практике объединения первого  типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных  заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного  образования, такие общественные объединения  отличаются наличием собственных нормативных  документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение  учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и  эффективная социализация молодого поколения. [8,c.211]

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты  и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может  делиться между учредителями и членами  объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей  клуба. В то же время такая форма  регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского  оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или  приобретать недвижимость, в том  числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются  как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

2.2. Детские  оздоровительные  лагеря.

Главная задача оздоровительного лагеря - это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.[9,c.48]   
      Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.

Положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха- это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков [10,c.75].

Типы детских лагерей

Существует следующая классификация  типов детских лагерей:

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным  пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений  появились и новые тенденции  в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании  социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением, патриотическое воспитание. Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, детские площадки, летние центры детских общественных организаций. [11,c.234]


Примеры детских оздоровительных  учреждений на территории Республики Беларусь.

Детский санаторий "Налибокская  пуща". Санаторий расположен в 68 км от г.Минска, в 8 км от районного центра Воложин на территории Налибокской пущи в смешанном, с преобладанием хвойных пород, лесу. Санаторий находится в 500 м от реки Свислочь. В радиусе 40 км не имеется вредных производств. Принимает на отдых детей с 6-ти лет круглогодично. Единственный санаторий в Республике Беларусь, где лечат болезни кожи и подкожной клетчатки. Он имеет все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы.

Детский санаторий "Солнышко". Санаторий "Солнышко" расположен на территории Слуцкого района Минской области. Санаторий находится вблизи Руденского водохранилища, в окружении хвойного леса. Принимает детей с 7 лет круглогодично.

Детский санаторий "Росинка". Санаторий «Росинка» находится в 19 км от г. Миоры Витебской области. Санаторий окружён прекраснейшими озерами Обстерно, Важа, Луша, которые соединяются с озёрами Укля, Набиста и ещё семью озёрами. Наличие озёр лесного массива создаёт уникальный микроклимат, а отсутствие промышленных предприятий в радиусе 100 км. создают беспретендентные условия чистой среды, что позволяет проводить климатолечение как в летнее, так и в зимнее время. Круглогодично принимает детей с 6 лет.

Детский санаторий «Богатырь». Санаторий "Богатырь" расположен в живописном сосновом бору на берегу реки Удранка в 300 метрах от искусственного водохранилища, где имеется оборудованный пляж, игровые площадки, гидропарк, лодочная станция, торговые точки. Является единственным санаторием в Республике Беларусь занимающимся лечением, оздоровлением и реабилитацией детей с заболеваниями органа зрения. Круглогодично принимает детей с 6 лет.

Детский санаторий "Поречье (отделение мать и дитя)". Санаторий расположен в смешанном лесу на берегу озера Молочное, на границе с Литвой в 17 км от курорта Друскининкай и в 300 км от г. Минска. Природная красота поречских озер славится по всей Гродненщине. Здесь, вдали, от крупных промышленных центров (до Гродно – 30 км) природа сохранилась практически в первозданном виде. Санаторий располагает единственным в Беларуси уникальным природным источником минеральной воды. Она имеет одинаковый состав с водами из скважин курорта Друскининкай. Круглогодично принимает детей с 3 лет.

Детский санаторий "Рассвет (отделение мать и дитя)". Санаторий "Рассвет" расположен на территории Любаньского района Минской области, в 17 км от г.Любань, в 170 км от г.Минска. Санаторий находится в смешанном лесу, в 1,5 км от санатория находится искусственное озеро с проточной водой. В санатории "Рассвет" два корпуса и 10 коттеджей. Круглогодично принимает детей с 3 лет.

«Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»—Находится в Мядельском районе ,Минской области в поселке «Зубренёвка». Национальный детский центр Министерства образования Республики Беларусь, популярный в СССР пионерский лагерь республиканского значения. Основными направлениями деятельности НДЦ «Зубрёнок» являются: воспитание, обучение и оздоровление детей, достигших высоких результатов в учебной и общественной деятельности, награждённых по итогам олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований; методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оздоровительных лагерей Республики Беларусь; поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ежегодно центр принимает: в осенне-весенний период — 750 детей и подростков; в летний — 950, что в год составляет около 14000 детей.

 

в возрастной     7-15 лет группе.



2.3 Особенности организации детского  туризма в Республике Беларусь

Детский туризм – это совершенно особая категория туристических услуг. Получить качественный отдых для своего ребенка не так просто, и здесь очень часто все зависит вовсе не от стоимости путевки или тура. При выборе варианта отдыха для своего ребенка, необходимо учитывать целый комплекс факторов. 

Прежде всего, следует обращать внимание на соответствие санитарных условий в санатории, отеле или пансионате строгим государственным стандартам, причем стандартам российским. Далеко не всегда заграницей соблюдаются элементарные правила дезинфекции и уборки номеров. 

Помимо чистоты и гигиены, важной составляющей становится питание для ребенка. Некачественное питание на отдыхе - это самая распространенная причина недомоганий детей на курортах. 

Безопасность ребенка должна быть безупречной не только в вопросах питания и чистоты окружающего пространства, но и в сфере досуга и развлечений. Если курорт предлагает услуги аквапарка или спортивные детские центры, они должны соответствовать высочайшим стандартам безопасности. Если отдых предполагает купание в открытом водоеме, важен строгий контроль со стороны взрослых, либо родителей, либо воспитателей. [12,c.64]

Туристские походы школьников организуются школами, детскими домами, внешкольными учреждениями, городскими и загородными лагерями, а также детскими секторами рабочих клубов, культурно-просветительными учреждениями и организациями, проводящими работу среди детей.

В каждой туристской группе (отряде) на каждые 
15—20 человек должен быть руководитель.

В группах, проводящих походы по сильно пересеченной местности, походы с ночевкой, многодневные походы, должны быть помощники руководителя. Руководителем похода может быть учитель, воспитатель, работник внешкольного учреждения, студент вуза, учащийся старших классов педагогического училища   (если  им исполнилось 18 лет).

 

Руководитель похода должен пройти соответствующую подготовку к походу на семинарах.

Руководитель отвечает за правильную подготовку и проведение похода, за подведение его итогов.

Обязанности руководителя при подготовке похода

Руководитель похода должен [13,c.97]:

1.Отобрать участников похода и организовать группу (походный отряд) в соответствии с требованиями. Организовать медицинский осмотр участников. При подготовке многодневных походов осмотр должен быть проведен два раза: первый раз — при организации и второй раз — перед началом похода.

2.Установить задачи, наметить тему  и район похода.   Обратиться за консультацией по вопросам тематики маршрута и плана похода, а также за помощью в организации похода и экскурсионного обслуживания, предоставления ночлега и т. п. в местные органы народного образования, на детские экскурсионно-туристские станции, в комитеты по физкультуре и спорту, туристско-экскурсионные управления и на их базы, в краеведческие музеи и т. Д.

3..Разработать совместно с участниками похода маршрут и план похода.

При определении продолжительности  похода и протяженности дневных  переходов для данной группы руководствоваться  примерными нормами для пешеходных, велосипедных и водных походов. 

Общая продолжительность любого путешествия  для учащихся VI—VII классов не должна превышать 20 дней, для учащихся VIII—X классов — 30 дней.

  1. Всесторонне изучить маршрут похода (по возможности лично ознакомиться).
  2. Подготовить участников похода к работе, предусмотренной планом. Провести занятия по подготовке к краеведческим наблюдениям, к сбору коллекций и т. п. Рекомендовать учащимся литературу для чтения, связанную с темой похода. Организовать беседу врача с участниками похода о правилах санитарии и гигиены в походе, научить детей пользоваться аптечкой и оказывать неотложную медицинскую помощь.
  3. Организовать физическую подготовку и тренировку участников похода в зависимости от избранного способа передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах, на лодке); провести учебно-тренировочные занятия по преодолению препятствий, ориентированию на местности, научить участников похода самоконтролю.
  4. Ознакомить участников похода с правилами движения на улицах городов, на автомобильных и железных дорогах, на реках, озерах, морях, в болотистых, лесистых и горных местностях (в зависимости от условий маршрута
  5. Распределить обязанности среди участников похода (староста, завхоз, санитар, культ-организатор, фотограф, художник, ответственный за сбор образцов коллекций и др.)
  6. Подготовить личное и групповое снаряжение, тщательно проверяя его качество.

Обязательно предусмотреть в снаряжении походную аптечку. Организовать изготовление части снаряжения силами участников похода и родителей. Обеспечить группу продуктами питания.

          10.    Составить смету похода, предусмотрев:

а) в расходной части: расходы  на транспорт, питание, закупку снаряжения, оплату ночлега, культурное и экскурсионное обслуживание и др.;

Информация о работе Детский туризм в Республике Беларусь