Транспорт в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Транспортные услуги вначале девятнадцатого века дали мощный толчок к развитию организованного туризма. Именно с появлением в Великобритании железнодорожного транспорта стал возможен первый организованный тур Томаса Кука в 1843 году. В дальнейшем развитие прочих видов транспорта способствовало все нарастающим темпам развития туризма.

Содержание

Введение 3
1 Значение транспорта для сферы туризма 4
2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке 9
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

916-1 Транспорт в сфере туризма.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1 Значение транспорта для сферы туризма 4

2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке 9

Заключение 20

Список использованных источников 21

 

 

Введение

Транспортные услуги вначале  девятнадцатого века дали мощный толчок к развитию организованного туризма. Именно с появлением в Великобритании железнодорожного транспорта стал возможен первый организованный тур Томаса Кука в 1843 году. В дальнейшем развитие прочих видов транспорта способствовало все  нарастающим темпам развития туризма.

Ключевую роль в туризме  на сегодняшний день играет авиационный  транспорт, способный связать в  считанные часы континенты и предоставить возможность занятому человеку попасть  в самые отдаленные уголки света. Таким образом, очевидно, что значение транспорта в сфере туризма сложно переоценить. Его сущность и роль необходимо рассматривать более  подробно.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность транспорта в  составе туристского продукта. Задачи: изучить сущность и особенности  транспортных услуг, изучить роль транспорта для развития туризма Дальнего Востока  России.

 

1 Значение транспорта  для сферы туризма

В настоящее время транспорт  является одним из самых важных компонентов  экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической  и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного  производства, создает условия для  рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения  предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья  и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство  и другие. Транспорт является ведущим  фактором развития туризма.

Одно из ведущих мест в  структуре туристского продукта являются услуги перевозок туристов, что объясняется необходимостью использования транспорта для доставки путешественников к местам отдыха и  для возвращения домой.

Обеспечение транспортом  – важная составляющая инфраструктуры туризма, входящая в состав основного  комплекса услуг, включаемых в структуру  туристского продукта [3].

Следует отметить, что развитию транспорта как составной части  инфраструктуры постоянно уделяют  большое внимание правительства  практически всех стран мира. Протяженность  сети сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн. км.

Современные тенденции таковы, что с развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как увеличение спроса на путешествия  оказывает положительное влияние  на развитие транспортной инфраструктуры. Получается, что транспорт позволяет  расширять географию путешествий, и в результате происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

В настоящее время велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом.

Транспортные услуги –  один из основных видов услуг в  туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В  зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %. Различные виды транспорта используются туристскими организациями  для перевозки туристов во время  путешествий.

Основная доля в общей  структуре транспортных услуг принадлежит  авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.  

Автомобильный транспорт  можно с полным правом назвать  транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных  автомобилей туристами для личного  пользования на отдыхе. Автобусы и  автомобили  транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест.

Главный конкурент автобусов  в групповых перевозках – железная  дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет  и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам). Преимуществом железнодорожных  перевозок являются также более  низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных  билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные  перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.  

Перейдем теперь к следующему виду транспорта – водный, речной и  морской. Данный вид транспорта сам  по себе уже вызывают образ туристского  – круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд, как преимуществ, так и недостатков по сравнению  с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой  объем единовременной загрузки, возможности  реализации различных видов и  целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать  невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение  мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах [4].

Транспортное обеспечение  является важнейшим элементом туристкой  инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Транспорт, который применяется  для целей туризма, можно разделить  на 3 категории:

1. сухопутный транспорт;

2. водный транспорт;

3. воздушный транспорт.

В свою очередь сухопутный транспорт включает в себя автомобильный  и железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт  можно разделить на:

1. внутренний железнодорожный  транспорт, подчиненный расписанию (электрички);

2. железнодорожный транспорт  международного сообщения (международные  поезда);

3. железнодорожные поезда  специального назначения (медицинские,  грузовые поезда).

Автомобильный транспорт  в рамках классификации по способам использования в туристской отрасли  можно разделить на:

1. международное автобусное  сообщение;

2. туристические автобусные  сообщения для поездок на дальние  расстояния;

3. пригородные и городские  автобусные сообщения;

4. экскурсионные и чартерные  автобусные сообщения;

5. прокатные автомобили  и микроавтобусы;

6. такси.

Водный транспорт также  подразделяется на категории, среди  которых:

1. морской транспорт, предназначенный  для плаваний в определенном  бассейне;

2. круизный транспорт (теплоходы);

3. внутренний водный транспорт,  предназначенный только для транспортировки  (паромы, катера);

4. внутренние водный транспорт,  предназначенный  для транспортировки пассажиров в условиях повышенного комфорта (яхты);

5. водный транспорт, предназначенный  для подводных экскурсий (батискафы  и субмарины).

Классификация воздушного транспорта несколько проще,  и включает всего 3 вида:

1. пассажирский транспорт,  подчиненный расписанию (регулярные  авиаперелеты);

2. чартерные авиаперелеты (чартерные и частные самолеты);

3. воздушный транспорт  с экипажем (воздушные шары, вертолеты).

Ведущую роль в транспортном обслуживании потребностей мировой  туристской индустрии по праву занимают дальние авиарейсы с использованием авиатранспорта. Это объясняется  тем, что авиаперелеты позволяет  значительно быстрее пересекать большие расстояния, нежели транспортировка  другими видами транспорта. Стоит  отметить, что выгода от применения авиатранспорта видна в основном при использовании его именно на дальних расстояниях. Несколько иначе дело обстоит с использованием воздушного транспорта в пределах одной страны – зачастую внутристрановые перелеты слишком дороги и нерентабельны. Поэтому, если возникает вопрос «как купить дешевый авиабилет?», стоит обратить внимание на поездку железнодорожным транспортом, который существенно дешевле и вполне пригоден для преодоления небольших расстояний.

Железнодорожный транспорт  развит повсеместно – практически  все цивилизованны страны имеют  разветвленную железнодорожную  сеть, которая, помимо всего прочего, позволяет связывать объекты  экономики, функционирующие на определенной территории, с транспортной и коммуникационной сетями.

Также широкое распространение  железнодорожной сети во всеми мире способствовало росту доступности  туристских зон.

Третьим по значимости для  туристской отрасли является автомобильный  транспорт, который в основном используется для экскурсионной туристической  деятельности и для пассажирских перевозок на сравнительно дальние  расстояния. Непопулярность данного вида транспорта объясняется дороговизной, невозможностью создать комфортные условия, повышенной длительностью поездок и т.д.

Водный транспорт распространен  в тех туристических странах, которые имеют выход в океан, моря или к полноводным рекам, пригодным для судоходства. По всей видимости данный вид туристского  транспорта является наиболее дорогим  и наименее используемым. В основном водный транспорт задействован при организации экскурсионных туров, но во внутренних морях, таких как Средиземное и Черное, пользуются спросом круизные туры [3].

Каждый из видов транспорта, применяемых в туристской отрасли, исходя из функциональности, целесообразности и возможностей использования занимает собственную нишу.

2 Связь развития  туризма с транспортной инфраструктурой  на российском Дальнем Востоке

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и  сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения  целостности страны, повышения уровня жизни. В условиях реформирования экономики  усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием  других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении  направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение  грузовых перевозок стимулируют  расширение транспортно-экономических  связей, а удешевление, ускорение  и повышение качества пассажирского  сообщения приводят к росту мобильности  населения и улучшению условий  его жизни. Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое  развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой  экономики, приводящей к значительному  увеличению межгосударственных связей. Наряду с развитием рынка транспортных услуг в первые годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность [1]. Были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях. Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния. Развитие транспортной системы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и ведомственными программами, разработанными без должной увязки друг с другом, ориентированными в основном на федеральный бюджет и не обеспеченными ресурсами. Вследствие этого в сфере транспорта накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" была разработана на достаточно длительный срок с учетом значительной инерционности транспортной системы. Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [2], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации в долгосрочной перспективе. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлена корректировка Программы в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом осуществляемых административной и бюджетной реформ, а также итогов реализации Программы в 2002 - 2005 годах. Цели и задачи Программы формировались исходя из состояния транспортной системы в настоящее время. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 - 65 процентов и продолжает увеличиваться. Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки. Уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен, что мешает ее интеграции в мировую коммуникационную систему. Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.

Проблемы развития отдельных видов  транспорта

Помимо указанных общих  проблем имеются также следующие  специфические проблемы развития отдельных  видов транспорта:

а) на железнодорожном транспорте: 
износ основных производственных фондов достиг 68 процентов, особенно высоким является износ подвижного состава; "узким" местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом, не находят должного развития мультимодальные перевозки; недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта;

б) в дорожном хозяйстве: по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны; не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока; все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран; не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс. населенных пунктов; не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;

в) в гражданской авиации:

парк воздушных судов  морально и физически устарел, его  основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам  от зарубежных аналогов; объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно  изношены, особенно объекты, находящиеся  в федеральной собственности, - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок  самолетов, светосигнальное оборудование; нестабильно функционируют аэропорты  в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным  видом транспорта;

г) на морском транспорте:

доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составляет 50 процентов, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами - средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой; сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом; специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты; 
недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания;

Информация о работе Транспорт в сфере туризма