Туристская рента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономических школ и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь: появились понятия - рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая, железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичная и т. п. Туристская рента как категория, а также методология и подходы к проблеме разработки ее различных аспектов в современных российских условиях впервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А. Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие туристской ренты
1.1. Экономическое значение туризма и туристской ренты…………………………………….4
1.2. Экономическая сущность туристской ренты ……………………………………………….6
1.3. Формы туристской ренты…………………………………………………………………...12
2. Модели применения туристской ренты
2.1. Туристская рента в системе отношений собственности…………………………………..23
2.2. Принципиальные основы распределения и использования туристской ренты………….30
2.3. Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использования туристской ренты…………………………………………………………………………………32
Заключение . ………………………………………………………………………………………….37
Список литературы…...………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика Рента.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

  В реальной жизни применение основных прав собственности может испытывать влияние двух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всем "пучком прав", состоящим из всех 11 "веточек", владеет туристская организация (фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме правового режима частной собственности. Туризм в данном случае приобретает исключительно коммерческую направленность в пользу субъектов частной собственности на туристские ресурсы. Общество и прежде всего государственные органы власти в этом варианте сознательно лишают себя права взимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации права собственника на туристские ресурсы. Часть туристской ренты государством может быть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеет место в любом обществе. Возможность развития социальной направленности туризма в этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо рыночные, меркантильные правила игры, которым чужды интересы человека без кошелька. 

   Другая  крайность состоит в том, что  всем "пучком прав", состоящим  из всех 11 "веточек", владеет государство  в лице его федеральных, республиканских  и местных органов власти. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме правового режима государственной собственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы, агентства) оказываются не заинтересованными в экономических результатах своей деятельности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства и реализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может стать реальностью. 

   Совершенно  очевидно, что в сфере туризма  нужна организация таких правил "игры" в отношениях собственности, которая учитывала бы принцип полиморфизма (от греч. poly - много и morphe - форма). Это означает, что указанный выше "пучок прав", состоящий из 11 элементов прав собственности, должен быть рационально поделен между субъектами присвоения туристских ресурсов и соответственно между субъектами присвоения туристской ренты. Такими субъектами прав собственности являются органы власти (федеральные, республиканские, местные), с одной стороны, и туристские организации, которые непосредственно создают, реализуют и оказывают услуги, - с другой стороны. Только такие правила "игры" создают возможность соединить два прямо противоположных начала в развитии туризма: достижение коммерческого успеха во имя интересов человека и общества в целом и во имя социальной направленности российского национального туризма. Сам туризм становится важнейшей отраслью социально-культурной сферы общества. 

  Утверждая принцип обязательного разделения "пучка прав" собственности  между органами власти и туристскими  организациями, необходимо избежать еще одной возможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристские ресурсы, смысл которой состоит, прежде всего, в том, что к туристским ресурсам исключается свободный доступ. В противном случае ресурсы ничьи, они не принадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретному органу власти. Исключающий характер отношений собственности генетически предопределяется тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеют лимитированный характер, а также тем, что нет места бесхозяйственности и бесконтрольности. Смысл спецификации прав собственности на туристские ресурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организациями должны быть поделены все 11 элементов "пучка прав''. Это обеспечит правовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений.  

  Основными критериями для разделения "пучка прав" должны быть два "золотых" правила:

  1) данный элемент права надо  отдать тому субъекту дележа, кто может извлечь из него наибольшую пользу;

  2) нельзя один и тот же элемент  на равных правах отдавать  одному и одновременно другому  субъекту присвоения туристских  ресурсов, что может создать правовой беспредел и тупиковость в вопросах присвоения. 

   С учетом сказанного выше "пучок прав" собственности между органами власти (федеральными, республиканскими и муниципальными), с одной стороны, и туристскими организациями, с другой стороны, может быть поделен следующим образом. 

     Органы государственной власти получают:

     А. Право полного отчуждения.

     Б. Элементы прав.

1. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение ресурса.

2. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации ресурса и от вреда со стороны внешней среды.

  3. Право на передачу ресурсов в наследство.

  4. Право на бессрочность обладания ресурсами.

  5. Запрет на использование ресурсов способом, наносящим вред другим или внешней среде.

  6. Право на ответственность взыскания по долгам.

7. Право на остаточный характер, т. е. автоматическое возвращение вещи, ресурса прежнему владельцу. 
 
 

     Туристские организации получают:

    А. Право неполного присвоения.

    Б. Элементы прав.

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над ресурсами.

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств ресурсов для себя.

3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать использование ресурсов. 4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ, ресурсов. 

   Следует подчеркнуть, что перечисленные 11 элементов "пучка прав" собственности  не исчерпывают всего многообразия отношений и что/реальная жизнь богаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование туристских ресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплекс интересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, так и органов власти - федеральных, республиканских и местных. В данных условиях взаимный учет этих интересов предполагает полиморфизм, который наряду с многообразием форм присвоения предполагает учет приоритетов. Уникальность целого ряда туристских ресурсов, их мировая и историческая ценность не дают оснований для передачи их в полное отчуждение рамками частной формы собственности: эти ресурсы должны принадлежать обществу в целом. Данная концепция проистекает из всех мировых религиозных учений - Будды, Моисея, Мухаммеда, Христа, а также политических и всех социалистических учений. Например, Третьяковская картинная галерея и Лувр должны принадлежать обществу, которое их хранит и оберегает. Это понимали сами основатели и создатели данных шедевров.  

   Другими словами, современное общество и  его выразители - органы власти - должны провести учет и анализ состояния туристских ресурсов, дать им своеобразную кадастровую оценку. В этом состоит исторический долг современного общества перед будущими поколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсов позволит четко определить отношения всех заинтересованных субъектов. 

   Взаимоотношения между органами власти и туристскими организациями по поводу прав собственности на туристские ресурсы можно представить следующим образом: органы власти - федеральные, республиканские и местные - получают право полного отчуждения; туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастровых оценок органы государственной власти закрепляют туристские ресурсы за тем или иным органом власти - федеральной, республиканской и местной - на правах полного собственника. Затем эти органы власти вступают с туристскими организациями в договорные правовые и экономические отношения, которые могут иметь характер аренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органами власти и туристскими организациями четко определяются и распределяются элементы прав собственности на данный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделение "пучка прав" собственности могло бы стать основой этих договорных взаимоотношений. 

  Четкое  разделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органами власти и туристскими организациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальную направленность, если органы власти будут выражать интересы народа, широких слоев общества. В то же время разделение прав собственности между участниками договорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности туристских организаций. Туристская рента теперь становится объектом присвоения двух основных субъектов присвоения туристских ресурсов: органов государственной власти и туристских организаций. В свою очередь, государственные органы власти должны четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными представителями этой власти - федеральными органами, субъектами федерации и местными органами. И тогда туристская рента в каждом конкретном случае окажется или объектом присвоения только двух субъектов - местных органов власти и туристских организаций, или объектом присвоения трех субъектов - федеральных органов власти, местных органов власти и самих туристских организаций. Этот дуализм субъектов прав собственности объективно предопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресурсы находятся в собственности местных органов власти и туристских организаций, во втором - в собственности федеральных органов власти и туристских организаций, однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав и обязанностей по использованию туристских ресурсов федерального значения. 

   Анализ  отношений собственности, определяющих социальное содержание туристской ренты, позволяет более конкретно рассмотреть следующие важнейшие вопросы:

   а) принципы распределения туристской ренты;

   б) механизм ее распределения;

   в) социальную направленность в процессе использования;

   г) механизм процесса использования туристской ренты.

2.2. Принципиальные основы распределения и использования

  туристской ренты

   Всякая  наука и прежде всего экономическая - не самоцель, а средство. Мы исследуем закономерности и формы образования туристской ренты, изучаем ее социальное содержание для того, чтобы поставить это экономическое явление на службу обществу и человеку. 

   Закономерности  образования туристской ренты и  характер разделения прав собственности на туристские ресурсы предопределяют принципиальные основы распределения и использования туристской ренты. 

   Субъектами  процесса распределения туристской ренты могут быть:

   1) собственно туристские организации (предприятия, фирмы), непосредственно использующие туристские ресурсы как объект хозяйства на правах неполного отчуждения (неполного присвоения);

   2) федеральные органы власти, если они являются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения;;

   3) республиканские и областные органы власти, если они являются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полного или неполного отчуждения;

   4) местные органы власти, если они являются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения, а также в том случае, когда туристские ресурсы находятся в собственности федеральных, республиканских или областных органов власти на правах полного отчуждения, а местные органы власти имеют право неполного отчуждения, т. е. обладают некоторыми элементами прав из общего "пучка прав" собственности.

   Следует отметить, что в действительности реализация федеральной, республиканской  и областной власти осуществляется через органы местной власти, вследствие чего они всегда являются непременными участниками распределения туристской ренты.

Таким образом, первый вывод, который неизбежно  следует из теории прав собственности, - туристская рента должна распределяться между туристскими организациями, у которых образуется этот факторный доход, и органами государственной власти, имеющими права полного или неполного отчуждения. В качестве конкретных представителей государственной власти всегда выступают местные органы власти, а в отдельных случаях - республиканские и федеральные. Следовательно, туристская рента становится объектом распределения двух, а иногда трех субъектов распределения. 

   Этот  принцип раздела туристской ренты  между двумя (а в отдельных  случаях - между тремя) субъектами - самими туристскими организациями и соответствующими органами власти - предопределяется также факторами и причинами чисто экономического характера. Дело в том, что процесс распределения - это не только следствие процесса производства (известно, что распределять можно то и столько, что и сколько создано); процесс распределения - это одновременно и фактор воздействия на хозяйственную деятельность самих туристских предприятий. При определенных условиях механизм распределения туристской ренты может стать фактором воздействия на эффективное использование туристских ресурсов. Более конкретно это может выражаться в том, что туристская рента, во-первых, может и должна стать источником покрытия затрат на отрицательные внешние эффекты, которые вызывает развитие туризма, во-вторых, может и должна стать источником развития туристской индустрии и туристской инфраструктуры. 

Информация о работе Туристская рента