Туристская рента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономических школ и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь: появились понятия - рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая, железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичная и т. п. Туристская рента как категория, а также методология и подходы к проблеме разработки ее различных аспектов в современных российских условиях впервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А. Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие туристской ренты
1.1. Экономическое значение туризма и туристской ренты…………………………………….4
1.2. Экономическая сущность туристской ренты ……………………………………………….6
1.3. Формы туристской ренты…………………………………………………………………...12
2. Модели применения туристской ренты
2.1. Туристская рента в системе отношений собственности…………………………………..23
2.2. Принципиальные основы распределения и использования туристской ренты………….30
2.3. Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использования туристской ренты…………………………………………………………………………………32
Заключение . ………………………………………………………………………………………….37
Список литературы…...………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика Рента.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы: 

1) курортологические факторы;

2) общеоздоровительные и рекреационные факторы;

3) духовно-культурологические факторы. 

   В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные, экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека. Помня народную мудрость: "Не хлебом единым жив человек!", трудно переоценить социально-экономическую значимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовно богатого не в том, чтобы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Туризм - одна из сфер жизни общества, которая предпринимает попытку дать ответ на этот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данный вопрос приобретает в наши дни. 

   В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т. е. все потенциальные факторы производства в процессе их купли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражением рыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала - процент; туристские ресурсы в их рыночной оценке принимают форму ренты, коренное отличие которой от других факторных доходов - заработной платы и процента - состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию она представляет собой добавочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует исходить из того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякий хозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль - результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности. 

   Имеются ли в сфере туризма условия  для образования добавочной прибыли - материальной основы туристской ренты? Для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта. Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основных сегмента:

   1) производство туристских услуг;

   2) производство туристского продукта;

   3) реализация туристского продукта;

   4) потребление туристского продукта. 

   Туристская  услуга - это целесообразная производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма - это всякий самостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется в соответствии с действующим законодательством страны и потому является юридическим лицом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров и услуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты и результаты своей деятельности в целях максимизации коммерческого успеха. Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологической модели туризма, а туристское предприятие - наименьшей юридической единицей, которая создает и реализует эти услуги. 

   В своем движении на пути к рынку  туристские услуги проходят стадии пакетирования  и анимации, т. е. комплектуются в туристский продукт. Потребителю в сфере туризма предлагается обычно интегральный туристский продукт как совокупность вещественных, материальных и нематериальных благ и услуг. Формирование целостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, которые готовят этот продукт для реализации в скомплектованном и законченном виде. Важную роль в процессе реализации турпродукта выполняют туристские агенты, доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие его. Процесс потребления туристских услуг происходит в туристском центре - непосредственно в местах их производства. Та часть туристских услуг, в которой происходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма. 

   Таким образом, туризм в экономическом (рыночном) аспекте - это прежде всего рынок индивидуальных и коллективных услуг, пакет которых формирует туроператор. А потребление туристского продукта как бы завершает воспроизводственный цикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристские ресурсы как факторы производства тура - комплекса услуг в данной сфере. 

   В условиях рыночных форм хозяйствования и сами ресурсы, и результат их использования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услуги приобретают все качества товара: потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. 

   По  своему характеру туристские ресурсы  количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно, выступают как  экономическое благо, как товар. Качественно эти ресурсы различны, дифференцировании. Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны, раритетны, единственны в своем роде не только в России, но и в мире. Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристских ресурсов в условиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских организаций. Внешним выражением различий в затратах выступают издержки этих организаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференцируют в широких пределах. Внешним выражением различий в результатах хозяйственной деятельности туристских организаций выступают дифференциация производительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Между тем на рынке туристских услуг формируется рыночная цена, которая может быть ниже или выше индивидуальной цены, вследствие чего образуется разность между рыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражением данной разности является добавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основу туристской ренты. При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта. 

   Туристские  расходы представляют собой стоимость  товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения макроэкономических процессов, эти расходы есть не что иное, как конечное потребление в системе национальных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляют собой затраты (издержки).

   Классическими видами туристских затрат являются:

   1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;

   2) расходы по размещению;

   3) затраты на питание и напитки;

   4) транспортные расходы;

   5) затраты на рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности и мероприятия;

   6) расходы на посещение магазинов;

   7) прочие расходы туристских организаций всех видов и форм. 

   Совершенно  очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем туристского продукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек, т. е. отношения 
 

                Доходы от туризма          .100,

Издержки  по туризму

или

Доходы  от туризма

                                                         •100

Туристские  ресурсы

как раз  и выражают эти различия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынке туристского продукта.

   Доходы  по своей природе - это результаты, а издержки и ресурсы - это затраты. Следовательно, в основе отношения доходов от туризма к издержкам или ресурсам туристских организаций лежит общий принцип экономической эффективности, который выражается формулой

                        max Р                         max P

Э= ————— , или  Э =

                                min 3                     min ресурсы 

т. е. эффективность  туристской деятельности Э на микроэкономическом уровне - это максимизация результата Р при минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты образует повышенная эффективность хозяйствования в сфере туризма. 
 

1.3. Формы туристской ренты

   В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования трех форм туристском ренты; монопольной, дифференциальной и абсолютной. При этом современная экономическая наука располагает теорией стоимости, теорией предельной полезности и теорией неоклассического синтеза, которые при всех различиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснить образование трех форм туристской ренты. 

   Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественно они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, .они практически невоспроизводимы. Россия в целом, Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеют уникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие как Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково и некоторые другие. К уникальным туристским ресурсам России можно отнести Эрмитаж, Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкиногорье, Музей Андрея Рублева и другие величайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордость российской и мировой цивилизации. 

   Именно  уникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходной основой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов - основы этой ренты - ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы высшей формы несовершенства современного рынка - абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естественной, или натуральной, монополией, так как в ее основе лежат два источника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствие заменителей (субститутов) данного уникального туристского продукта на рынке туристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещения Московского Кремля или Валаама - и вы поймете тщетность этих попыток: их заменить нечем. 

   Господство  абсолютной монополии на уникальные туристские ресурсы порождает на рынке туристских услуг монопольно высокие цены на эти услуги (рис.3.1).

   

         Цена 1 

   

         2

     

                               Количество предлагаемых

                                услуг на туристском рынке

Рис.3.1. Формирование цены на туристские услуги в условиях абсолютной монополии

(1) и  в условиях совершенной конкуренции  (2)

   На  рынке совершенной конкуренции  малейшему увеличению спроса на туристские услуги сопутствует соответствующее предложение, поэтому цена на эти услуги остается неизменной. В условиях рынка абсолютной монополии появляется возможность назначить для потребителя туристских услуг свою цену. Разумеется, эта цена превышает предельные издержки. 

   Таким образом, абсолютная монополия отдельных  туристских фирм, использующих уникальные туристские ресурсы, порождает на рынке туристских услуг монопольную власть, которая выражается прежде всего в том, что указанные фирмы устанавливают на рынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточно простой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английский экономист Абба П. Лернер (1905 - 1982) предложил использовать индекс: 

Информация о работе Туристская рента