Туристские ресурсы Зарубежной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы: изучить и проанализировать туристские ресурсы Зарубежной Европы с точки зрения их привлекательности для туристов, раскрыть и показать современные тенденции развития рекреационного туризма в Европе.

Для достижения поставленной нами цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение научной, научно-популярной и научно-методической литературы по интересующей нас тематике;
2. Рассмотрение понятий «туристские ресурсы» и «рекреация»;
3. Ознакомление с районированием зарубежной Европы;
4. Рассмотрение каждого района в отдельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Теоретические аспекты туристских ресурсов и рекреации...………..5

1.1. Понятие о туристских ресурсах…………………………..…………5

1.2. Понятие о рекреации….……………………………………………...8

Глава 2. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы……………10

2.1. Общая характеристика стран Европы……………...……….………10

2.2. Туристско-рекреационное районирование…………….…………...13

Заключение ………………………………………………………………………26

Список использованной литературы………………………………………...…28

Приложения……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ чистовик!.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

     Социально-культурная функция  – это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования.

     Экономическая функция – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения  полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса[16].

      Рекреационное районирование является  важной научной и практической  процедурой. Это эффективный и  совершенно необходимый научный метод, позволяющий многое понять в географии рекреационной деятельности и рекреационной сферы обслуживания.

    Разнообразие  ландшафтов, климата, флоры и фауны  и других туристских ресурсов приводит к необходимости выделения различных  регионов с целью систематизации географической и экономической информации о туризме и выявления территориальных закономерностей его развития. Туристское районирование позволяет получить целостное представление о состоянии, факторах и перспективах развития туризма на всех частях территории, сравнить их между собой и использовать эти сведения в планировании и управлении туризмом[12].

       Таким образом, при рассмотрении  любого региона, а в частности  Зарубежной Европы, с точки зрения  развития туризма необходимы  точный анализ его туристских ресурсов и изучение их рекреационного потенциала. Тем более что этот регион обладает огромным количеством благоприятствующих природных факторов.  

Глава 2. Туристско-рекреационные  районы зарубежной Европы

       2.1 Общая характеристика стран Европы

       Европа занимает западную часть  материка Евразии. Площадь территории 10,8 млн. кв.км. Граница Европы с  Азией проходит по восточному  подножью Урала, рекам Эльба,  Кума, Маныч, Каспийскому, Азовскому,  Черному морям. Большинство Европейских государств имеет выход к Атлантическому и Северо-Ледовитому океану и их морям, что благоприятствует развитию туристских связей с другими странами.                 Основная часть Европы - это равнинные или холмистые местности. Наиболее крупные равнины - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский бассейн. Горы занимают 17% территории. Основные горные системы - Альпы, Карпаты, Аппенины, Пиренеи, Карпаты, часть Кавказа.

       На большей части территории  климат умеренный. На западе он океанический, на востоке - континентальный. На северных островах климат субарктический и арктический, в южной Европе - средиземноморский. Значительная часть Северной Европы покрыта современными ледниками. На многих островах в Исландии, на Шпицбергене, Новой Земле имеется покровное оледенение, а в Альпах - горное.

       Занимая небольшую часть Земли  (4% суши), Европа является одним  из самых густонаселенных регионов  мира. Здесь проживает 786 млн. человек.  Довольно пестра этническая карта  современного Европейского континента.

       Экономико-географическое положение  стран зарубежной Европы определяется  двумя главными чертами[19].

       Во-первых, соседским положением  этих стран по отношению друг  к другу. При сравнительно небольших  размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

       Во-вторых, приморским положением  подавляющего большинства стран,  многие из которых расположены  вблизи от самых оживленных  морских путей. В западной части  региона нет места, удаленного  от моря более чем на 480 км, в  восточной — на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» — так можно сказать про каждую из них.

       Политическая карта региона на  протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в последние годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы).

       В зарубежной Европе представлены  как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные  государства.

       В последнее время население  зарубежной Европы стало возрастать  очень медленно. Как известно, это  объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей[19].

       По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее, этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

       Во всех странах зарубежной  Европы господствующая религия  — христианство. В Южной Европе  резко преобладает католицизм, в  Северной — протестантство; а  в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан.

       Зарубежная Европа — один из  наиболее густонаселенных регионов  мира. При этом размещение населения  в нем, прежде всего, определяется  географией городов. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

       Характерная черта урбанизации  зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации[19]. 
 
 
 
 
 
 

         2.2 Туристско-рекреационное районирование

     В последние десятилетия доля зарубежной Европы в мире по основным показателям международного туризма постепенно уменьшается. Еще в 1970 году этот регион привлекал 68 % всех интуристов мира и обеспечивал 62 % всех доходов от туризма, но в 2007 г. первый из этих показателей снизился до 53 %, а второй – до 50 %. Тем не менее, зарубежная Европа продолжает оставаться главным туристско-рекреационным регионом мира с отчетливо выраженным поступательным ростом прибытий туристов: в 1970 году ее посетило 113 млн. человек, в 1980  – 190 млн., в 1990 – 275 млн., в 2000 – 393 млн., а в 2007 году – 480 млн. Из 20 ведущих стран мира по размерам въездного туризма 11 европейских.  Все это свидетельствует о том, что туристский бум в зарубежной Европе продолжается[8].

     В зарубежной Европе получили развитие почти все возможные виды туризма – познавательный, рекреационный, научный, деловой, религиозный, экологический. То же можно сказать и об используемых в нем видах транспорта, хотя среди них заметно преобладает автомобильный. Здесь в большей мере, чем в любом другом туристском макрорегионе мира, выражен внутрирегиональный туризм: примерно 9/10 всех иностранных туристов – европейцы и лишь 1/10 – приезжие из других регионов мира. Во въездном туризме лидирует «большая тройка» классических туристских стран в составе Франции, Испании и Италии, где количество прибывающих превышает 40 млн. в год. Во «втором эшелоне» (от 10 млн. до 30 млн. в год) оказываются Великобритания, Германия, Австрия, Польша, Андорра, Греция, Португалия, Нидерланды. Остальные страны образуют «третий эшелон». В роли главных поставщиков иностранных туристов выступают страны Средней и Северной Европы, тогда как в странах Южной Европы приток туристов значительно превышает их отток. Именно в этих странах доходы от международного туризма особенно велики. А в большинстве микрогосударств Европы сложилась даже своего рода монокультура туризма. В Андорре на одного жителя приходится более 160 иностранных туристов в год, в Сан-Марино – около 150. В этих странах и в Монако отчетливо выражены не только годовые (сезонные), но и недельные пики прибытия туристов, обычно сюда приезжают на уик-энд. Крупнейшим                                           центром религиозного паломничества остается Ватикан.                                                                                                                             За основу туристско-рекреационного районирования зарубежной Европы обычно берется ее общепринятое четырехчленное районирование. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет в пределах этого региона четыре крупных района – Южный, Западный, Центрально-Восточный и Северный; в таком порядке они следуют и по размерам привлечения туристов. Из подобного же членения исходит и Ю. Д. Дмитриевский, заслуженный деятель науки РФ, доктор географических наук, но в пределах четырех крупных субрегионов (зон) он выделяет еще макрорайоны[8].

           В основу туристско-рекреационного  районирования зарубежной Европы  может быть положен и иной  подход – с выделением районов  и центров приморского, горного,  озерного и речного туризма [Приложение 1].

     Начнем  с характеристики приморских туристско-рекреационных  районов как самых распространенных. В самом деле, судя по рис. 1, для  этой цели используется значительная часть всего морского региона.

     Средиземноморье – главный туристический район не только в Европе, но и в мире. По развитию туризма и рекреации он занимает первое место в мире. В 2005 году численность иностранных туристов, посещающих этот район, достигла 220 млн. человек. Специфические черты этого района морского туризма: преобладание линейной формы туристско-рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, ярко выраженная сезонность туристских потоков с многократным перевесом летнего (купального) сезона, создание преимущественно крупных комплексов с сильной концентрацией туристов и отдыхающих. Эта тенденция только в 1980-е годы сменилась переходом к формированию небольших по размерам туристских центров, больше соответствующих потребностям современного активного туризма и лучше вписывающихся в окружающую природную среду. Долгое время в средиземноморском туризме конкурировали Франция и Италия[8].

     Главный средиземноморский туристско-рекреационный  район Франции называют Французской  Ривьерой или Лазурным Берегом. Это  участок побережья, протягивающийся на 230 км от Тулона на западе до Ментоны у франко-итальянской границы. Здесь, на защищенном от северных ветров Приморскими Альпами Лазурном Берегу, количество погожих дней в году достигает 300. Среднегодовая температура воздуха +20 °C, и даже зимой она не опускается ниже +8 °C. Соответственно и купальный сезон здесь достаточно длительный. «Столица» Французской Ривьеры – курортный город Ницца, в котором туризм дает работу половине населения. Другие курортные города – Канн, знаменитый своими ежегодными кинофестивалями, Антиб, Ментона, несколько более мелких.

     В последнее время в туристско-рекреационных  целях начато освоение западной части  средиземноморского побережья Франции, расположенной между устьем Роны и Пиренеями (Лангедок – Руссильон).

     В Италии главный район средиземноморского туризма и рекреации – Итальянская Ривьера, являющаяся продолжением Французской. Она также была освоена европейской аристократией еще в XIX веке. Среди ее курортных городов наиболее известны Сан-Ремо, Рапалло, Портофино. Но фактически специализацию на приморском туризме имеет вся приморская полоса не только Лигурийского, но и Тирренского моря с такими центрами, как Неаполь, Сорренто и многими меньшими в Калабрии и Сицилии. А на Адриатическом море это, прежде всего Венецианская Ривьера.

     Третья  страна «большой тройки» – Испания  – в долгие годы правления генерала Франко была гораздо менее доступна для иностранных граждан. Но после его смерти в 1975 году она открылась остальному миру. Здесь тоже начался туристский бум, да такой, который вскоре на довольно долгий срок вывел эту страну на первое место не только в Европе, но и во всем мире. Беспрецедентный туристский бум в Испании объясняется, прежде всего, наличием богатейших природно-рекреационных ресурсов и историко-архитектурных достопримечательностей, близостью западноевропейского туристского рынка, созданием первоклассной материально-технической базы туризма и относительной дешевизной туристских услуг. О значении и уровне развития туризма в Испании говорят следующие цифры: по абсолютным доходам от туризма Испания занимает одно из первых мест в мире; в сфере туризма занято 10 % всего активного населения; в стране около 10 тыс. гостиниц, рассчитанных почти на 900 тыс. мест. Только в 1992 г. Испания стала местом проведения таких массовых мероприятий, как ЭКСПО-92 в Севилье и Олимпийские игры в Барселоне[8].

Информация о работе Туристские ресурсы Зарубежной Европы