Государственная программа развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Республика Беларусь - молодое государство с богатой древней историей, расположенное в центре европейского континента на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье). Размеры территории Беларуси (207,6 тыс. км.) и количество населения (чуть менее 10 млн. человек) характеризуются средними показателями среди государств Европы.

Работа содержит 1 файл

гос программа развития туризма.docx

— 54.91 Кб (Скачать)

5222 

Германия 

5669 

4952 

6147 

7067 

8542 

Израиль 

3723 

882 

1119 

755 

2515 

США 

2881 

4768 

2855 

3376 

5518 

Литва 

1949 

2744 

6734 

7458 

5317 

Италия 

1463 

1642 

2067 

4225 

4533 

10 

Кипр 

1101 

1375 

1258 

2602 

1179 
 
 
 

Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль. 

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Республику Беларусь, в  настоящее время являются: 

образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок  выдачи белорусских виз гражданам  иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного  туризма в Республику Беларусь; 

неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный  и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с  современным уровнем комфорта; 

отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и  иную туристскую инфраструктуру; 

практическое  отсутствие до 2002 года государственной  некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; 

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе  вследствие длительного периода  эксплуатации курортно-туристских средств  размещения через систему социального  страхования; несоответствие цены и  качества размещения в гостиницах. 

Статистика туристских доходов представлена в таблице 3. 
 

Таблица 3[17]. 

Платежный баланс Республики Беларусь  

по статье «поездки»  

(деловые и  личные) 

Статьи платежного баланса  

2000  

2001  

2002  

2003  

2004 
 

Экспорт, млн. долларов 

Поездки, всего  в том числе: 

93,2 

174,9 

192,5 

266,8 

294,9 

Деловые 

28,1 

79,2 

78,7 

107,4 

100,6 

Личные 

65,1 

95,7 

113,8 

159,4 

194,3 
 

Импоpт, млн. долларов 

Поездки, всего  в том числе: 

243,2 

508,0 

558,5 

492,8 

445,7 

Деловые 

103,7 

156,0 

140,7 

100,6 

64,2 

Личные 

139,5 

352,0 

417,8 

392,2 

381,5 
 

Сальдо, млн. долларов 

Поездки, всего 

-150,0 

-333,1 

-366,0 

-226,0 

-150,8 
 
 

Как видно из таблицы импорт по статье «поездки»  превышает экспорт, формируя, таким  образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических  услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению  с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение  последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[18]. 

В 2004 году отрицательное  сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США. 

Такое положение  во внешней торговле определено отчасти  соотношением въездного и выездного  туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы. 

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе  большие объемы финансовых средств  не попадают под учет, в частности  под учет экспортно-импортных операций. 

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи  с чем, необходимо совершенствование  системы учета в туризме. 
 
 

2. Тенденции  развития туризма в Республике  Беларусь 
 

2.1.  Нормативно-правовые  акты, определяющие тенденции развития  туризма в Беларуси 
 

Как и любая  иная отрасль экономики, туризм не может  развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны  государства.  

Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства  всегда уделялось повышенное внимание. 

Так, в 1983 году было принято Постановление Совета Министров  БССР «О перспективной схеме развития туризма в Белорусской ССР». Именно им были обусловлены основные тенденции  развития туризма в Беларуси в  последние годы существования Советского Союза.  

Среди этих тенденций  отметим: 

1. Формирование  на территории республики туристских  зон, взаимоувязанных с системой  зон отдыха и курортов местного  и республиканского значения, сетью  городских и сельских населенных  пунктов; 

2. Увеличение  числа туристских центров в  республике; 

3. Развитие познавательного  туризма в республике на туристско-экскурсионном  потенциале туристских центров  и культурно-исторических объектов;  

4. Развитие спортивно-оздоровительного  туризма на сложившейся рекреационной  системе республики; 

5. Развитие самодеятельного  туризма; 

6. Дальнейшее  расширение материально-технической  базы туризма. 

Учитывая специфику  государства, планировалось создание межреспубликанских маршрутов, таких  как Минск – Полоцк – Псков  – Ленинград; Брест – Пинск - Туров  – Гомель – Киев; Минск – Гомель – Киев; Минск – Гродно – Друскининкай –Вильнюс. 

Было намечено увеличение годового потока туристов на перспективу до 2005года до 3930 тыс. человек, в том числе советских  туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных - до 424 тыс. человек. 

Вместе с государством рынок туристических услуг в  Республике Беларусь переживал политический и экономический кризис конца 80-х  – начала 90-х годов ХХ века. Одновременно со стабилизацией экономки республики государство вернуло туризму  внимание, достойное этой отрасли  экономики. 

В 1999 году принимается  Закон Республики Беларусь «О туризме». 

В 2000 году принимается  первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята  Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2001 годы (далее – Программа). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь. 
 

2.2. Основные  направления развития туризма 
 

- транзитный  и трансграничный туризм 

Исходя из геополитического положения страны программой предопределено: 

развитие придорожной  сети туристской инфраструктуры, позволяющей  организовать отдых в течение  нескольких дней, включая посещение  близ расположенных туристских достопримечательностей; 

организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение  туристских объектов пограничных государств; 

создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с  ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.); 

- водный туризм 

Данный вид  туризма может быть реализован в  виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные  многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.  

С учетом географического  расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается: 

на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря. На реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля. 

Организация и  проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской  водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам. 

Создание пунктов  проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного  отдыха. 

Программой предусмотрено  строительство пассажирских судов  соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов;

- познавательный  туризм 

Основой для  развития познавательного туризма  предусматривается использование  культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории  и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается: 

создание условий  для формирования туристско-экскурсионных  маршрутов для разных категорий  населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов  на территории нашей республики; 

более эффективное  использование возможностей имеющихся  туристских ресурсов для организации  ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих  сейчас в других странах; 

более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому. 

- Агро- и экотуризм 

Программой предусматриваются  следующие направления развития агротуризма: 

создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной  архитектурой, расположенных  в живописной местности; 

Информация о работе Государственная программа развития туризма в РБ