Инвестиции как фактор развития туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиционная деятельность в туристской индустрии 5
1.1. Инвестиции, их экономическая сущность и виды 5
1.2. Направления инвестиционной деятельности в туризме 8
1.3 Инвестиционные процессы на уровне туристского предприятия 10
1.4. Показатели общей экономической эффективности инвестиций в туризме 14
Глава 2. Инвестиционный проект по созданию детского клуба «Турист» 17
2.1. Описание детского клуба «Турист» 17
2.2. Обоснование инвестиционного проекта 18
Заключение 25
Библиографический список 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Курсовая работа Инвестиции как фактор развития тури.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     «Инвестиции как фактор развития туристской индустрии»

 

     Оглавление 

 

Введение

 

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и  за быстрые темпы развития он признан  экономическим феноменом столетия. По данным Всемирной туристической организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению  с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. Каждый год число вакансий в туристической отрасли увеличивается на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями.

     Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта,  активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

     Несмотря  на продолжающийся туристический бум  в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

     Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих  условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. Одним из основных факторов развития туристской индустрии является привлечение необходимого объема инвестиций, а также эффективное управление имеющимися ресурсами.

     Инвестиции - важнейший рычаг управления развитием туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Их необходимо анализировать и прогнозировать при разработках мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма, разработке схем размещения и развития туристских объектов, налоговому прогнозированию, при формировании банков данных туристских инвестиционных проектов, проведении мероприятий по стандартизации, сертификации турпродукта, при планировании занятости и доходов населения, развития инфраструктуры, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия «инвестиции» применительно к индустрии туризма, описание механизмов осуществления инвестиционной деятельности.

     В соответствии с поставленной целью  в работе поставлены и реализованы  следующие задачи:

  • изучить виды инвестиций в индустрии туризма;
  • раскрыть сущность инвестиционной деятельности в туризме;
  • рассмотреть основные инвестиционные процессы на уровне туристского предприятия;
  • на конкретном примере изучить порядок создания инвестиционного проекта, дать финансово-экономическое обоснование.

     Объект  исследования – процесс разработки инвестиционного проекта в сфере туризма. Предмет исследования – инвестиционный проект по созданию детского клуба «Турист».

 

       Глава 1. Инвестиционная деятельность в туристской индустрии

     1.1. Инвестиции, их экономическая  сущность и виды

 

     Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта.

     Наиболее  важными и существенными признаками инвестиций являются:

     • осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической  выгодой;

     • потенциальная способность инвестиций приносить доход;

     • определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);

     • целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;

     • использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;

     • наличие риска вложения капитала.

     Средства, предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе  выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности) и смешанной формах [7, C. 7-10].

     Классификация инвестиций в современной экономической  литературе достаточно разнообразна, однако можно выделить пять основных признаков классификации туристских инвестиций.

     1. По сфере использования инвестиций:

  • финансовые инвестиции — вложение средств в разного вида ценные бумаги, помещение капитала в коммерческие банки, а также доли в фондах недвижимости или доли участия в капитале других компаний. Вложения денежных средств, связанные с приобретением на фондовой бирже пакета ценных бумаг, называют портфельными инвестициями;
  • реальные инвестиции — вложения капитала в средства производства и предметы потребления. При этом используется как собственный, так и заемный (например, банковский) капитал.

     В последнем случае банк становится инвестором, осуществляющим реальные инвестиции. Реальные инвестиции делятся на материальные (вещественные) и нематериальные.

     При использовании нематериальных инвестиций предусматривается приобретение какого-либо нематериального блага, например посредством  обучения работников туристского предприятия, повышения квалификации или переквалификации персонала сферы туризма, а также проведения необходимых научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. При этом речь может идти о потенциале профессиональных знаний сотрудников туристской фирмы, а также о потенциале туристской фирмы в сравнении с другими организациями. Вещественные инвестиции служат основой для приобретения материальных благ, к которым относятся средства производства туристского продукта (туристской услуги) и предметы потребления.

     2. По срокам осуществления инвестиций: долгосрочные инвестиции (10 лет и более), среднесрочные (от 5 до 10 лет), краткосрочные (год и менее).

     3. По видам инвестиций:

  • прямые инвестиции — вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей;
  • косвенные инвестиции — направление денежных средств в формируемый портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг или имущественных ценностей;
  • интеллектуальные инвестиции — покупка патентов, лицензий, ноу-хау, подготовка и переподготовка персонала, вложения в НИОКР. В России этот вид туристских инвестиций еще слабо развит.

     4. По направлению использования  инвестиций:

  • инвестиции, связанные с созданием туристского предприятия. Они служат для создания активов нового предприятия или дочерней фирмы (или внучатой фирмы) в составе уже существующей компании (пример, гостиничные предприятия сферы туризма). Инвестиции по формированию активов распадаются на ординарные инвестиции, направляемые на создание новых объектов производства, используемых в ходе текущей туристской деятельности предприятия, и стратегические инвестиции, целью которых является реализация стратегических инвестиционных туристских проектов;
  • текущие инвестиции, связанные с текущим и капитальным ремонтом основных средств туристского производства, а также направляемые на замену физически изношенного и морально устаревшего производственного оборудования. Осуществляется замена производственного оборудования на более совершенное, высокопроизводительное, требующее меньших эксплуатационных затрат для туристского предприятия;
  • дополнительные инвестиции, так же как текущие, направляемые на оснащение средствами производства функционирующих предприятий. К ним относятся инвестиции, направляемые на расширение объемов производства пользующейся высоким спросом продукции, на внесение изменений в структуру производственной программы туристского предприятия в целях повышения рентабельности объема продаж.

     5. По объему инвестиций.

     Следует отметить, что границы объема инвестиций в туристской сфере могут значительно  отличаться от инвестиций в другие сферы экономики. Это обусловлено разной капиталоемкостью и масштабностью процесса изготовления готовой продукции (оказания туристских услуг) в данной сфере нематериального производства [1].

     Представленная  классификация туристских инвестиций иллюстрирует многообразные формы их проявления. В соответствии с различающимся классификационным признаком видов инвестиций необходимо применять дифференцированные подходы в процессе их экономического обоснования. В качестве дополнительных признаков классификации туристских инвестиций могут использоваться: структура распределения денежных потоков во времени, вид целевого назначения, период планирования, периодичность повторения, степень взаимозависимости, уровень риска и т.д. 

     1.2. Направления инвестиционной деятельности в туризме

 

     Инвестиции являются одним из важнейших факторов развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят:

     • динамика развития отрасли на долгосрочную перспективу;

     • финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;

     • качественные характеристики туристских объектов и предприятий в перспективе;

     • пропускные способности, производственные мощности и вместимость туристских объектов;

     • структурная пропорциональность развития отрасли (взаимоувязка развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи и т. д.);

     • общая конъюнктура туристского спроса и предложения в территориальном разрезе (конкурентная среда).

     Инвестиции - важнейший рычаг управления развитием туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Их необходимо анализировать и прогнозировать при разработках мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма, разработке схем размещения и развития туристских объектов, налоговому прогнозированию, при формировании банков данных туристских инвестиционных проектов, проведении мероприятий по стандартизации, сертификации турпродукта, лицензированию туристской деятельности, при планировании занятости и доходов населения, развития инфраструктуры, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

     Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую отрасль очень важны:

     • активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования);

     • либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу;

     • эффективная антимонопольная и антикриминальная политика местных властей, направленная на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристских предприятий [6, С. 78-79].

     Возможны  различные формы инвестиционной деятельности в туризме:

     1) инвестирование, осуществляемое гражданами, негосударственными предприятиями,  туристскими ассоциациями, обществами и товариществами, а также общественными и религиозными организациями, иными юридическими лицами, основанными на праве коллективной собственности;

Информация о работе Инвестиции как фактор развития туристской индустрии