Туристический аспект развития муниципальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление мероприятий по повышению уровня развития экономики г.Екатеринбурга, путем развития туристической деятельности.

Содержание

Введение..……………………………………………………….. …………….….3
1 Влияние развития туризма на экономику города…………………….……....5
1.1 Понятие и сущность туризма как вида экономической деятельности…..…5
1.2 Значение туристической деятельности для экономики города……………11
1.3 Факторы развития туризма………………………….………………………16
2 Современное состояние туристической сферы в Екатеринбурге..………….22
2.1 Состояние туристического рынка в г. Екатеринбурге…..………………....22
2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности…………………………………………………….32
3 Проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбурге…………………….35
Заключение…………………………..……………………………………………44
Список используемых источников………………..…………………..…………46

Работа содержит 1 файл

курс сбродова.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

     малое количество специализированных автотранспортных средств для обслуживания туристов;

     нехватка  недорогих точек питания для  детских туристических групп, расположенных  в центральной части города (вблизи от мест туристского показа), работающих в выходные дни и в вечерний период, и вмещающих большие группы;

     отсутствие  целенаправленной программы по предоставлению туристских предложений в периоды  «мертвого сезона» (основные потоки загрузки гостиниц приходятся на апрель, июнь, сентябрь и октябрь);

     высокая стоимость услуг (даже по мировым стандартам) при несоответствии качества международным стандартам в туризме.

     Согласно  мировым тенденциям за прошлый год  количество туристов снизилось на 4%, то есть в 2009 г. вылетело на 880 млн человек  меньше. Объем отрасли, по данным Всемирной  туристической организации, упал на 6%, потери составили 887 млрд долларов. А туристический рынок Екатеринбурга за прошедший год просел на 20%. Участники рынка боятся строить планы на этот сезон, лишь неуверенно говорят, что рост может составить 10%. Тем не менее, местные игроки заявляют о проблемах, которые мешают развитию рынка. «Оценить реальную ситуацию на туристическом рынке Екатеринбурга на самом деле сложно. Проблема заключается в малой информированности. Всем чем мы владеем на сегодняшний день — это данными аэропорта „Кольцово“. Так, за прошедший год пассажиропоток в „Кольцово“ составил 2,18 миллиона человек. Это меньше, чем в 2008 году, тогда вылетело 2,52 миллиона человек. Таким образом, на 18% сократились выезды за рубеж, и на 21% снизилось число чартерных рейсов. На сегодняшний день мы не знаем, сколько налоговой прибыли поступило в бюджет города от туроператоров и агентств.

     Сегодня необходимо взять тренд на экономическую оценку нашей деятельности. Анализировать доходы не только агентские, но и операторские. И здесь не должно иметь значение, зарегистрированы ли в Екатеринбурге федеральные игроки или нет. Оценив ситуацию, нужно ответить на вопрос: бесполезна или нет туристическая отрасль для бюджета, и понять стоит ли ее поддерживать.

     А пока у нас сложная ситуация с массовым туризмом. Сейчас известна такая цифра — рынок просел на 25%. В основном объемы снизились на 45–60%. Нельзя оценивать наш рынок по общероссийским данным или московским. Кроме того, мы все закрываем глаза на то, что у всех произошло в прошлом году 30–40% сокращение персонала. А часть фирм вообще закрылось. Самое интересное, что те, кого уволили, пошли и открыли свое турагентство. Ведь сегодня работать в туризме проще, чем зарегистрировать ООО в налоговой инспекции. Только туроператоров в Свердловской области насчитывается 83 компании, 44 из них работают на международный туризм. А туристических агентств еще больше. Нам необходимо почистить местный туристический рынок от лишних игроков, как это сделали саморегулируемые организации в строительном бизнесе, при этом 60% номинальных компаний ушли с рынка. И нам не надо 800 агентств на Екатеринбург, в Пекине, где народу в четыре раза больше и то нет столько туркомпаний. А сделать это можно с помощью саморегулируемой организации или хотя бы потребовать от игроков уплачивать финансовую гарантию в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Такое предложение будет подготовлено Уральской ассоциацией туризма и отправлено депутату Госдумы Сергею Маркову, которые готовит поправки к закону „О туристической деятельности“. Кроме того, нужно чтобы филиалы федеральных игроков платили налоги Екатеринбургу, потому что они работают на этой территории. И опять же этот вопрос предстоит решить не участникам рынка, а представителям власти.

     А пока не введена система СРО, на рынке будет продолжаться хаос. Многие туроператоры нарушают коммерческую тайну договора и на ряде сайтов озвучивают реальную стоимость путевок. В своих рекламных текстах они пишут о том, что продадут путевки на 14% дешевле, чем агенты. Я считаю, что это разглашение коммерческой тайны, и это прецедент для разбирательства в суде, я не знаю, почему Москва спит.

     Туристическому  рынку Екатеринбурга требуется  еще одно нововведение. Давайте все  вместе перечитает новый закон „О торговле“. В нем есть рациональное зерно, так один ритейл не может открыть больше определенного процента рынка. Он должен дать жизнь другому продукту. Не может и туризм Екатеринбурга состоять из одной Турции или Египта — бред. А где все остальное, где европейские, австралийские, американские направления, острова?

     Следующая проблема, которая существует на туристическом рынке — это борьба направлений. Этот вопрос обострился в связи с кризисом. В  2009 году была беспрецедентная драка между традиционным туризмом и туризмом дисконтным. Не надо засовывать голову в песок, реально массовые направления в прошедшем году, как Египет и Турция были убыточными. Никто радости и счастья не испытывал. Путевки продавались по очень низким ценам. Безусловно, это хорошо для потребителя, но туризму от этого только хуже. Объясню, объем предложений выкинутых на рынок Екатеринбурга, даже с учетом подписки умирающей Тюмени, бьющегося в конвульсиях Челябинска, сонной Перми, слишком велик. Туристические компании не могут продать то количество самолетов, которое запланировано операторами не местного значения, координации между московскими операторами и местными представительствами нет. Нужна концентрация усилий для того, чтобы туризм приносил прибыль, компании зарабатывали, и платили белую зарплату.. Кроме того, многие московские операторы потерпели убытки, а массовый туризм стал не такой уж массовый, тем не менее, в преддверии лета, мы имеем возможность объективно оценить свои силы и перспективы. А пока на 2010 год Всемирная организация туризма прогнозирует рост поездок на 4%». Эксперт — Сергей Бузько, вице-президент Уральской ассоциации туризма, директор ООО «Турфирма «МИР» 

     2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности 

     Государственная политика на муниципальном уровне направлена на содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития, поддержание приоритетных направлений, формирование представления о регионе как благоприятном для развития туризма, осуществление поддержки и защиты туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     Формы государственной поддержки развития туризма и туристской деятельности в г. Екатеринбурге:

1. Государственная  поддержка развития туризма и  туристской деятельности в Свердловской  области осуществляется путем:

1) признания приоритета развития внутреннего, въездного, социального, самодеятельного туризма;

2) обеспечения  государственных гарантий предоставления  туристских услуг на льготных  условиях для граждан, имеющих  право на получение адресной  социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

3) содействия  туристским объединениям, осуществляющим  приоритетные направления туристской  деятельности;

4) поощрения  привлечения инвестиций в строительство,  реконструкцию и развитие объектов туристской индустрии на территории Свердловской области;

5) предоставления  иных форм государственной поддержки  развития туризма на территории  Свердловской области.

2. Организациям  и гражданам, направляющим свои  средства в фонды развития  туризма, туристской индустрии и туристской деятельности, могут предоставляться льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

3. Органы местного  самоуправления муниципальных образований  в пределах своих полномочий  могут самостоятельно определять формы поддержки развития туристской деятельности на территории муниципального образования, в том числе устанавливать льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы туристским объединениям.

4. Органы местного  самоуправления муниципальных образований могут передавать в пользование туристским объединениям безвозмездно или на льготных условиях муниципальное имущество в целях поддержки и развития самодеятельного и спортивно оздоровительного туризма в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

5. Организации,  в том числе транспортные организации  (перевозчики), могут устанавливать  льготные тарифы на услуги, оказываемые  туристам и туристским объединениям.

     На  сегодняшний день властями г.Екатеринбурга реализуется стратегический проект «Екатеринбург – туристический центр, где встречаются Европа и Азия».  Проект направлен на развитие въездного туризма на основе активного использования имеющегося потенциала города, факторов, обеспечивающих привлечение туристов в регион: богатое историко-культурное наследие, уникальность природных ландшафтов и географического положения на границе Европы и Азии, развитая инфраструктура потребительских услуг; усиление внешних связей города и углубление культурного и научного обмена с зарубежными партнерами; расширение спектра туристических услуг для жителей Екатеринбурга.

     Превращение Екатеринбурга в развитый туристический  центр, входящий в число ведущих  туристических центров России. В основе проекта стоит такая проблема, как низкая информированность населения Екатеринбурга, россиян и иностранных граждан о городе как  месте для туризма и недостаточная развитость туристической инфраструктуры, которые сдерживают рост потока гостей в город. При решении данной проблемы, планируется достичь следующих результатов:

     Увеличение  количества российских и иностранных  туристов, приезжающих в город;

     Развитие  сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, рестораны, развлекательные учреждения, выставочные и конгрессные площадки);

     Рост спроса на услуги, производимые в городе – те, которые потребляют жители города, и специальные – потребляемые гостями (гостиничные услуги, транспортное обслуживание, услуги перевода, сувенирная продукция);

     Превращение Екатеринбурга в развитый туристический центр с высоким уровнем сервиса и большим набором услуг;

     Усиление  внешних связей города и углубление культурного и научного обмена с  зарубежными партнерами;

     Расширение  спектра туристических услуг  для жителей Екатеринбурга.

     Увеличение  количества российских и иностранных туристов, приезжающих в город;

     Развитие  сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, рестораны, развлекательные учреждения, выставочные и конгрессные площадки);

     Рост  спроса на услуги, производимые в городе – те, которые потребляют жители города, и специальные – потребляемые гостями (гостиничные услуги, транспортное обслуживание, услуги перевода, сувенирная продукция).

 

     

     3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ТУРИЗМА В Г. ЕКАТЕРИБУРГЕ

     Сильные стороны туристических возможностей Екатеринбурга:

     - Екатеринбург известен среди жителей других городов УРФО как столица Урала, его культурный, исторический и промышленный центр, что обеспечивает городу выгодное положение по сравнению с другими населенными пунктами УРФО;

     - Выгодное географическое положение города: через него проходят основные трассы, развязки и железнодорожные узлы;

     Екатеринбург  — третий по величине транспортный узел России (после Москвы и Санкт-Петербурга) — здесь сходятся 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, а также располагается крупнейший за пределами двух столиц международный аэропорт. Формирование Екатеринбурга как важнейшего транспортного узла во-многом обусловлено выгодным географическим расположением города — на невысоком участке Уральских гор, через который было удобно прокладывать магистрали, связывающие европейскую и азиатскую части России.

     На  третьей Международной конференции  по транспорту, прошедшей в Екатеринбурге  в 2003 году было принято решение о  продлении основного направления  международного транспортного коридора № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород) до Екатеринбурга. Также под Екатеринбургом создаётся Евро-азиатский международный транспортно-логистический центр. Между Екатеринбургом и Москвой курсирует один из шести российских поездов класса «Премиум», пришедший с 3 июня 2009 года на смену фирменному поезду «Урал». Поезд сообщением Екатеринбург — Санкт-Петербург («Демидовский экспресс») — единственный в России фирменный поезд, который удостоен Диплома созданного по инициативе ЮНЕСКО Международного Демидовского фонда за возрождение и сохранение индустриального, духовного и культурного наследия России.

     Главными  воздушными воротами города является международный аэропорт «Кольцово» — наиболее крупный и современный  аэропорт России за пределами двух столиц. Аэровокзальный комплекс включает три пассажирских терминала — внутрироссийских, международных авиалиний и деловой авиации, кейтеринг, башню командно-диспетчерского пункта, две гостиницы — «Лайнер» и «Angelo». В 2008 году аэропортом было обслужено 2,52 млн пассажиров, из которых 1,003 млн пришлось на международные перевозки. В «Кольцово» работают более 30 российских и зарубежных авиакомпаний, выполняются регулярные рейсы в 104 города мира. Первая взлётно-посадочная полоса после реконструкции в 2009 году способна принимать все типы дальнемагистральных самолётов без ограничения по частоте и взлётной массе. Планируется строительство третей взлётно-посадочной полосы для создания на базе аэропорта узлового распределительного центра (хаба).

     - Активное развитие бизнес-связей привлекает как российских деловых людей, так и коммерсантов из дальнего зарубежья, тем самым обеспечивая распространение информации о городе.

     Екатеринбург  занимает третье место в стране (после  Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству дипломатических представительств, при этом их консульские округа распространяются далеко за пределы Свердловской области, и обслуживают другие регионы Урала, Сибири и Поволжья.

Информация о работе Туристический аспект развития муниципальной экономики