Детский туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач!!!!!!!!!!.docx

— 79.51 Кб (Скачать)

б) в приходной части: взносы родителей, дотации

внешкольных учреждений, органов народного  образования, профсоюзов, шефов, учреждений, поручивших исследовательскую работу, и др.

Получить инструктаж о порядке  расходования денежных средств и отчетности по ним.

11. Получить маршрутный лист (маршрутную  книжку), являющийся основным документом группы в походе.

Получить  разрешение директора школы или  учреждения, проводящего поход, на отправление в поход.

 

3. Роль детского туризма в развитии  подростков и юношей

3.1Основные принципы и подходы  воспитания детей в туризме

Детско-юношеский  туризм  -   это   средство   гармоничного   развития подростков и юношей, реализуемое в  форме  отдыха  и  общественно  полезной деятельности,  характерным  компонентом   которого   является   путешествие (экскурсия, прогулка, поход,  экспедиция).  Это  определение  прежде  всего  указывает на то, что в туризме  должны интегрироваться все основные  стороны  воспитания:  идейно-нравственная,   трудовая,   эстетическая,   физическая, патриотическая и интернациональная,  умственное  развитие,  политехническое  образования и др. [14,c.123]

 Исходя  из  истории  развития  туристской  деятельности, познавательная  функция в той  или  иной  мере  присуща  любому  туристскому  мероприятию, поэтому познание  для детей нового и необычного  на  экскурсиях, в походах, экспедициях,  полевых лагерях базируется  на  одной  из  основных  составляющих  туристской деятельности. Данная  форма организации  учебно-воспитательного   процесса  в  детском туризме   базируется,  кроме  вышеназванного,   на   теоретических   основах  исследовательского  метода   обучения   в   походах,   который   определяет деятельность  руководителя  детской  группы  при  подготовке  и  проведении учебных мероприятий и участников похода.

Следует отметить, что при организации  и проведении данной формы учебно-воспитательного     процесса     используется     личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются  следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной  работе   в  туристском лагере с отдыхающими детьми [15,c.76]:

- личностно-деятельностный;

- диалогический  или полисубъектный;

-индивидуально-творческий;

- культуросообразности;

- целесообразности;

- природосообразности;

- краеведческий;

- целостности  воспитательного процесса и единства  педагогического влияния.

       Исходя  из  этих  теоретических  позиций  , можно  определить   те принципиальные педагогические взгляды, на которых  следует  базироваться  в практике организации и  проведения  туристских  детских  лагерей.  Основная задача педагога в  оздоровительном  лагере  заключается  в  создании  некой гипотетической модели по формированию развивающей  и  обучающей  среды  для детей.

Именно  педагогом-воспитателем,  инструктором  туризма   в   детском туристском   лагере    должны   задаваться   условия,   формы   и    методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед  ним первой информации  с творческих  позиций.

Из этого следует, что одной  из наиболее существенных задач является решение вопроса о  способах  формирования  внутренней  мотивации,  то  есть превращения  внешней  необходимости  исследования  нового  и   неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.

 Одним из важнейших принципов  организации познавательного отдыха  детей в туристских лагерях,  особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является  принцип  целостности  воспитательного процесса и единства  педагогического  влияния.  Эта  деятельность  способна  одномоментно воздействовать на интеллектуальную,  эмоциональную  и  волевую сферы   личности   юного   туриста,   осуществлять   органическое   слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.[15,c.89]

Совместная   практическая   деятельность   ребят   в   походе   должна основываться, в первую очередь, на интересе,  увлечении  конкретным  делом, осмыслении  работы,  и  уже  во  вторую  -  на  занятиях  теоретического  и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.

Туристско-краеведческая форма  учебно-воспитательной  работы  является  эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма  работы  способствует  укреплению  здоровья,   разностороннему   воспитанию, становлению  гражданственности  и  патриотизма   подрастающего   поколения.

Для учащихся в  подростковом  и  юношеском  возрасте  разнообразные  путешествия, знакомство с различными  уголками  своей  страны,  изучение  на практике  их  исторических,  культурных,  природных достопримечательностей является  наиболее   естественной деятельностью.

      Использование   разнообразных  туристских  и   технических   средств   в оздоровительном  туристском  лагере:  лазание  по   скалам,   плавание   на байдарках,  лодках  и  катамаранах,  работа  с   различными   приборами   и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего  и  старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе.

Основу личностно-деятельностного  подхода  в  экологическом  воспитании детей в походе составляет общественно-полезная экологическая  деятельность.

 Она  отвечает следующим требованиям [15,c.125]:

- подчиняется  основополагающим воспитательным  задачам;

- имеет  коллективный характер проведения, основанный на принципах

ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;

- адекватна  личным потребностям, целям, мотивам;

- является  творческой;

- способствует  активизации деятельности школьников;

- имеет  высокий уровень организации;

-базируется  на принципах самоуправления, самодеятельности  и

сотворчества;

- имеет  очевидный практический фундамент;

- учитывает  возрастные и индивидуальные  особенности;

- является  посильной;

- имеет  комплексный характер, то есть  включает в себя разнообразные

формы экологической  деятельности;

- проводится  непрерывно и систематически.

Вся  учебно-воспитательная  работа  в  походе  строится  на  полном самоуправлении,  организуется  на   основе   развитой   административной   и исследовательской инструментовки. Детские  туристские  походы  и экспедиции проходят в форме, максимально  приближенной  к  настоящей  исследовательской экспедиции в спортивном туризме.

  Цели,   задачи,   принципы        организации    детской    туристской исследовательской экспедиции     (похода с  исследовательской  ориентацией) определены программой туристского лагеря.

 Туристские  экспедиции,  походы,   полевые   лагеря   организуются   и проводятся исходя из того, что летние программы туристских лагерей содержат  несколько тематик экспедиций.

Главными целями данных форм работы определяются:

  • рекреационная, т.е.  отдых  и  оздоровление  детей  в  природной среде;
  • формирование навыков выживания в природной среде;
  • формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся;
  • воспитание экологической культуры личности;
  • сбор экспериментального материала непосредственно в полевых

условиях;

  • профессиональная ориентация учащихся;

внеурочная  работа по предметам базового школьного  учебного плана.

Познавательно-исследовательская    деятельность    отдыхающих    детей развивается, как правило, на базе  специализирующегося на детском  отдыхе туристского учреждения.

Реже это бывает группа,  организованная  на  школьных  оздоровительных  площадках по месту жительства или  организации комитета по  делам  молодежи.

 Разновозрастная, чаще всего,  учебная группа, состоящая из 6-15  школьников,  работает по специальной  туристской исследовательской программе.

 Полевые экологические исследования  в экспедиционных  условиях,  можно  сказать,    являются    центральным,    смыслообразующим    и    созидающим организационное  начало звеном процесса исследовательской  деятельности детей в лагере.

 Экспедиции и походы проводимые  в лагере  с  исследовательским   уклоном представляются наиболее  привлекательными и  перспективными  в  ряду  других  форм туристско-краеведческой  деятельности (спортивные походы,  экскурсии  и др.). Это связано  с тем, что экспедиция оказывается  наполненной глубоким  и важным  для  учащихся  практическим  содержанием

Главная концепция  занятости  и  досуга  детей  предусматривает  только  культурно- развлекательную  программу и исключает какие  то бы ни были выходы за пределы лагеря. Это существенно обедняет содержание отдыха детей.

     Не просто отдых  и развлечения, но предстоящая  работа, изучение нового, еще неизвестного, а,  возможно,  -  и  открытия  делают  для  ребят  походы  наиболее привлекательной и интересной  формой по сравнению с другими   видами  отдыха.  Заинтересованное  и,  зачастую,  весьма   уважительное   отношение местного населения к научным задачам детей значительно  повышает  в  глазах ребят  социальную  ценность  интеллектуального  труда,  формирует   целевую установку, которая позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем образовании и саморазвитии.

 В туристском походе должны  быть  поставлены,  осознаны  и   реализованы конкретные задачи  в условиях конкретного региона.  То есть экспедиция —  это  определенная модель организации  познавательной деятельности.

В  любой  туристской   экспедиции   —   комплексной   или   узко тематической, реализация исследовательских программ происходит по  различным направлениям. Очень важным и принципиальным моментом является то, что  ребенок сам выбирает из предлагаемого ему перечня,  чем  ему  заниматься.  Он  также имеет право поменять интересовавшее его раньше направление, что даже  весьма неплохо, так как пока у  ребят  еще  есть  возможность  попробовать  себя  в разных направлениях исследовательской деятельности предлагаемой в  лагере.

 Не секрет, что на практике  в условиях детского туристского  лагеря  все решает не направление науки, а личность педагога и инструктора туризма, его талант, профессионализм, увлеченность данной программой лагеря,  открытость  для  детей  и  многие  другие   исключительно   индивидуальные   личностные характеристики работника лагеря.

В  туристские экспедиции  подбираются  хорошо подготовленные в туристском и физическом плане дети.  Можно  сказать,  что  эти  два  аспекта  подготовки выходят на первый план по сравнению с учебно-исследовательским.

Очевидно,  что  детская  экспедиция  —  это мероприятие с  повышенной  вероятностью  несчастных  случаев.  Руководители  экспедиции должны максимально  снизить вероятность возникновения  несчастных  случаев,   для   чего   необходимо:   правильное    планирование,    подбор  педагогического  персонала  высокой  квалификации,  тщательная   подготовка  снаряжения,  предварительное  обучение  учащихся  поведению  в  экспедиции, контакт с  местными  органами  власти,  работниками  лесхозов,  рыбнадзора, егерями. В хорошо подготовленной экспедиции бывает  обеспечена  достаточная  безопасность в условиях объективных  опасностей,  характерных  для  данного  района: непогоды, низких или, наоборот, высоких температур, наличия опасных зверей, пресмыкающихся и насекомых, опасных участков  рельефа,  водоемов  и прочее .

 В  экспедиции  подбирают  педагогов или инструкторов туризма,  основная часть которых принимала  участие в  подобных  экспедициях   или  категорийных  походах. Дети идущие в длительный экспедиционный поход  все  обязаны  иметь практику организации быта, ночлега в полевых условиях; участия в туристских походах.

После прибытия в  базовый  лагерь  или  туристский  приют   выделяется время на обустройство и акклиматизацию.

 После решения бытовых вопросов  можно  приниматься  за  познавательные  программы.  Для  естественнонаучных   направлений   необходимые   этапы   — подготовка аппаратуры, проверки методик. В это время  проводятся однодневные радиальные  выходы в окрестности лагеря.  Группы,  работающие  в  населенных  пунктах, знакомятся с ее жителями,  налаживают  контакты,  выявляют  людей,  владеющих ценной информацией.

  На  следующем  этапе   происходит  основной  сбор   материала.   Группы естественнонаучных  направлений  после  непродолжительной   рекогносцировки  отправляются  в   пешеходные  маршруты.  Группы  гуманитарных   направлений работают на объектах или в населенных пунктах.

 Экологическое воспитание и  обучение учащихся в туристско-экологическом  походе и экспедиции проводится  в рамках разнообразных организационных  форм.

 Это маршрутная экскурсия  на местности, беседы в аудитории,  самостоятельные исследования детей  в природе, индивидуальные и  групповые  консультации  (на  пробных площадках, в аудитории), занятия семинарского типа, природоохранные  и природо- восстановительные работы, итоговая научная конференция.

Информация о работе Детский туризм в Республике Беларусь