Экскурсия и ее сущность. Признаки экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Сущность экскурсии……………………………………………………………5
2.Признаки экскурсии…………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

    ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩЬНОСТЬ. ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.Сущность экскурсии……………………………………………………………5

2.Признаки экскурсии…………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное  участие в экскурсиях полумиллиарда  человек; десятки тысяч экскурсионных  тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих  экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

    В эти годы был осуществлен переход  лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам - Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти  тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих  и курортных поселках страны.

    Развитие  экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических  основ. Ведущую роль в этом сыграли  Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных  организаций (ныне Российская международная академия туризма).

    После двадцати лет работы, в которой  приняла участие экскурсионная  кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты  экскурсий, сущность и особенности  двух важнейших элементов - показа и  рассказа - экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии  и методики, элементы экскурсионной  педагогики и психологии, а также  определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

    Возникновение экскурсионной теории - результат  активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела. К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела теория, методика, практика Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки - экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение

    Основа  экскурсоведения - экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности  экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека)

    Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых  к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий Одна из главных задач  экскурсионной методики помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.

    Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов  и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с  помощью которых экскурсионные  работники осуществляют свою деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Сущность экскурсии 

    Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).

    Само  понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в  единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.1

    При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность  экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной  конференции, проведенной в 1978 г. Главным  экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС  и Центральной научно-исследовательской  лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)1. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

      
Рис 1. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

    В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных  объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть.

    Умение  видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные  массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий  и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается  в следующем: во-первых, надо уметь  найти в экскурсионном объекте  типичные черты и особенности  историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения  в экскурсионном объекте, сделанные  временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты  в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

    Материал  экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: "Методическая разработка материала, обусловленная  целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению  самостоятельности восприятия и  оценок".

    Одна  из задач экскурсии - выработать у  экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу  экскурсии и дать ей свою оценку.

    Дать  оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.2

    Оценка  экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод

    Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

    В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное  в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая  становится основой понимания материала  и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

    Экскурсия - методически продуманный показ  достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед  глазами экскурсантов объектов, а  также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно Рассмотрим несколько формулировок термина "экскурсия", которые были опубликованы в различных  изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: "Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей  изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию" (М. П. Анциферов, 1923 г.)

    Характеризуя  место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что  экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

    Приведем  также одно из последних по времени  опубликования определений: "Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории  и культуры, памятные места, природа  и др.) или в специально созданных  хранилищах коллекций (музей, выставка)". Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

    Рассмотрим  толкования термина "экскурсия", данные в различных словарях и  энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: "Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания  трав и пр."3. В Малой советской  энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт  следующим образом: "Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью".

    Подробное пояснение термину "экскурсия" дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): " один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью  расширение и углубление знаний подрастающего поколения...".

    В Толковом словаре русского языка (под  руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово "экскурсия" поясняется как "коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью".

    В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что "экскурсия - коллективная поездка или поход  в достопримечательные места  с научной, общеобразовательной  или культурно-просветительной целью".

    В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: "Экскурсия - посещение достопримечательных  чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

    В приведенных определениях экскурсии  можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований  для выводов о существовании  противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет  отношение к функционированию экскурсии  в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного  времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности  экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И  в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

    В некоторых словарях, например в Кратком  педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия  рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс  обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

    Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие  понятия, как композиция, сюжет и  фабула.

    Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция".

    Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Информация о работе Экскурсия и ее сущность. Признаки экскурсии