Экономическое значение сферы туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:37, реферат

Описание работы

Туризм как явление общественное, хозяйственное и пространственное имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.

Работа содержит 1 файл

Экономическое значение сферы туризма.docx

— 23.57 Кб (Скачать)

                  Экономическое значение сферы туризма.

  Туризм как  явление общественное, хозяйственное  и пространственное имеет долгую и богатую историю, уходящую в  глубокую древность. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно  стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма.

  Развитию международного туризма в мире, начиная с 1950-х  гг., способствовали следующие факторы:

- рост доходов общества  и отдельных индивидуумов;

- изменение приоритетов  в системе духовных ценностей  членов общества в условиях  насыщения материального обеспечения  (возрастает значение духовных  ценностей, в частности потребности  в путешествиях);

- сокращение рабочего  времени и интенсификация труда;

- развитие транспорта, связи, электронных коммуникаций;

- расширение государственной  поддержки туризма (налоговые  льготы, упрощение погранично-таможенного  режима, создание благоприятных  условий для инвестиций, увеличение  бюджетного финансирования на  развитие инфраструктуры и продвижение  национальных туристических продуктов  на зарубежных рынках, подготовка  кадров);

- урбанизация и  отрыв от природы, усиливающие  потребность проведения части  свободного времени вне зон  постоянного проживания.

Наряду с положительным  воздействием, туризм за последние 60 лет испытал отрицательное влияние ряда факторов -- природных и техногенных катастроф, военных действий и социальных потрясений, экономических кризисов, террористических актов. За период с начала регулярного туристического учета (1950 год) неоднократно регистрировалось некоторое снижение туристических потоков (1982, 2001 и 2003 годы). Однако значительного спада темпов роста международного туризма зарегистрировано не было. В целом, за указанное время туризм имел тенденцию активного развития.

1.2 Роль глобального туристского рынка в современной экономике

Туризм и его  международная составляющая являются существенным элементом мировой  экономики. Международный туризм представляет собой сложное, многоцелевое и в  ряде случаев разнонаправленное  экономическое явление, достаточно полно воплощающее в себе основные присущие глобальной экономике механизмы  и последствия. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Сегодня туризм -- крупнейшая отрасль сферы международных услуг. За высокие темпы роста он признан экономическим феноменом ХХ столетия. За 1950-2007 годы численность международных туристов увеличилась в 37 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 428 раз . В 2008 г. число международных туристических прибытий в мире достигло 924 млн. человек, а валютные поступления от международного туризма составили в 2007 г. 856 млрд US$. За 2000-2007 годы численность международных туристических прибытий выросла на 36%, а доходы - на 81% [8].

Современный туризм играет одну из главных ролей в мировой  экономике. Эта отрасль развивается  быстрыми темпами и в ближайшее  время станет наиболее важным ее сектором. Согласно прогнозам Всемирной Туристической  Организации (ВТО) рост туристической  индустрии будет необратим в  ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%

   Данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. По данным ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долларов (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% м     международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долларов.

  На долю туризма в 2007 г. приходилось 5,1% мирового экспорта товаров и услуг и 26,4% общего объема глобального экспорта услуг. По данным UNWTO он занимает первое место в мировой торговле и в обеспечении доходов от экспортаПо данным президента Всемирного совета туризма и путешествий (World Travel & Tourism Council) Жан-Клод Баумгартена доходы от туризма в 2007 г. составили 856 млрд. US$ (625 млрд €)

   Отрасль туризма создала во всем мире более 200 млн. рабочих мест. Президент Европейской туристской комиссии (ETC) Артур Оберахер (Arthur Oberascher) считает, что в Европе в сфере туризма трудится 4,2-5,0% от общего числа занятых работников. Это 6,8-8,0 млн. рабочих мест. Кроме того, косвенно сферу туризма обслуживает еще 20 млн. рабочих мест.

    Большинство из этих рабочих мест приходится на малые, средние или семейные предприятия. Вместе с тем в современном развитии глобального международного туризма наблюдаются серьезные проблемы. Падают темпы роста, уменьшается удельный вес отрасли в системе мировой торговли. Ухудшается состояние глобального туризма в связи с международным экономическим кризисом. Сложившееся положение требует глубокого и всестороннего исследования состояния дел, перспектив и тенденций развития и выработки системы, по возвращению отрасли утрачиваемой ею роли в международной торговле товарами и услугами

   Данные показатели дают возможность утверждать, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

  Несмотря на свое активное развитие, международный  туризм, как и любая другая отрасль, испытывает ряд проблем, связанных, прежде всего, с безопасностью, терроризмом, политической нестабильностью, мировой  кризисной ситуацией (экономической  конъюнктурой), изменением паритета валюты, масштабов инвестиций в туристическую  инфраструктуру, стихийными бедствиями и изменением климатических условий, техногенными авариями, уровнем преступности и пр.

  Туризм является одним из наиболее уязвимых секторов экономики. Как и любой вид  деятельности, он постоянно меняется, подвержен риску.

В марте 2006 года маркетинговое  агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России. Во-первых, все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей.

На каждом направлении  выделились 3-5 компаний, контролирующих более 50% рынка. Активизировался процесс  объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции  и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса  это один из наиболее приемлемых вариантов. В будущем все более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных  операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что  многие крупные компании из московских становятся российскими или международными.

Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги [2, 36].

Также, развитию российского  туризма во многом способствовала работа государственных органов по управлению туризмом. Подготовлен проект Закона о туризме, формируется сеть государственных и негосударственных учреждений по подготовке кадров для туристической сферы, впервые образована Российская Академия туризма в Санкт-Петербурге. С развитием рынка туристические фирмы, проводящие дальновидную экономическую политику, заняли свои ниши. Наблюдается в условиях жесткой конкурентной борьбы тенденция объединения отдельных фирм в ассоциации :РАТА(Российская ассоциация туристических агентств), РАСТ (Российская ассоциация социального туризма), “ Евразия“ (Ассоциация туристических агентств из 9 стран СНГ и Латвии),НТА (Национальная туристическая ассоциация),что создает благоприятную экономическую среду для их развития и решает многие задачи.[35]Быстро окупающееся вложение капитала, относительно дешевая рабочая сила, потенциальный доступ их продукции на рынок России и СНГ привлекают в российский туризм иностранных инвесторов.

По прогнозу Всемирной  Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку  стран - самых популярных направлений  туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в  мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока [7, 122].

Для стимулирования развития туризма правительству следовало  бы пересмотреть налоговую политику, необходима политическая стабильность общества и гарантия безопасности туристам, создание благоприятных условий  для инвестирования в области  туристической инфраструктуры. Необходимо возрождение общего туристического пространства СНГ, основы которого заложены в программе соглашений о сотрудничестве в области туризма (15.10.93 проект парафирован  в Москве). Получивший ранее широкое развитие в России маршрутный и курортный иностранный туризм в настоящее время экономически неэффективен (с 1989 по 1992 год сократился на 49%, практически прекратилась организация маршрутов туристов из Центральной и Восточной Европы. Установление в 1993 году Единого европейского рынка, с одной стороны, открывает новые возможности для туристического бизнеса, а с другой - требует повышения стандартов туристических услуг из-за ужесточения качественной конкуренции. С учетом особенностей иностранного спроса на российские туристические услуги в федеральных и региональных программах развития туризма определены следующие основные направления стратегии развития сферы туристического обслуживания в России: обеспечение достаточными материально-техническими средствами (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные средства, предприятия досуга и развлечений, спортивные сооружения, предприятия торговли, высококачественные продукты питания); развитие общехозяйственной инфраструктуры и коммунальных услуг в туристических центрах; подготовка кадров на уровне, соответствующем мировым стандартам; организация рекламы страны и отдельных туристических центров за рубежом; обеспечение надежной безопасности туристов; совершенствование правового регулирования в области туризма, развитие мелких и средних туристических предприятий, более активное включение в сферу иностранного туризма таких перспективных регионов, как Дальний Восток, Сахалин, Курильских острова, побережье Северного Ледовитого океана [9]. Решение этих задач позволит аккумулировать в стране валютные поступления, решить многие социально-экономические проблемы, увеличить занятость, пополнить бюджет. Осуществление этих мер потребует валютных затрат, но при достаточно активной и скоординированной политике в области туризма доходы от иностранного туризма в России будут приносить достаточный доход, который позволит сделать въездной туризм одной из наиболее прибыльных сфер экспорта услуг.

Информация о работе Экономическое значение сферы туризма