Транспортное обслуживание в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

    Введение

    Железнодорожный транспорт играет исключительно  важную роль в обеспечении связи  между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а  также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.

    В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют  ряд особенностей, которые позволяют  им в ряде случаев выглядеть более  привлекательными по сравнению с  другими видами перевозок. К таким  особенностям относятся:

    -    большая провозная способность  железнодорожного транспорта;

    -    способность преодолевать большие  расстояния;

    -   достаточно высокая скорость  доставки из пункта отправления  в пункт назначения;

    -    регулярность перевозок независимо  от метеоусловий, сезона года  и времени суток.

    Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые  предоставляются туристам при длительных путешествиях.

    Особенно  велика роль железнодорожного транспорта в России, где он пользуется большой  популярностью при реализации внутреннего  туризма и международного туризма  в страны, непосредственно граничащие с Российской Федерацией. В настоящее  время в России на долю железнодорожного транспорта приходится 83 % грузовых и 46 % пассажирских перевозок.

    Железная  дорога является удобным средством  сообщения для транспортировки  любых категорий туристов, начиная  от туристов-индивидуалов, больших  и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.

    Железные  дороги исторически активно участвовали  в развитии туристского движения.

    Но  все же довольно серьезную конкуренцию  железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных  маршрутах составляют автомобильные  перевозки.

    В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и  увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

    • прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

    •  обслуживание в вагонах по формуле  «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

    •  организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки  на железнодорожном транспорте). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ  ТРАНСПОРТОМ

    1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОЗОК

    Наиболее  полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных  перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в  конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие  правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном  сообщении.

    Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также  рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном  уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего  «Договора о международных перевозках пассажиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Федерации являются участниками  многостороннего «Соглашения о  международном грузовом сообщении» (СМГС) и многостороннего «Соглашения  о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Эти соглашения были подписаны  странами СНГ (за исключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албанией, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок  Российская Федерация имеет с  Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией.

    Существует  ряд международных объединений, занимающихся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования  пассажирских и грузовых перевозок. К наиболее известным таким объединениям относится Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эстония. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН, Международным союзом железных дорог и другими международными организациями в области транспорта.

    Другой  важной организацией в этой сфере  является Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель  проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение  технической информации. МАЖК изучает  и обобщает опыт по наиболее важным научно-техническим и производственным вопросам, вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию техники  и технологии железнодорожного транспорта.

    Авторитетной  организацией является и Международный  Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922 г. В настоящее время в  него входят представительства железных дорог более 30 стран Западной Европы, Азии и Африки.

    В 1975 г. была создана Международная  Конференция по Пассажирским Тарифам. Это неправительственная организация  по выработке и согласованию тарифов  на перевозки пассажиров и багажа между европейскими странами. К ее основным целям относятся проведение единой тарифной политики, способствующей развитию международных пассажирских перевозок; поиск согласованных  решений по международным и внутренним тарифам для иностранных граждан; координация деятельности по формированию тарифов в различных международных  сообщениях.

    Помимо  этого, существует целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами  технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых железнодорожных  перевозок: Европейская Конференция  Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Союз Африканских Железных Дорог (САЖД), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, включающая 12 стран мира, и др.

    Основными документами, регулирующими железнодорожные  перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном  железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный  Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг  по перевозке пассажиров, а также  грузов, багажа и грузобагажа для  личных (бытовых) нужд на федеральном  железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др.

    Закон «О федеральном железнодорожном  транспорте» определяет железнодорожный  транспорт как основу транспортной системы Российской Федерации, которая  должна обеспечивать потребности населения  в перевозках и услугах, а также  жизнедеятельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчеркивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сферы  государства, определяются его роль и место в осуществлении международных  перевозок.

    Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой  РФ в январе 2003 г. Это девятый по счету устав в железнодорожной  отрасли страны  первый был принят в России в 1885 г., затем на территории Российской Федерации принимался в 1920, 1922, 1927 гг.; в Советском Союзе  утверждался в 1935, 1954 и 1964 гг., а предпоследний  был принят в Российской Федерации  в 1998 г.

    Необходимость разработки нового законодательного акта в сфере железнодорожных перевозок  вызвана тем, что в мае 2001 г. Правительство  РФ приняло решение о проведении структурной реформы на железнодорожном  транспорте. Ее целью является создание развитого конкурентного рынка  железнодорожных перевозок. Однако осуществление такой реформы требует особой правовой базы, которую и должен обеспечить новый устав.

    Согласно  ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие  между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур  железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей  необщего пользования, другими физическими  и юридическими лицами при пользовании  услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее  железнодорожный  транспорт) и железнодорожного транспорта не-общего пользования, и устанавливает  их права, обязанности и ответственность.

    При этом железнодорожные пути общего пользования  представляют собой железнодорожные  пути на территориях железнодорожных  станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа, грузо-багажа, по обслуживанию сортировочных и  маневровых работ, а также железнодорожные  пути, соединяющие такие станции.

    Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные  пути, примыкающие непосредственно  или через другие железнодорожные  подъездные пути к железнодорожным  путям общего пользования и предназначенные  для обслуживания общих пользователей  услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

    Уставом прописаны определения основных понятий, применяемых в практике железнодорожных перевозок. В связи  с тем что во вновь создаваемой  системе организации и осуществления  перевозок произойдет разделение перевозочного  процесса на два самостоятельных  вида правоотношений  услуги инфраструктуры и собственно перевозка,  данный нормативный акт дает четкое определение  понятиям «перевозчик», «инфраструктура», «грузоотправитель», «грузополучатель», «груз» и др. 

    Перевозчик  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным  транспортом общего пользования  обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, гру-зобагаж из пункта отправления  в пункт назначения, а также  выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному  на его получение лицу. Перевозчиком может стать любое юридическое  и физическое лицо, владеющее на праве собственности или на иных законных основаниях железнодорожным  подвижным составом и получившее лицензию на осуществление перевозочной деятельности. Перевозчик работает на условиях публичного договора. (Согласно ст. 426 ГК РФ публичный договор предполагает, что он заключается с каждым, кто  согласен на его условия.)

    Инфраструктура  технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования  и другие сооружения, железнодорожные  станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации  и блокировки, информационные комплексы  и систему управления движением, а также иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование данного комплекса. 

    1. СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
 

    В основе структуры железнодорожного транспорта лежит производственно-территориальный  принцип, согласно которому вся железнодорожная  сеть страны разделена на крупные  отдельные участки  железные дороги. Каждая железная дорога имеет в своем  составе различные службы, занимающиеся конкретной деятельностью в различных  областях железнодорожной отрасли: пассажирскими перевозками, грузовыми  перевозками, безопасностью движения и экологией, информацией и связью, внешними связями и т. д. В свою очередь железные дороги делятся  на отделения, являющиеся основными производственными звеньями железных дорог. Отделения осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью всех производственных и линейных подразделений, находящихся в пределах этой железной дороги: станций, дистанционных путей, дистанций электроснабжения, пунктов водоснабжения и т.д.

    В настоящее время в Российской Федерации выделено 17 железных дорог, краткая характеристика которых  приводится ниже. Московская железная дорога обслуживает Московский узел и территории Московской, Смоленской, Брянской, Тульской, Рязанской, Орловской  и Курской областей. Управление железной дороги находится в Москве. Московская железная дорога занимает первое место  в сети железных дорог по пассажирским перевозкам, ежегодно перевозя приблизительно 1\3 пассажиров, путешествующих железнодорожным  транспортом. Именно на Московской железной дороге были выдвинуты многие инициативы, получившие затем распространение  на всей сети: обращение пассажирских удлиненных пригородных поездов  и поездов дальнего следования, тяжеловесных поездов, введение АСУ при бронировании билетов, введение новых видов пассажирских билетов купонного образца и  др.

Информация о работе Транспортное обслуживание в туризме