Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

     Для организации туристских походов  различных категорий сложности  разработаны, приняты и рекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси с благоприятными природными ресурсами — в Поозерье, Понеманье, Приднепровье, Полесье, Центральную Беларусь.

      
   Рекреационный и оздоровительный туризм
 

     Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является эффективное и рациональное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры туризма. В этой связи предусматривается:  
более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики; обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях с расширением спектра предлагаемых туристских услуг; создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха; расширение географии предлагаемых иностранным туристам санаторно-курортных учреждений; рациональное использование природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, таких, как минеральные воды, торфогрязи, сапропели, типы торфов и др.
 

       Деловой туризм 

     Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено: развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организации международных торговых выставок, ярмарок; созданию условий для оказания туристско-экскурсионных услуг при проведении международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций;

     Как вы считаете, может  ли Республика Беларусь поднять свою экономику  за счёт развития туризма?

     Как считают фирмы «Ветразь» и  «Елена» - это невозможно, т.к. в Беларуси нет ни тёплого моря, ни гор, а  это является единственное, что привлекает туристов в настоящее время.

     Фирмы «Олен-тур» и «Колумб», что это  возможно при здравом подходе к развитию данной отрасли.

     В настоящее время по оценкам Всемирной  туристской организации (ВТО), в настоящее  время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

  • Экологический туризм;
  • Культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
  • Специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный и другие.

     Все эти виды туризма можно активно  развивать и в Беларуси, т.к. в  этом у нас потенциал огромный, однако есть основные факторы сдерживающие развитие въездного туризма в  Беларусь, которыми являются:

  • Образ Беларуси как страны, не безопасный для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;
  • Отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
  • Неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках её получения;
  • Неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды» и не только);
  • Отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
  • Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. [1, с.8]  

     Решив эти проблемы, туризм можно сделать высокодоходной отраслью народного хозяйства, которая будет приносить прибыль государству.

     Очень многие туристские компании недооценивают  значимость туризма, это сильнейшим образом влияет на их развитие, а  затем на всю отрасль в государственном  масштабе. 
 
 
 
 

               Заключение

     В системе туризма тесно переплетены  интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

     Устойчивое  развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень подготовки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей  учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизированных учебных пособий недостаточно. [5, с.3]

     Исходя  из экономических соображений многие страны прилагают усилия для предпочтительного  развития въездного и внутреннего  туризма.

     Особое  место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

     Сглаживание сезонности в туризме даёт большой  экономический эффект, позволяя увеличить  сроки эксплуатации материально-технической  базы, повысить степень использования труда персонала в течении года, обеспечить рост поступлений от туризма.

     В организации туризма прямо или косвенно задействованы большинство отраслей народного хозяйства. Развивая туризм на самом высоком государственном уровне, можно поднять не только отрасли занимающиеся непосредственно приёмом туристов, но и остальные отрасли  которые косвенно связаны с туризмом: сельское хозяйство, общепит, транспорт, индустрия развлечений, индустрия услуг, размещения и др.

     Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.

       Сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая развита в недостаточной степени, и требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.

       Туристические компании города  Барановичи работают не на клиента, а на себя. Довольствуются тем, что уже есть. Тратиться малое количество денежных средств на развитие рекламы и рекламных компаний, слабо развита маркетинговая сеть, разработка собственных новаций не ведётся, а используются стандартный набор услуг входящих в турпакет. Это сильно влияет на развитие  туристической отрасли в целом. Клиенту необходимы постоянно свежие туры, разработанные под его личные запросы.

     Для формирования в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса необходимо поощрять частную инициативу, предоставлять со стороны государственных органов всяческую помощь и поддержку малому и среднему бизнесу, работающему в сфере туризма как напрямую так и косвенно.

     В силу таких обстоятельств в Республике Беларусь сложилась ситуация, что выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

     Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

     Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.

     Успешность  турбизнеса не может быть с жёсткой  системой государственного регулирования  в области ценообразования и прибыли. Нормально развивается рынок при конкуренции турфирм между собой. Это позволяет им вводить и разрабатывать собственные новации и инновации.

     Для повышения роли организаций в  туристской индустрии важно не только предоставить им право выхода на внешний  рынок, создав для этого необходимые  организационные предпосылки и  либерализовав государственное регулирование, но и сформировать механизм, который бы заинтересовал их в этом, т.е. создать систему стимулирования туристской деятельности – льготного кредитования и налогообложения. В настоящее время из-за ограниченности ресурсов государственного бюджета процессы кредитования, налогообложения и страхования не получили достаточного развития.

     Многие  предприятия смиряются с тем  положением дел, какое они  имеют, и никаких мер к расширению и улучшению качества оказания услуг  не принимают.

     Белорусской туриндустрии необходимо интегрироваться в мировые туристско-информационные сети и повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристского потенциала республики, сформировать благоприятный имидж страны как туристского региона и наиболее полно интегрироваться в мировое туристическое сообщество. 
Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристских ресурсов и увеличить долю экспорта в 1,5 раза.

       В Беларуси богатое историческое  наследие, которое могло бы способствовать развитию познавательного туризма. Путь выхода из данной проблемы заключается в том, что историческое наследие, пока оно не пришло в негодность, необходимо отдать в частную собственность, и не строить помех со стороны местных органов власти, которые так не считают, однако альтернативы предложить не могут.

     Главная задача государства в настоящее  время – создание в Беларуси современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего  широкие возможности для удовлетворения белорусских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение направлений развития, оказание содействия развитию организаций туризма (в том числе путём финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными организациями и государствами с целью создания лучших условий для экономических отношений с ними.

     Решив эти проблемы, туризм можно сделать высокодоходной отраслью народного хозяйства, которая будет приносить прибыль государству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  использованных источников

  1. Гостиничный и туристский бизнес / Ю.Ф. Волков. – изд. 2-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009. 637с. – (Высшее образование)
  2. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2006. – 200с.
  3. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. Пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. – М.: Новое знание, 2002. – 348с.
  4. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / А.Д. Чудновский [и др.]. 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 320с.
  5. Организация туризма: учеб. Пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондарева, Т.М. Сергеева и др.; под общ. Ред. А.П. Дуровича. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2006. – 640с.
  6. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е.И. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 240с.
  7. Экономика туризма: Учебник / А.Б. Здоров. М.: Финансы и статистика, 2007. – 272с.
  8. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /М.А. Морозов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
  9. «Туризм: право и экономика» №1(20)2007 «Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями в условиях развития российской экономики» / Т.А. Яковлева с.10
  10. http://belarustourism.by
  11. http://bestreferat.ru
 
 

Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь