Формирование стратегии развития туристско - рекреационного комплекса региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Для активизации процесса развития туризма, по-моему, необходимо кардинальное изменение региональной политики в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 77.19 Кб (Скачать)

    Основной принцип туризма сформулирован еще в Древнем Риме, крупнейшим римским философом Сенекой: «Для путешествий надо выбирать места здоровые  не только для тела, но и для нравов». В этом отношении, Бурятия один из интереснейших регионов России, расположенный в самом центре Евро-Азиатского материка. Территория республики составляет 351 тысячу квадратных километров с населением - почти один миллион человек. По количеству солнечных дней Бурятию сравнивают с Крымом.  Ведущие виды экономической деятельности республики: промышленная и  сельскохозяйственная.  Республика обладает сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов. Туристско-рекреационный  комплекс Бурятии - это восемьдесят одна санаторно-курортная организация и организации отдыха, 33 гостиницы и 23 туристские фирмы.

            Республика, обладая значительной долей наиболее привлекательных природных и историко-культурных ресурсов туризма Восточной Сибири, имеет потенциал для развития многих видов туризма: экскурсионного (познавательного), рекреационного, религиозного, экстремального. Крупнейшим центром притяжения туристов является озеро Байкал, признанного ЮНЕСКО в 1996 г. участком Всемирного природного наследия и где находятся основные запасы пресной воды России.  Большой интерес вызывает уникальная культура народа Бурятии, сохранившего памятники мирового значения. Культура забайкальских старообрядцев, называемых местным населением «семейские», в 2002 г. включена ЮНЕСКО в список 19-ти нематериальных мировых шедевров. Национальные парки, заповедники и заказники составляют 9 процентов от общей площади республики.

     Удобное географическое положение, богатейшие историко-культурные и природные ресурсы, сложившаяся транспортная схема, связывающая Байкал с регионами России и с зарубежными странами,  стабильная экологическая ситуация, мирное сосуществование религий способствуют быстрому развитию туризма в Бурятии.

  На сегодняшний день, информационной основой статистики туризма в республике является федеральное статистическое наблюдение за деятельностью туроператоров и турагентов (форма 1-турфирма) и коллективных средств размещения (форма №1-КСР), а также  региональное ежеквартальное наблюдение за деятельностью организаций, занимающихся приемом и обслуживанием туристов (форма 1-ТУР).  Статистическая информация по региональному наблюдению, а именно темп роста туристских прибытий, является индикатором уровня оценки социально-экономического развития Республики Бурятия по регулированию отношений в области туризма и взята за основу прогнозных оценок развития туризма в республике.

      В рамках организованного туризма в последние годы отмечается положительная динамика роста туристского рынка. В 2006 году в республике осуществляли деятельность 23 турфирмы, из них туроператорской деятельностью занималось девять фирм, или 39 процентов от общего количества. За 2006 год турфирмами республики обслужено 32 тысячи туристов, что на  4% больше, чем в 2005 году и в 3 раза больше, чем за 1999 год.  Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для Бурятии по числу проданных путевок, обслуженных туристов и по обороту (общая стоимость проданных путевок) являлся выездной туризм.   Так, если в 1999г. в туры по зарубежным странам было отправлено  8,1%  от общего числа туристов, то в 2006г. эта доля  увеличилась до 65%.  В зарубежные страны в 2006г.  по путевкам турфирм выехала 21 тысяча человек, что на 73% больше, чем в 2005 году. Среди стран, куда наиболее часто выезжали наши туристы, лидером остается Китай, которую посетили 85% от выехавших туристов. На данное обстоятельство оказывает влияние близкое расположение  с КНР, с которой местные турфирмы имеют давно налаженные устойчивые связи. 

          В 2006 году наблюдалось уменьшение  числа принятых иностранных туристов  на 40%, их  доля  в общем числе  обслуженных турфирмами составила  за последний год 11%. В прошедшем  году среди иностранных туристов - клиентов российских турфирм,  преобладали жители Германии  – 46% от всех иностранных   гостей.

  Центральное место в туристской инфраструктуре занимают коллективные средства размещения - гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.). В себестоимости турпродукта доля затрат по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию составила около 30%. Наблюдавшаяся в прошлые годы тенденция сокращения сети коллективных средств размещения, в 2004г. приостановилась и число коллективных средств размещения увеличилось по сравнению с 2003г.  на 14 единиц, в последующих годах рост их числа продолжился.   Гостиничный комплекс   республики на начало т.г. насчитывал 46 коллективных средств общего назначения, из них 33 гостиницы. Качество гостиничного сервиса находится несколько ниже международных стандартов (56 работающих на 100 номеров в средствах размещения гостиничного типа, при международном стандарте - 67-68 человек на 100 номеров).  Большинство объектов размещения туристов республики нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции, так как были построены в период до 1980г. по устаревшим проектам.  Так, к концу 2006г. гостиницы и аналогичные коллективные средства размещения гостиничного типа республики  не имели категорий, услуги большинства объектов размещения не сертифицированы, ими предоставляется неполный комплекс услуг. Доля номеров высшей категории составила 3,7% в коллективных средствах размещения гостиничного типа.  Относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности свидетельствует о том, что местные коллективные средства размещения пока  не позволяют обеспечить мировые стандарты по обслуживанию иностранных туристов.   

    Развитие туризма трудно представить без наличия развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей проезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно, а в ряде случаев и самой предоставляющей туристско-экскурсионные услуги (круизы и прогулки на теплоходах, автобусные экскурсии и т.п.). В 2006г. на долю услуг по транспортному обслуживанию туристов в общем объеме затрат туристских фирм на приобретение услуг сторонних организаций приходилось 35%.

   Создание привлекательного туристского продукта является одной из важных задач развития современного туризма.   Помимо гостиничного размещения,  питания и транспортного обслуживания, турист готов  оплачивать и новые ощущения, получаемые от  экскурсионной программы, различные мероприятия   просветительского и развлекательного характера.  Однако, в  общих затратах по приобретению прав на услуги сторонних организаций  за 2006г. экскурсионное обслуживание и  услуги культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера в сумме составили всего 7,6%, что делает  турпродукт республики малопривлекательным и отражается на продолжительности пребывания в регионе. Так, по данным регионального наблюдения за 2006г. продолжительность пребывания 75% иностранных туристов  в республике незначительна и составила от одного до трех дней.

       Анализ состояния рынка туризма в Бурятии показывает, что, несмотря на высокий потенциал   в развитии туризма, его влияние на экономику республики пока незначительно и сдерживается, в основном, недостаточным финансированием данного сектора, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Несмотря на рост объемов туристских и санаторно-оздоровительных услуг населению на 2,1% и 12% по сравнению с предыдущим годом, соответственно, они занимают в совокупности менее 4% в общем объеме платных услуг, оказываемых населению. 

      Федеральное государственное статистическое наблюдение   за деятельностью туристских фирм характеризует деятельность турфирм, как одной из составляющих туристской индустрии, и отслеживает число лиц, воспользовавшиеся их услугами и не дает полной картины о числе туристов, посетивших регион. Поток туристов, посещающих республику, можно классифицировать по системе критериев, в качестве которых логично выбрать принадлежность обслуживающего оператора к турфирмам республики и факт проживания в ходе посещения в средствах размещения республики. Так, согласно федерального наблюдения за деятельностью коллективных средств размещения, за 2006 год размещено 158 тысяч туристов, что примерно в 5 раз больше, чем принято туристов турфирмами.  Следовательно, значительная часть туристов не пользуются услугами турфирм, а предпочитают путешествовать и размещаться в гостиницах и аналогичных средствах размещения без туристической путевки.

    В связи с необходимостью обеспечения органов власти и управления недостающей статистической информаций по туризму, в рамках Государственного заказа на управление,  Бурятстат, начиная с 2002 года, осуществляет  ежеквартальное региональное статистическое наблюдение по ф.1-тур «Сведения о приеме и обслуживании туристов». Обследованием охвачены коллективные средства размещения и туристические фирмы. Региональное наблюдение позволяет предоставлять пользователям подробную информацию об организациях, работающих на рынке туристических услуг республики, их основных экономических показателях, количестве принятых туристов с подразделением их на граждан России и иностранных граждан, по странам, по целям поездок, по продолжительности пребывания, по результатам деятельности особо охраняемых территорий (национальных парков, заповедников и т.д). Вместе  с тем, ни федеральное, ни региональное статистические наблюдения не позволяют предоставить информацию о числе неорганизованных туристов, особенно в курортной зоне и зоне озера Байкал. Считаем, что в связи созданием туристско-рекреационной зоны и выбором туризма как одного их основных направлений развития республики, остро назрела необходимость в статистической информации о числе туристов, прибывших в регион, с учетов всех составляющих.   

      Возможным решением может служить опыт Краснодарстата, который разработал, при согласовании с Росстатом, Методику определения численности туристов, посетивших курортную зону Краснодарского края, и полученных от их обслуживания доходов. Наличие официальной статистической информации позволяет не только решать вопросы развития курортно-туристского комплекса края, но и имеет большое значение для межбюджетных отношений между Краснодарским краем и Российской Федерацией.

   В соответствии с Законом №76-ФЗ, который дополнил положения Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"  введен новый вид особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в Российской Федерации.

     Туристско-рекреационные  зоны, созданные в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях, Иркутской и Калининградской областях, должны стать одним из эффективных инструментов стимулирования прорывного роста экономики,  которые будут  обеспечивать опережающее развитие регионов и страны в целом. Туристские особые экономические зоны - не новое явление в мировой практике функционирования разнообразных особых экономических зон. В 120 странах насчитывается свыше 3 тысяч различных особых экономических зон с годовым оборотом 600 млрд.долларов. На создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в нашей республике возлагается задача перехода Бурятии на качественно новый уровень развития, механизм значительного повышения бюджетной обеспеченности и благосостояния населения, необходимое условие высокого и устойчивого позиционирования Бурятии на российском и международном туристических рынках. Деятельность туристско-рекреационной зоны даст мультипликативный эффект на смежные с ним виды экономической деятельности, будет способствовать развитию новых видов экономической деятельности, необходимых для устойчивой работы курортов. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия будет расположена на восточном побережье оз.Байкал в Прибайкальском районе. Прибайкальский район находится в центральной части республики   и характеризуется удобным географическим положением и богатейшим природно-ресурсным потенциалом. Сегодня в мире, ежегодно в четырех тысячах горнолыжных центрах обслуживается 100 млн.человек, реализуется 5 млн.лыж и сноубордов. Согласно прогнозам общий поток туристов в туристско-рекреационную зону «Байкал» к 2026 г. составит около 2 млн.прибытий и будет создано 22 тысячи рабочих мест. Общий объем финансирования составляет более 45 миллиардов рублей. 

          В особой экономической зоне  туристско- рекреационного типа «Байкал» предполагается: создание двух всесезонных горно-климатических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; морской курорт; центр водного туризма и отдыха; объекты базовой инфраструктуры. Одними из основных видов отдыха будут горнолыжный и экстремальные виды туризма, которые требуют наличия соответствующей инфраструктуры (снежные равнины с уплотненным снегом, горные трассы, вертолетные площадки, канатные дороги и т.д.); развития таких услуг как прокат одежды и инвентаря, ремонтные мастерские, обучение детей; производство спортивного инвентаря.   Одним из видов отдыха, который предполагается в особой зоне, является экстремальный туризм,  на долю которого в мировом туризме приходится около 10%.  Основные тенденции этого рынка - это появление продуктов с большей долей риска. Этот рынок быстро развивается, активно идет процесс диверсификации.

      Многообразие видов туризма и развлечений – гарантия высоких расходов туристов, отдыхающих на курорте, обеспечение растущего денежного потока, способного в приемлемые сроки окупить все инвестиции в объекты базовой и туристической инфраструктуры.  Открытие особой экономической зоны «Байкал» планируется на 2010 год и выход на международный уровень на 2011-2015 годы

     Таким образом, создание туристско-рекреационной зоны требует от органов статистики и соответствующего государственного мониторинга за ее развитием. Необходимость создания федерального государственного статистического наблюдения подтверждается и тем, что, согласно сообщения Республиканского агентства по туризму по Республике Бурятия, отслеживание работ по созданию туристско-рекреационной зоны  будет на основе данных официальной статистики по выполнению прогнозных показателей, в частности, по количеству прибытий в особую экономическую зону. 

       Создание и развитие особой экономической зоны повышает актуальность следующего важного вопроса - это оценка вклада туристического сектора и смежных видов экономической деятельности в валовой региональный продукт региона. В целях достижения ускоренных темпов развития туристско-рекреационного комплекса Бурятии, а также для создания условий, стимулирующих туризм, Правительством Республики Бурятия разработаны Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы», Концепция развития туристско-рекреационной зоны «Байкал»,  а также проводится активная работа по эффективному продвижению республики на рынке туризма. Агрегированный характер туристской отрасли приводит к недооценке  вклада туризма в региональную экономику. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, туризм является катализатором развития различных секторов экономики, что не отражается в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим видам деятельности. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по доходам от продажи непосредственно туристических путевок. 
Правительство Республики Бурятия неоднократно поднимало вопрос о необходимости расчета вклада туризма в экономику Республики Бурятии.  Вместе  с тем, действующая система государственного статистического наблюдения в области туризма не удовлетворяет эту потребность. Отсутствие Методики, основанной на имеющихся статистических данных, не позволяет Бурятстату осуществить расчеты и предоставить информацию органам власти, для оценки положения и принятия управленческих решений в этой области.  Отсутствие статистической оценки деятельности туристского комплекса является существенным ограничением на пути развития туризма.

Информация о работе Формирование стратегии развития туристско - рекреационного комплекса региона