Франчайзинг в гостиничных комлексах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения гостиничного дела таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса. Сегодня в России уже никого не удивить услугами, обозначенными известнейшими брендами таких отелей как "Hilton", "Crown Plaza", "Park inn", "Radisson", "W" и многих других.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Франчайзинг на рынке гостиничных услуг……………………………………………………………………………5
Раздел 1. Понятие франчайзинга ………………………………………………………………………………...5
Раздел 2. Франчайзинг в гостиничных предприятиях …………………………………………………………………………………12
Раздел 3. Франчайзинг в гостиничных предприятиях Санкт-Петербурга …………………………………………………………………….....................18
Глава 2. Практическая часть………………………………………………...21
Раздел 1. Структура городского отеля на 120 номеров ………………………………..……………………………………………......21
Раздел 2.Примерный экономический расчет на приобретение франшизы ……24
Заключение........................................................................................................26
Список литературы……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг в гостиничных комлексах.docx

— 97.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.  Франчайзинг в гостиничных предприятиях.

   Франчайзинг — такая организация бизнеса, когда компания осуществляет продажу бизнеса, предприниматель или компания осуществляет покупку бизнеса, т.е. приобретает готовый бизнес в виде права на продажу и/или производство продукта и услуг франчайзера, а также соответствующей бизнес-системы.

   Франчайзер — физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

   Франчайзи — физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

   Франшиза — готовый бизнес в виде франчайзингового пакета, который франчайзер продает франчайзи. Иногда франшизой называют также предприятие, которое работает по системе франчайзинга.

   Франчайзинговый договор — договор, по которому одна сторона передает другой стороне за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

   Существует несколько вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающихся взаимными обязательствами.

   Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи предоставляет франшизной гостинице право на использование символа, ноу-хау и системных структур цепи, а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг и периодических платежей.

   Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике, «Националь», «Виноградове» и др.). При этом оператор не управляет гостиницами и не изменяется собственник. Так, московские отели «Marriott» управляются американской компанией «Interstate», a «Националь» остается муниципальным предприятием.

   Франчайзинг может базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров — на использование торговой марки, на предоставление персонала и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. В качестве примера можно назвать «Шератон Невский Палас». Сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее вознаграждение напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы.

   Наиболее распространен вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса, роялти, отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта.

   В России получила распространение практика создания совместных предприятий. В этом случае сеть становится одним из инвесторов проекта, вкладывает свой капитал и технологии на условиях участия в прибылях отеля.

   Гостиничный оператор может выступать владельцем отеля, но эта схема требует больших финансовых вложений, что сдерживает расширение сети. В таких моделях владение отелем считается залогом стабильности бизнеса.

   В Европе в группы и консорциумы входят лишь 16 % гостиниц, а в Северной Америке франчайзинговые сети охватывают более 70 % всех отелей. Практика ведения бизнеса показывает, что входящие в цепь отели имеют средний доход на 60 % больше и заполняемость на 8 % больше, чем независимые гостиницы.

    При построении отношений франчайзера и франчайзи возможны два основных варианта:

  • прямой франчайзинг

Когда франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю. Если образуется сеть международного франчайзинга, где велико географическое расстояние между франчайзером и франчайзи, то возникает проблема достаточной поддержки на местном уровне и учета местных особенностей;

  • косвенный франчайзинг

Когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи, который в последующем будет заключать субфранчайзинговые договоры со следующими франчайзи. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату.

   При выборе варианта франчайзинга нужно учитывать финансовый фактор, так как расширение деятельности в международных масштабах требует от франчайзера значительных денежных инвестиций, которые нужны для ведения переговоров по заключению франчайзингового договора или открытия собственного представительства, а также адаптации к местным условиям. Приходится решать проблему найма местных менеджеров, знакомых с требованиями местного законодательства, традициями и вкусами конечного потребителя, которые проходят специальные курсы обучения и в последующем используются как консультанты.

   Наличие в стране потенциального развития предпринимателей, имеющих практический опыт, обладающих финансовыми и кадровыми ресурсами и способных выполнять функции генерального франчайзи, всегда выгодно для центральной фирмы — франчайзера, поскольку позволит ему не вкладывать значительные средства в формирующуюся международную сеть ускорит внедрение данного бизнеса в эту страну.

   Франчайзер обычно склоняется к заключению прямых франчайзинговых договоров в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Если страны географически отдалены, то сотрудничество становится затруднительным и требует больших трансакционных издержек, поэтому франчайзер будет склоняться ко второй форме франчайзинга. При этом степень страновых различий наряду с другими факторами оказывает влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга.

    Система франчайзинга должна найти в российских условиях широкое применение в организации и управлении гостиничным хозяйством, поскольку она не требует изменения формы собственности.

   Франчайзинг предлагает современные отработанные технологии ведения бизнеса, что позволяет избежать ошибок организационно-технического характера. Вместе с тем франчайзинг как организационно-экономический инструмент требует стабильной законодательной основы, которой в нашей стране пока нет. Для отечественных предпринимателей вхождение во франчайзинго-вую сеть связано с наличием относительно небольшого стартового капитала, однако получить кредит на эти цели непросто

   Франчайзинг - это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. Франчайзодатель, т.е. эта цепь, предоставляет “защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя” (из определения Международной ассоциации франчайзинговых организаций).

   Франчайзодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки.

   В этом случае согласно договору, заключаемому крупными гостиничными цепями (франчайзодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами, последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационые системы бронирования, техническую помощь, обучение персонала и другие возможности, находящиеся у франчайзодателя. Франчайзопокупатель периодически выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию в размере 3-4% оборота, а также вносит первоначальный взнос в размере около 30%. Франчайзинг выгоден и для франчайзодателя, который привлекает деньги со стороны и с их помощью развивается гораздо быстрее, чем мог бы развиваться на свои собственные средства, и для франчайзополучателя, у которого есть деньги и желание работать, но не хватает опыта и репутации. Некоторые корпорации передают на франшизу отдельные торговые точки, другие - целые предприятия. Система франшизных договоров получила большое распространение в мире.

   Во Франции, например, система франчайзинга развивается в одно- и двухзвездочном гостиничном секторе. Благодаря этой системе двухзвездочные гостиничные цепи (“Аркад”, “Ибис”) и однозвездочные цепи (“Балладан”, “Формула 1”) построили сотни гостиниц за последнее десятилетие. Этот успех можно отнести к политике французских гостиничных цепей, которая заключается в привлечении франчайзиатов маленьким первоначальным взносом от 270 до 540 тыс. долл.

   В США систему франчайзинга активно применяют такие именитые гостиничные цепи, как “Холидей Инн Уордвайд” и “Редиссон Отеле”.

   Если гостиница является франшизным членом какой-либо известной гостиничной цепи, она может управляться самостоятельно, вне прямого контроля со стороны администрации цепи. Цепь в этом случае не имеет прав на доходы и не несет ответственности за потери по франшизным операциям.

   В статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации договор франшизы носит название “Договор коммерческой концессии”. По договору пользователю предоставляется право заимствовать фирменное название, коммерческую информацию, товарный знак правообладателя за определенную плату (разовую или периодическую).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Франчайзинг  в гостиничных предприятиях Санкт-Петербурга.

   Администрация Санкт-Петербурга считает, что городу как международному туристическому центру надо увеличить количество мест, как минимум, вдвое.

Это подтверждает, статистика: по результатам прошлого года город  посетило около 2,6 млн. человек - на 5,4 % больше, чем в 1996. Цели поездок были совершенно разные, так 33 % от общего числа  гостей города приезжало в служебные  командировки, несколько меньше по туристическим визам (27 %).

Обслуживающий персонал составлял  примерно одну пятую от состава групп, посетивших Петербург. С частными целями в городе побывало около 440 тыс. человек (17 %).

   Разумеется, все приезжие нуждались в гостиничных услугах. Однако далеко не все остались довольны качеством обслуживания, и особенно ценами в петербургских гостиницах. Как видно из приведенных выше данных, сегодня в Петербург в основном приезжают деловые люди. Обычно им нужны не роскошные апартаменты, а обыкновенная обстановка и нормальное питание.

В рамках создания эффективно работающей гостиничной инфраструктуры городские власти предусматривают  не только развитие и реконструкцию  действующих отелей, но и строительство  новых (в том числе гостиниц низкого  тарифа). Кроме того, существует программа  развития специальных объектов типа town houses и hostels.

   Сегодня в различной степени готовности находятся восемь проектов петербургских гостиниц. Завершение реализации только этих проектов позволит довести число мест в гостиницах первого класса до 2024, а в отелях среднего класса до 5885.

Программа развития отельного  бизнеса позволила привлечь в  Петербург известные международные  компании: «Хилтон Интернэшнл», «Аккор»,

»Интерконтинентал», «Radisson – SAS» и др.

   Важно и то обстоятельство, что эффективная эксплуатация гостиниц способна существенно пополнить городскую казну. Общая сумма налогов по гостиничному сектору (с учетом налога дорожного фонда), поступивших в бюджет Петербурга в прошлом году, составила $ 14,9 млн.

Подавляющая часть этой суммы  – налоги гостиниц первого класса (75%).

Трехзвездные отели принесли 21%, а гостиницы низкого тарифа всего лишь 4% налогов.

   Еще несколько лет назад город получал весьма солидные поступления в бюджет от туристов из Финляндии. Сегодня почти все финские группы предпочитают посещать Эстонию. Объясняется это тем, что пакет туруслуг там гораздо качественнее и дешевле. Для среднестатистического туриста из

Финляндии сегодня очень  накладно останавливаться даже на 1-2 дня в «Невском Паласе» или в «Европе». Но и в гостиницах среднего класса они жить не могут: качество сервиса не выдерживает критики.

В настоящее время гостиничный  комплекс города включает в себя около

100 гостиниц на 27,8 тыс.  мест. Три из них («Астория», «Невский Палас»,

«Европа») – первоклассные, остальные среднего класса (наиболее значимыми считаются «Прибалтийская», «Пулковская», «Москва» и «Санкт-Петербург»), а также гостиницы низкого  тарифа либо ведомственные.

   Заполняемость гостиниц в течении года подвержена сильным сезонным колебаниям (от 35 до 95 %). При этом спрос на гостиницы первого и среднего класса формируется в основном за счет приезжающих из западных стран, а гостиницы низкого тарифа используются гражданами России и СНГ.

Городские власти готовы предоставить преференции для строительства  не более двух отелей класса «пять  звезд» (по мнению специалистов, больше номеров «люкс» до 2003 года Петербургу не понадобится. Учитывая, что

«Северная корона» войдет в строй в ближайшее время). Все остальные инвесторы, пожелавшие заняться высококлассным гостиничным бизнесом, будут действовать на свой страх и риск.

   В данный момент происходит приватизация городских отелей, но ее степень различна для каждой из гостиниц. Так «Северная корона» и «Санкт –

Петербург» практически  полностью приватизированы. В каждом из АО осталось только 8 % акций, принадлежащих городу (эти две гостиницы были запущены в процесс приватизации первыми). «Прибалтийская», «Москва» и «Пулковская» представляют собой акционерные общества со 100 % капиталом города.

Сегодняшняя рыночная стоимость  акций старых гостиниц зачастую не просто низкая, но даже отрицательная (если иметь в виду мировые стандарты) именно поэтому от массовой продажи  пакетов акций решили отказаться.

Информация о работе Франчайзинг в гостиничных комлексах