Технология организации религиозного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.

Содержание

Введение
Виды и особенности религиозного туризма
Паломнический туризм
Виды и особенности паломничества
Паломничесвто в России
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Разработка и продвижение туристского продукта
Заключение

Работа содержит 1 файл

специальные виды туризма.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

 

Институт международных  и экономических отношений

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету: Специальные  виды туризма

на тему: Технология организации  религиозного туризма

 

 

Выполнил: студентка 4 курса

группы 2308б специальности «Туризм»

Кузнецова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

Содержание

  1. Введение
  2. Виды и особенности религиозного туризма
  3. Паломнический туризм
  4. Виды и особенности паломничества
  5. Паломничесвто в России
  6. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
  7. Разработка и продвижение туристского продукта
  8. Заключение

 

Введение

    Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

    Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа.

 

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

1.религиозный  туризм экскурсионно-познавательной направленности

2.паломнический  туризм

 

Туристы отправляются в поездки:

-индивидуальные или групповые;

-организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;

-с различными способами размещения - гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж;

üна короткий или длительный срок и т. д.

 

Объектами привлечения  религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки  туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Виды и особенности  религиозного туризма

 

   Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

   Паломничество для христиан - посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господня, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

   Экскурсионные туры но религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.

   Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

При Московской Патриархии организована паломническая  служба, ведающая вопросами паломничества  в Святую Землю.

Для католиков  Святая Земля - Израиль, католические святыни  расположены также в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах  Западной Европы. Святые места для  посещений иудаизма сосредоточены  в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.

Для последователей ислама - суннитов священными городами считаются Мекка и Медина в  Саудовской Аравии. Местом паломничества  шиитов являются в первую очередь  города Эн-Наджарф и Кербела в  Ираке. Основные святыни буддистов  расположены, в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан-Удэ (Бурятия).

Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных  путешествий являются временные  интервалы, в течение которых  отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристкой фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.

Совпадения  религиозных праздников и высокого сезона в туризме создают дополнительные трудности в организации религиозного туризма как для направляющей, так и принимающей стороны.

В последнее  время отмечается повышенный интерес  к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается  количество предложений по организации  подобного рода поездок.

  • Паломнический туризм

   Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. 
 
   Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие: 
 
- желание исцелиться от душевных и физических недугов; 
- помолиться за родных и близких; 
- обрести благодать; 
- выполнить богоугодную работу; 
- отмолить грехи; 
- выразить благодарность за блага посланные свыше; 
- проявить преданность вере; 
- стремление к подвижничеству во имя веры; 
- обрести смысл жизни. 
 
   Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания. 
 
   Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника "Вход Господень в Иерусалим". Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование "Вербное воскресенье". Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

  •  Виды и особенности паломничества

   В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам: 
 
1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества; 
2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней); 
3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам; 
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ); 
5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры; 
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного). 
 
   Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская. 
 
   Духовно паломнический туризм имеет узкую социально психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический туризм тесно связан с лечебно оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа - это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик - помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы. 
 
   Следует отметить близость духовно паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун - это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма. 
 
   Основные регионы паломнического туризма: 
 
- православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова; 
- зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения); 
- Северная Америка с доминирующим положением христианства; 
- Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения; 
- Северная Африка с преобладанием ислама; 
- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований; 
- Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма; 
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама; 
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма; 
- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма; 
- Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон; 
- Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

 

Паломничество в России

   История паломничества в России начинается в XII веке, условно в 1167 году, когда преподобная Ефросиния Полоцкая, чтимая на Руси святая, шла в Иерусалим с молитвой: "Абы ми дойти Святого Града и поклониться Гробу Господню и всем Святым местам, видети и целовати, и тамо живот свой скончати…" - что и свершилось, преподобная Ефросиния была погребена у Иерусалима. Тогда же появляются "калики - перехожие" - люди, странствующие по святым местам в течении всей своей жизни.

К XV веку число паломников возрастает, а многие из них даже подробно описали свои путешествия. Взятие Константинополя турками становится переломным моментом для паломничества, на Руси складывается убеждение, что в чистоте своей православная вера сохранилась только здесь, и что Святая Русь является единственным православным царством.

   В XVI-XVII веках Русь повсеместно признается как центр Православного мира. Московское государство становится местом паломничества представителями Поместных Православных Церквей. В своих записках, они отмечают особую любовь русских людей к святыням, которая лежит в основе самого паломничества. Как известно, протестанты, не признающие святынь, выступали против христианского паломничества.

   Русские люди шли туда, где есть святыни: святые нетленные мощи, чудотворной иконы. Шли как бы к живым за благословлением. В паломничество отправлялись на покаяние, существовали обетные паломничества - по обету данному богу. Были случаи паломничества по призванию: сам Господь или святой во сне или видении призывали человека посетить святыни.

   Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить "Матерь городов русских". В Киев шли даже из Сибири. Другим важным центром российского паломничества с XV века была Троице-Сергиева Лавра, куда поклониться преподобному Сергию по традиции ходили даже русские цари.

   В XIX - и начале XX века центрами паломничества стали Саров и Оптина пустынь, которая не славилась святынями, ее посещали для общения со старцами.

   В паломничество отправлялись в теплое время года. Настоящим паломникам полагалось идти к святыням пешком, только очень знатные люди позволяли себе нарушить это правило. Императрица Екатерина, совершая паломничество к преподобному Сергию, также часть пути прошла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличии от западных паломников - пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох и котомка с сухарями. У более состоятельных - сменная одежда и сосуд с водой, а в начале XX века - чайник.

Информация о работе Технология организации религиозного туризма