Фитнес бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Современный и модный в настоящее время фитнес уже существовал и процветал сотни лет назад, однако тогда назывался по-другому, точнее, не назывался никак вообще. Речь идет об античной версии возникновения подобного образа жизни, которая, по мнению большинства специалистов, не подлежит сомнению. Еще в V веке до н. э. древние греки, по сути, создали «доисторический фитнес», посвятив себя занятиям спортом и превратив это в своеобразное искусство. Главной целью для первых спортсменов-любителей была внутренняя гармония и внешняя красота. Более того, ежедневные многочасовые тренировки сделали атлетику профессией — античные спортсмены тратили все свое время на тренировки, чтобы побеждать на Олимпий

Работа содержит 1 файл

фитнес бизнес.doc

— 179.00 Кб (Скачать)


История возникновения фитнеса

Современный и модный в настоящее время фитнес уже существовал и процветал сотни лет назад, однако тогда назывался по-другому, точнее, не назывался никак вообще. Речь идет об античной версии возникновения подобного образа жизни, которая, по мнению большинства специалистов, не подлежит сомнению. Еще в V веке до н. э. древние греки, по сути, создали «доисторический фитнес», посвятив себя занятиям спортом и превратив это в своеобразное искусство. Главной целью для первых спортсменов-любителей была внутренняя гармония и внешняя красота. Более того, ежедневные многочасовые тренировки сделали атлетику профессией — античные спортсмены тратили все свое время на тренировки, чтобы побеждать на Олимпийских играх. Чуть позже, искусство атлетизма достигло Рима, и древние спортивные состязания стали там любимым народным зрелищем. В итоге зародился знакомый многим фитнес — новое слово со старым смыслом. Стоит вспомнить и о существовании терм — первых древнеримских фитнес-клубов, которые служили не только для санитарно-гигиенических процедур, но также для физических упражнений и культурных развлечений. Благодаря этому термы стали со временем местом встреч для общества. Позже подобные заведения возникли во многих европейских странах. Однако, в отличие от античных терм, даже в самых роскошных из них не было ничего, что предназначалось для физических упражнений. Только на рубеже тысячелетий во всем мире появились комплексы, сочетающие в себе гимнастические залы, салоны красоты и сауны — современные фитнес-клубы. Как и в Древней Греции много лет назад, фитнес для одних стал профессией, а для других — способом достижения физического совершенства и духовной гармонии.

 

Вторая версия возникновения фитнеса (которую, впрочем, лучше назвать вторым этапом его развития) — американская, Официально данный термин родился в США около 30 лет назад, хотя первые тренировочные программы сформировались еще во время Второй мировой войны. Чтобы не терять время зря, американские солдаты занимались с отягощениями, укрепляли мышцы пресса, подтягивались на перекладине. Спустя годы простейшие упражнения стали классикой, а профессионалы в сфере фитнеса постоянно совершенствуют их.

 

В 70-е годы XX века тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем многих американцев. И эти проблемы увеличивались пропорционально улучшению качества жизни. При президенте США был создан Совет по фитнесу, в который вошли 20 наиболее авторитетных профессионалов в данной области, а также политики из разных штатов. Главной задачей этого совета была популяризация спортивно-оздоровительных упражнений. В 1983 году американец Марк Мастров создал систему «24 часа фитнеса», идеологической основой которой была доступность во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы. Впрочем, полностью воплотить подобную систему в жизнь так и не удалось. Тем не менее, работа Мастрова положительно воздействовала на умы американцев, доказав необходимость постоянно заниматься своим телом, а фитнес наконец обрел большую популярность как среди преуспевающих бизнесменов, так и простых рабочих.

 

К концу 80-х годов прошлого века фитнес наконец пожаловал в СССР, тем самым начертав в истории очередной, советский, этап своего развития, за которым последовал т. н. славянский, или же постсоветский этап. До начала исторических изменений в 80-е годы в бывшем Советском Союзе понятия фитнеса не было вовсе, существовали только спорт и физическая культура. Абсолютная доступность занятий и послужила фундаментом для успехов советского спорта. Возможность бесплатно заниматься в многочисленных секциях при школах, домах культуры, спортивных комплексах была у каждого человека любого возраста. Способные дети и подростки могли рассчитывать на дальнейшие занятия спортом высших достижений. Остальные могли заниматься сколько угодно — для собственного удовольствия и поддержания хорошей физической формы.

 

Именно физическая культура и является прообразом современного фитнеса. Но, начиная с 80-х годов прошлого века, спорт в нашей стране прекратил свое развитие. С каждым годом стадионы и спортивные комплексы морально устаревали, новое оборудование не разрабатывалось, исследовательская работа в области физкультуры и спорта практически не велась. Лишь после обретения Россией статуса независимого государства в стране начали появляться первые фитнес-центры.

 

 

После изучения конкурентной ситуации вы будете владеть информацией о том, есть ли в ближайшем вашем окружении (радиус - 1 км) фитнес залы. При этом к конкурентам нужно отнести фитнес залы всех уровней - начиная с самого дешевого сегмента и заканчивая элитным клубом.

 

Далее сегментируйте население района, в котором вы хотите открывать фитнес клуб. Первичную сегментацию жителей можно сделать, опираясь на данные по жилым объектам недвижимости. Если большую часть этих объектов составляет дома вторжилья, то соответственно, класс будущего фитнес клуба не должен быть ориентирован на элитную аудиторию. И напротив, фитнес клуб премиум класса должен располагаться среди домов элитного жилого микрорайона, либо поблизости с коттеджным поселком.

 

При этом, имейте в виду, что в спальных районах с обилием «девятиэтажек» количество жителей на квадратный километр в десятки раз выше, чем в районах частной элитной застройки.

 

Планировка помещения также взаимосвязана с выбранной ценовой категорией будущего клуба. Но для любой категории фитнес клуба есть обязательные нормы, без соблюдения которых ни один даже самый захудалый фитнес клуб не сможет открыться. Речь идет о наличии системы вентиляции, отопления, удобных раздевалок с душевыми кабинами и санузлами с туалетной бумагой.

 

В зависимости от категории вашего клуба последующее содержание интерьера может не иметь пределов. Например, в фитнес клубе премиум класса априори подразумевается наличие сауны, отдельных вместительных кабинок с удобной и надежной системой хранения (с ключами от кабинок, женщинам не удобно заниматься в зале), три мощных фена, зеркала. При этом, стоимость сауны, как правило, входит в стоимость абонемента.

 

Организация таких направлений, как косметический и массажный кабинеты, фитнес-бар и солярий, безусловно, будут способствовать увеличению выручки всего клуба. В мировой практике фитнес бизнеса доходы от смежных направлений деятельности в среднем составляют около 30% прибыли. Однако и инвестиционные затраты на оборудование смежных косметических направлений также потребуются немалые.

 

Еще одна специфика бизнеса на фитнесе состоит в сезонности востребованности услуг. Летом отмечается огромный спад на услуги фитнес клуба. Сезон начинается в августе и заканчивается в мае. При этом, в первые две недели января также значительно снижается посещаемость тренировок.

 

Что предлагать клиентам?

По содержанию фитнес программы делятся на:

 

- основные (фитнес, силовые нагрузки)

- направления низкой интенсивности (йога, пилатес, дыхательные гимнастики)

- танцевальные направления (восточные танцы, стрип-пластика, испанские танцы, ирландские, бальные танцы и другие)

- детское направления (детская аэробика, танцевальные классы – хип-хоп, тектоник, брейк данс и т.д.)

- направление для будущих мам.

Обратите внимание, данное содержание программ рекомендуется предлагать в клубе любого уровня. Это единственный момент в данной статье, когда мы отходим от необходимости отталкиваться от первоначальной сегментации.

 

Оборудование фитнес клуба – одна из самых затратных частей бизнес плана. Зеркала по всей длине стены, степы, коврики, гантели и утяжелители – это основной минимальный набор, который необходим для открытия самого простого фитнес зала. Далее, в зависимости от выбранной категории фитнес клуба, можно дополнительно оснащать оборудованием зал. Например, в клубе средней и высокой ценовой категории, инструкторам будет сложно провести интересные занятия в течение длительного времени без современного оборудования – коры, полусферы, фитболлы, амортизаторы и бодибары. Для проведения популярных в данный момент тренировок, именуемых как «IRON HOT» необходимо приобрести целый набор специальных грифов и блинов для данного направления.

 

После приобретения и размещения оборудования осталось подобрать квалифицированный персонал в составе опытных инструкторов и администраторов.

 

С приходом весны многие понимают, что за зиму набрали лишние килограммы. Причин для этого немало: здесь и желание скоротать долгий вечер за чашкой чая с вареньем, и низкая физическая активность. Под зимней одеждой недостатки фигуры не столь заметны, а вот с наступлением тепла — наоборот. Поэтому именно в это время года спрос на разного рода услуги, связанные с внешностью, резко возрастает. Но, к сожалению, не всегда они оказываются доступны для широкого круга людей. Особенно те, которые изначально рассчитывались на довольно избранную аудиторию. К примеру, фитнес-услуги.

 

Для начала напомню: слово «фитнес» происходит от английского «fit», что в переводе означает «соответствовать», «быть в хорошей форме». Фитнес включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранной диетой. Поначалу считалось, что фитнесом занимаются те, кто практикует занятия бодибилдингом. Сегодня же фитнес – большой комплекс услуг, который предлагают специализированные клубы. Он довольно популярен как среди мужчин, так и среди женщин.

 

Ценовой диапазон

 

Если в 2004 году фитнес-клубов в Алма-Ате насчитывалось около двухсот, то сейчас эта цифра существенно снизилась. Тогда в список были включены не только, собственно, клубы, а и все тренажерные залы, и оздоровительные комплексы медицинских центров. За прошедшие полтора года многие залы закрылись. Постоянно действующих клубов теперь примерно пятьдесят. Получается, что современная ситуация на рынке фитнеса напоминает историю с супермаркетами — большие клубы постепенно вытесняют маленькие.

 

Фитнес-клубы представляют сегодня оздоровительные направления, рассчитанные на любой вкус потребителя. К примеру, плавание включает в себя комплексы по аква-аэробике для взрослых, детей, беременных женщин. Как правило, в клубах есть возможность заняться восточными единоборствами, боксом, бодибилдингом. Очень широко представлены танцевальные направления, среди которых хип-хоп, модерн, танец живота, боди-балет. По желанию можно заняться и йогой. Различаются также отдельные комплексы для детей и людей с осложнениями опорно-двигательного аппарата.

 

Соответственно, и цены формируются в зависимости от комплекса услуг, который может предложить клуб. В крупных фитнес-клубах, которых в Алма-Ате шесть, существует такое понятие, как клубная карта. Любой желающий может приобрести абонемент: разовый, месячный и годовой. Стоимость разового посещения составляет от 20 долларов за весь комплекс услуг, предоставляемый клубом. Месячный абонемент обойдется в сумму от 250 долларов, годовой – от 2300 условных единиц и выше. Также предусмотрена определенная система скидок, например семейных или корпоративных. Однако в любом случае, понятно, что такая услуга не рассчитана на кошелек рядового казахстанца.

 

Впрочем, есть занятия и подешевле – например, в профессиональных фитнес-клубах и танцевальных студиях. Здесь цены варьируются в зависимости от спектра услуг и качества сервиса. Клиенты оплачивают стоимость выбранной ими тренировки. Например, 12 занятий в месяц продолжительностью в один астрономический час обойдутся в сумму от 4000 тенге. Раньше и в таких клубах была карточная система, но ее отменили, потому что туда, как правило, люди приходят заниматься с конкретным тренером. В случае его отъезда или увольнения придется работать с другим инструктором, а такой вариант устраивает не всех.

 

— Ценовая политика, конечно, играет немалое значение, — говорит президент Федерации спортивной и фитнес-аэробики Элина Алимжанова. — Выбор услуг сейчас достаточно велик. Кроме того, очень важен и уровень сопутствующего сервиса. Естественно, что должен быть душ, желательно наличие сауны. Если в клубе есть бассейн, его планка автоматически поднимается. Хотя, насколько я знаю по своему двадцатилетнему опыту, какого бы качества ни был сервис, люди приходят не на что-то, а на кого-то. Человеческий фактор — прежде всего.

 

Для менее разборчивого и не очень обеспеченного клиента наиболее приемлемый вид услуг – обычный тренажерный зал. Тренер там, конечно, есть. Но особого внимания он вам уделять не будет. Зато в таком случае можно будет обойтись 2-3 тысячами тенге в месяц.

 

Деньги деньгами,

 

а здоровье важнее

 

Любой инструктор прежде всего должен направить клиента на консультацию к врачу. Без его ведома заниматься каким бы то ни было направлением противопоказано.

 

— Тренеры, хотя и могут проконсультировать клиента, но не имеют на это права. Это обязанность врача, — комментирует генеральный директор Центральноазиатской федерации восточного танца Мария Сорокина. — Можно, конечно, и не ходить к нему. Но в таком случае клиент сам несет ответственность за свое здоровье. Если он, например, пришел на занятия с позвоночной грыжей и никого не предупредил — с инструктора никакого спроса. К тому же врачи дают и рекомендации о правильном здоровом питании.

 

Кадры – не последнее дело

 

Смело можно утверждать, что в Казахстане сейчас бум фитнес-индустрии. При таком большом наплыве желающих качество подготовки преподавателей имеет важное значение. В данный момент есть проблема с тренажерными залами, поскольку инструкторов такого плана практически нигде не готовят. В крупные клубы в основном приглашают профессиональных спортсменов. Они хорошо знают, как подготовиться к соревнованиям, но не могут правильно научить клиентов. А вот дефицита инструкторов групповых программ не наблюдается.

 

Такая же ситуация и с преподавателями восточного танца, или, как его еще называют, ориентал-дэнс. Танец живота в последнее время стал невероятно популярен. Мир фитнеса также подвергается веяниям моды. Когда появилась новая программа по тай-бо — виду аэробной тренировки с использованием техники восточных единоборств, — от желающих ее освоить не было отбоя.

 

— Я работаю в крупном клубе, в котором как раз хорошо заметно «движение» клиентов, — рассказывает Элина Алимжанова. – Устойчиво высоки рейтинги на танцевальных классах. Но вот если в зимний период спрос, к примеру, на аквааэробику невелик, то к лету он поднимется в несколько раз.

 

— Здесь играют свою роль не только вкусовые влияния, но и сезонные, — продолжает Мария Сорокина. — Я, работая тренером уже семь лет, не советую в тяжелый жаркий летний период заниматься силовыми и танцевальными направлениями. Стоит отдать предпочтение плаванию или же вообще прекратить занятия. Чтобы лишний раз не травмировать свой организм, нужно давать ему отдых. Ведь конечная цель фитнеса заключается в том, чтобы человек был здоровым и прекрасно себя чувствовал.

Информация о работе Фитнес бизнес