Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.

Содержание

Введение 3
1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5
2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14
3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19
4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19
5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Техническое регулирование в СКСиТ.docx

— 266.12 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5

2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14

3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19

4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19

5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25

Заключение 31

Литература 33 

 

Введение

 

     Каждый  год, 14 октября, ученые и инженеры, работники  промышленности, сферы услуг, представители  бизнеса отмечают Всемирный день стандартов. Именно в этот день 1946 г. в Лондоне, в помещении Института  гражданских инженеров, открылась  конференция национальных организаций  стандартизации, где 25 стран, включая  СССР, учредили новую Международную  организацию – ИСО.

     В 1970 г. президент ИСО, которым в  то время был Фарук Сунтер (Турция), предложил отмечать 14 октября как Всемирный день стандартов, чтобы еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать роль стандартизации как основного подспорья не только промышленности, торговли и сферы услуг, а также потребителей всего мира. Ежегодно, в преддверии своего профессионального праздника, специалисты вновь осмысливают один из девизов Всемирного дня стандартов – «Стандарты соединяют мир». В нем содержится глубокое философское отражение того значения, которое приобрели стандарты в современном мире.

     Стандарты – это реальное решение всего  многообразия проблем, с которыми сталкивается бизнес, правительство и общество. Такая тенденция современного мира, как глобализация рынков, характеризуется  стиранием границ на пути свободного движения товаров, рабочей силы, капиталов, идей, информации. Связующим звеном в этих процессах выступают международные  стандарты. Они гармонизируют как  производственные, так и чисто  человеческие связи. Дифференциация технологических  процессов, организация экономических  поставок комплектующих из одних  стран и континентов в другие требует интеграции коммуникационных систем, эффективных и действенных  связей, стыковок, совместимости. Это  относится не только к простейшей взаимозаменяемости элементов механических систем, но и к 8 обеспечению сложнейших связей всемирной компьютерной «паутины». Незаменимым средством такой  интеграции является стандартизация.  

     Основной  целью стандартизации, сертификации является обеспечение качества. Механизм формирования качества непосредственно связан с такими понятиями, как установление норм (стандартизация); оценка норм (сертификация). Действие механизма обеспечивается за счет конкретных инструментов создания качества: стандартов, систем сертификации, методов контроля, систем аккредитации, классификаторов, способных установить и оценить качество объекта нормирования (рис. 1).

       

     - поле обеспечения качества и безопасности

     Рис. 1. Механизм обеспечения  качества и безопасности объекта нормирования (стандартизации)

     Суть  данного видения механизма обеспечения  качества и безопасности продукции, процессов, работ и услуг связана  с сегодняшним пониманием технического регулирования. Техническое регулирование  введено в России с принятием  Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и заключается в установлении и оценке технических норм к различным объектам.

     Актуальность  темы определяется тем, что туристская деятельность как отрасль экономики  страны требует надежного правового  регулирования, т. е. создания благоприятных  условий для ее развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.

  1. Правовые, экономические и  организационные  основы стандартизации
 

     Перевод российской экономики на рыночные отношения  и распад Советского Союза изменили структуру органов по стандартизации в стране. Указом Президента России от 26 ноября 1991 г. был образован Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Этот указ был  логическим продолжением постановления  Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании работ  по стандартизации». Основной идеей  этого постановления было приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной. С этого времени в стандартах вводятся два вида требований к качеству продукции и услуг – обязательные и добровольные. Начиная с 1991 г. разработка государственных стандартов, как правило, проводится силами технических комитетов по стандартизации – добровольными формированиями специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций. В этот период правительства стран-участниц СНГ подписали договор о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

     Выдающимся  событием в истории стандартизации явилось вступление в силу с 1 июня 1993 г. трех законов Российской Федерации: «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации». В законах определены меры государственной защиты интересов  потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, а также законодательные  основы метрологии и сертификации.

     Период  с 1992 по 2002 г. характеризовался следующими направлениями работ по стандартизации:

  • первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
  • гармонизация российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и глобализацией экономики;
  • внедрение международных стандартов, создание отечественной системы качества, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000.

     С мая 2004 г. федеральным органом исполнительной власти, координирующим работу в рассматриваемой  области, является Федеральное агентство  по техническому регулированию и  метрологии (Ростехрегулирование).

     Одновременно  с совершенствованием стандартизации в стране в целом развивается  стандартизация и в сфере услуг. В области социально-культурного  сервиса и туризма был сформирован  технический комитет по стандартизации ТК 199 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Силами этого комитета подготовлены первые государственные стандарты  в индустрии гостеприимства и  туризма.

     Общая тенденция движения экономики России в сторону рыночных преобразований и изменения в организационной  структуре органов управления в  период с 1990 г. по настоящее время  существенно изменили отношение  к стандартизации. Из средства государственного регулирования плановой экономики стандартизация превращается в инструмент формирования рыночных отношений с установлением барьеров безопасности продукции и услуг для субъектов хозяйствования и способов обеспечения добросовестной конкуренции на рынке услуг.

     Этапы исторического развития стандартизации в России, а также решаемые с  ее помощью цели приведены в табл. 1.  
 
 

     Таблица 1

     Экономические цели стандартизации в сфере 

     социально-культурного  сервиса 

     и туризма на различных  этапах развития государства

Период Тип экономической системы Основополагающие  документы Инструменты стандартизации (категории  нормативных документов) Цели  стандартизации
1970–1984 гг. Плановое централизованное управление Постановление Совета министров СССР от 11 января 1965 г. № 16 «Об улучшении работ по стандартизации»  Классификаторы 

Государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ)

Республиканские стандарты (РСТ РСФСР)

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Стандарты предприятия (СТП)

Технические условия (ТУ)

Управление  экономикой
1985–1990 гг. Ослабление  централизованного управления Постановление Совета министров СССР от 7 января 1985 г. № 13 «Об организации работ по стандартизации в СССР»  Классификаторы 

Государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ)

Республиканские стандарты (РСТ РСФСР)

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Стандарты предприятия (СТП)

Технические условия (ТУ)

Защита интересов  потребителей
1990–2003 гг. Начало перехода к рыночной экономике  Постановление Совета министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании работ  по стандартизации»;

законы Российской Федерации от 1 июня 1993 г. «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений»

Классификаторы 

Межгосударственные  стандарты (ГОСТ)

Государственные стандарты (ГОСТ Р)

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Стандарты предприятия (СТП)

Технические условия (ТУ)

Развитие конкуренции, содействие вступлению в ВТО 
С 2003 г. по настоящее время  Либерализация и дерегулирование экономики при переходе к рыночным отношениям Федеральный закон  от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом  регулировании» Классификаторы 

Межгосударственные  стандарты (ГОСТ)

Национальные  стандарты (ГОСТ Р)

Стандарты организации (СТО)

Технические условия (ТУ)

Создание условий  для саморегулировани
 

     Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран  первостепенное значение имеет международная  стандартизация.

     Международное сотрудничество осуществляется по линии  международных и региональных организаций  по стандартизации. Наиболее крупными организациями в области стандартизации являются Международная организация  по стандартизации (ИСО), Международная  электротехническая комиссия (МЭК), Международный  союз электросвязи (МСЭ) и др.

     ИСО была создана после окончания  Второй мировой войны, как отмечалось выше, в октябре 1946 г. по решению ООН. На заседании Генеральной ассамблеи  был принят Устав ИСО, который  определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

     В Уставе ИСО записано: «Целью организации  является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научно-технической  и экономической деятельности».

     ИСО объединяет 146 стран. Центральный офис организации располагается в  Женеве, в Швейцарии. Так как название «International Оrganization for Standartization» звучит на разных языках по разному, было решено использовать слово isos (греч.), что означает «равный», принято использовать краткую форму ИСО (ISO). Декларирует себя как некоммерческую (nonprofit) и негосударственную организацию. В то же время члены ИСО – это национальные стандартизирующие институты различных государств. С 1947 г. по настоящий день было опубликовано 14 251 международный стандарт, одним из главных является стандарт ИСО 9000.

     Международные стандарты ИСО не имеют статуса  обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять  или не применять их.

     В соответствии с Уставом основными  целями ИСО являются:

     • содействие развитию стандартизации и  смежных видов деятельности в  мире с целью облегчения международного обмена товарами и услугами;

     • развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической  деятельности.

     В работе ИСО принимают участие 188 технических комитетов, 552 подкомитета, 2 100 рабочих групп и 19 специальных консультативных групп по изучению конкретных проблем, более 30 тысяч экспертов. Россия участвует в 172 технических комитетах и 404 подкомитетах.

Информация о работе Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме