Туристическое районирование Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования нашей курсовой работы является страна Италия, а точнее её туристические районы.
Цель исследования курсовой работы - разделить территорию Италии на туристические районы и охарактеризовать их.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современная Италия 4
1.1. Италия на карте мира 4
1.2. Предпосылки для развития туризма 6
1.2.1. Природные предпосылки 6
1.2.2. Культурные предпосылки 9
1.2.3. Социальные предпосылки 10
1.2.4. Экономические предпосылки 12
1.3. Современный туризм, как главная отрасль непроизводственной сферы в Италии 13
Глава 2. Туристское районирование 16
2.1. «Район» - «Регион» 16
2.2. Содержание и границы понятия 18
2.3. Этапы туристского районообразования 21
2.4. Характерные черты туристских районов 24
Глава 3. Районы Италии 28
3.1. Венецианская Ривьера 28
3.2. Лигурийское Ривьера 32
3.4. Адриатическая Ривьера 35
3.5. Ривьера Лацио 37
3.6. Южная Ривьера 40
3.6. Острова Италии 42
3.7. «У подножия гор» 44
Заключение 46
Список используемых источников 48

Работа содержит 1 файл

италия.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

- для  обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам  таксонирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования;

- для  обозначения любых территорий, по  своим признакам не «подходящих»  к принятой системе территориального  членения и не позволяющих  обозначить их другими терминами;

- для  обозначения территориальных таксономических единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования.

Такая многозначность конечно не случайна, нов целях упорядочения терминологии предоставляется целесообразным сохранить  за термином «регион» лишь первое значение и особенно в производных терминах. Опираясь на выводы Э.Б. Алаева и Ф.Н. Милькова в дальнейшем, в своей курсовой работе, я буду использовать термины «район» и «регион» как слова синонимы.

    И так во второй главе своей курсовой работы я бы хотела выделить и рассмотреть особенности рекреационного и туристского районирования и районообразования. Наиболее фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социально-культурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социально-культурное освоение территорий - первопричина формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности.

    Районирование — деление территории или акватории  на части (районы), различающиеся между  собой и в чем-то однородные внутри себя. Оно бывает двух видов: однородное это поиск и выделение одинаковых районов. Объединение схожих по ряду признаков территорий позволяет выделить синтетические районы. Различают однопризнаковое и многопризнаковое однородные районирования. А так же узловое районирование, предполагающее выделение районов по интенсивности хозяйственных связей внутри них. Узловое районирование выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Границы района проводятся там, где показатели принимают минимальные значения.

    Признаки, по которым выделяются районы, могут  быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования.

 

    

2.2. Содержание и границы понятия

 

    На  сегодняшний день туризм является одной  из самых высокодоходных отраслей мировой  экономики. Темпы развития туризма  в странах и регионах мира достигают 25-30%. Имеет место парадоксально быстрое изменение пространственной картины туризма и направленности туристских потоков.

Несмотря  на достаточно хорошую теоретико-методологическую разработанность понятийно-терминологического аппарата туризма, имеется определенный круг понятий и терминов, недостаточно проработанных в отечественной и зарубежной науке. К одному из таких понятий относится и понятие "туристский район".

Данному понятию была уготована роль центрального в одном из основных научных направлений - географии туризма. Более того, все статистические данные, отчеты и сведения о достопримечательных местах сводятся именно по туристским районам. Следует заметить, что существует большое количество авторских позиций по вопросам определения и состава выделяемых туристских районов.

Безусловно, основная роль в изучении туристского  районирования принадлежит московской научной школе, представленной ведущими учеными Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Института  Географии РАН, Российской международной академии туризма. Свою "долю" в разработку теоретических и прикладных вопросов географии туристского районирования мира вкладывают и наши Пермские специалисты. 
Туристское районирование - задача сложная. Сложность ее заключается в следующем:

    - рассматривается территория всего мира, т. е. очень разные, не схожие друг с другом области;

    - районирование должно охватить  такие места, где туризма практически  нет или он слабо развит, но  для него есть определенные  предпосылки.

    Туристское  районирование за рубежом опирается на следующий системно-структурный подход - за самую крупную территориальную единицу берется регион, т. е. следующие географические зоны развития: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Юго-Западная Азия (Ближний Восток), Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия, Африка, Австралия и Океания. Единицей туристского районирования является также страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, так как рассматривается вопрос международного туризма, т. е. обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет проводится в международном туризме именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме.

    Довольно  часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т. е. большая часть территории интенсивно посещается туристами.

    ВТО определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой  сетью специальных сооружений и  услуг, необходимых для организации  отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг.

    Таким образом, туристский регион - цель путешествия  и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее.

    1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя: решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.

    2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.

    3. Регион как "место с набором  аттракционов и приспособленными  под них туристскими сооружениями  и услугами" представляет для  туриста продукт, состоящий из  комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.

    Туристский  регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При  такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

 

2.3. Этапы туристского районообразования

 

    Процесс рекреационного и туристского районообразования проходит четыре этапа.

    1 этап - открытие и первоначальное  освоение. Эта стадия характеризуется  медленным ростом числа посетителей,  слабым контактом с местным  населением, отсутствием средств  обслуживания и очень слабой нагрузкой на окружающую среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый "дикий" (на Западе он только входит в моду) и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, не сильно измененных человеческой деятельностью, и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов;

    2 этап - развитие. Он отличается быстрым  ростом числа посетителей, возникновением  специальных организаций и средств  обслуживания туризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на окружающую среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер;

    3 этап - зрелость или застой. Здесь  достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится неудовлетворительным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается;

    4 этап - упадок или обновление. Эта  стадия возникает в зависимости от того, будут ли обнаружены новые ресурсы для развлечения и рекреации или нет.

    На  развитие туристских районов существенное влияние оказывают многие факторы, например: уровень экономического развития территории; транспортная доступность территории в пределах СКС; наличие достаточного количества трудовых ресурсов; существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития района. С другой стороны, их отсутствие не играет столь уж существенной роли и не снимает задачи освоения определенного района в качестве рекреационного или туристского. 

    Рекреационное и туристское районообразование - частный  случай общего процесса районообразования. Оно также связано с определенным типом освоения территории, которая  приобретает рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда целостного пространства региона или страны. Процессы районообразования носят достаточно долговременный характер даже в случае определения рекреационной специализации, которая, как правило, не играет особенно значимой роли в хозяйстве и не является доминирующей даже в самих рекреационных районах.

    Туристское  районирование является видом частного, отраслевого районирования, отражающим только один аспект (туризм), который  может быть адекватно описан на фундаментальной основе. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность.

    Объективность означает, что районообразующие признаки должны отражать конкретные характеристики.

    Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена  разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль.

    Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся  в четкой взаимной связи и подчинении.

    Конструктивность  определяется четкостью поставленных при районировании задач.

В отличие  от традиционного экономического подхода, в котором рассматривается только одна функция района - обслуживание туристов, в туристском районировании  район определяется как территория, однородная по характеру рекреационного и туристского использования, следовательно, она должна отличаться комплексом признаков.

    В рекреационном и туристском районировании  в качестве районообразующих признаков  были выбраны следующие: структура рекреационных и туристских функций в зависимости от преобладающего использования туристско-рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная и др.); степень туристско-рекреационной освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый район); степень открытости района; перспективность освоения.

Ряд авторов  определяют туристский район как  территориальную совокупность экономически взаимосвязанных туристских предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, позволяющую наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы и их экономические условия.

 

2.4. Характерные черты туристских районов

 

    Во-первых, туристский район - социальное по своему характеру и конечному продукту образование. Его продукция - рекреационные и туристские услуги, обеспечивающие расширенное воспроизводство физических и духовных сил населения, отдых, развлечения, а потребители подобного рода услуг - люди.

    Во-вторых, для туристских районов характерен четырехъединый процесс общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. В туристских районах между производством и потреблением, как правило, нет временного разрыва. Это относится к главной продукции - рекреационным и туристским услугам, которые не могут накапливаться впрок.

    В-третьих, для размещения рекреационных и  туристских районов, выполняющих функции  длительного (ежегодного) отдыха, характерна ярко выраженная ориентировка на ресурсы. В отличие от пригородных туристско-рекреационных районов, туристские районы государственного и международного значения возникают на базе уникальных сочетаний туристско-рекреационных ресурсов, распространенных ограниченно.

Информация о работе Туристическое районирование Италии