Туризм как отрасль мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание работы

Практики туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

Содержание

Введение
Туризм как отрасль мировой экономики и форма внешнеэкономических связей.
Организация международного туристического бизнеса.
Проблемы международного туризма.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Туризм как отрасль мировой экономики и форма внешнеэкономических связей.
  2. Организация международного туристического бизнеса.
  3. Проблемы международного туризма.

    Список используемой  литературы.

Введение

     Туризм  сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день.

     Сейчас  в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних  экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры.

     Практики  туристской индустрии возлагают  определенные надежды на развитие внутреннего  и въездного туризма в нашей  стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны.

     Экономика связана с извлечением оптимальной  выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

     Таким образом, проблема развития туризма  определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.

1. Туризм как отрасль мировой экономики и форма внешнеэкономических связей.

 

 

       Международный туризм определяется как поездки жителей какой-либо страны в другую страну для отдыха, деловых и других целей, а международная торговля туристическими услугами - трансакции между жителями разных стран, при условии, что поездка является непременным условием потребления товаров и услуг. Туризм может также включать пересечение границ услугами и факторами производства (предприятия, контролируемые иностранцами).

       Туризм, давно ставший международным  явлением, представляет собой важный экономический фактор. Он превратился в индустрию мирового масштаба, наблюдается расширение многих его направлений (например, деловой туризм). Глобализация развития международного туризма в последние десятилетия является одним из результатов НТР, которая привела к существенному удешевлению и ускорению транспортных перевозок, повышению комфорта поездок и проживания в рекреационных зонах. Усилившаяся урбанизация, общие тенденции социально-экономического развития, рост доходов и увеличение свободного времени у населения, улучшение транспортных услуг, повышение уровня информированности общества усиливают стремление покидать города, рост познавательных и оздоровительных потребностей.

     Значение  туризма как источника валютных поступлений, обеспечивающего занятость населения, расширения межличностных контактов непрерывно возрастает. Туристический обмен способствует развитию политического, культурного, делового сотрудничества между странами, играет важную роль в выравнивании платежного баланса страны, содействует особой специализации некоторых районов и целых стран. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

  1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
  2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
  3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
  4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

     Одна  из особенностей международного туризма  состоит в том, что он носит  экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежные балансы страны. Иностранные туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

     Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму.

     Индустрия туризма в целом отличается высокой  капиталоемкостью. При этом в крупнейших туристических центрах в структуре затрат 50-60% - на размещение и питание, 5-10% - подготовку персонала, рекламу, 5-10% - на защиту окружающей среды, охрану памятников , 10-15% - на другие туристические услуги. В западных странах, например, приобретение земли для рекреационного использования, строительство дорожной сети, оборудование зон отдыха, организация выставочных центров и музеев обычно финансируется государством, а частный капитал при этих “внешних” выгодах , финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов. Одна из самых больших статей расходов в сфере туризма - ассигнования на рекламу. Правительства государств, в которых эти отрасли имеют первостепенное значение.  Примером острого соперничества в данном секторе может служить борьба за визитеров из США, которые известны в мире как наиболее мобильные элементы туристического бизнеса.Мексика, Австралия и даже маленькая Аруба вкладывают каждая в подобного рода кампании в США больше средств, чем, например,Великобритания.

       Большую роль в международном  туристическом бизнесе играют  крупные транснациональные корпорации  и концерны. Они, учитывая крупные  размеры и динамику отрасли,  стремятся завоевать как можно  большую часть этого рынка  и укрепить доверие потребителей к торговой марке, под которой предоставляются такого рода услуги. Создаются трансграничные сервисные сети: под одним фирменным знаком объединяются туроперативные компании в гостиничном хозяйстве, фирмы по найму автомашин и другие участники этого комплексного  по своему характеру бизнеса. Некоторые ТНК обеспечили себе в нем стабильные позиции. Американское бюро путешествий Carlson  вместе с западноевропейским аналогом Wagonlit создало крупнейшую в мире сеть туристических услуг, включающую 4 тысячи предприятий. Под фирменным знаком  Radisson они стремятся сформировать в глобальном масштабе собственную гостиничную сеть. American Express намеревается прибрать к рукам большую часть туристических предприятий в Северной Америке обслуживающую в настоящее время  бюро путешествий Thomas Cook. Большинство стран, предпочитаемых туристами, имеют 1-2 национальные гостиничные цепи, но в ряде страна образуются обширные гостиничные империи, включающие средства перевозки товаров, питания, развлечения, торговли ( например , “Airmount hotel company” в США, “Cabalhotels Spa”, “Johnie hotels”, “Eurotel”  в Италии, “ Hotel C.P. consulting touristico hotelero adificio mercurio“ в Испании). В группе развивающихся стран  - в Индии, Бразилии, Египте, Эфиопии, Кении, Ливане, Марокко, Тунисе - образовались крупные национальные гостиничные цепи. В ресторанном бизнесе, обслуживающем туристов, ведущее место принадлежит ТНК из США ( McDonalds, Pizza Hut, Baskin-Robbins). В сфере воздушных перевозок туристов доминируют североамериканские и западноевропейские компании, а также “ Ол-Ниппон”, “Аэрофлот”.Относительно малую роль играют ТНК в туристических агентствах, организации туристических маршрутов, которые являются филиалами компаний управления туризмом или ведущими международных гостиничных цепей, воздушных перевозчиков.

        Мировой опыт показывает, что  наиболее благоприятной экономической  средой для развития туризма  является рынок. И сама эта отрасль, и входящие  в нее предприятия, ориентированные в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включая многие сферы и отрасли, в той или иной степени обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования, которые сфера туризма уже в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствуют не только созданию новых рабочих мест, повышению профессионализма, совершенствованию технологий, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции в этой сфере.

     В экономике отдельной страны международный  туризм выполняет ряд важных функций:

  1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
  2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
  3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
  4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

       С экономической точки зрения  привлекательность развития туризма  как составной части сферы  услуг - в более быстрой окупаемости  вложенных в нее средств и  получении дохода в СКВ. Рост  въездного туризма способствует  повышению деловой активности, расширению производства товаров и услуг в результате поднятия платежеспособного спрос, имеет огромное значение в формировании представления о стране.

       Согласно данным ВТО в мире  насчитывается 15 стран, специализирующихся  на туристических услугах, в  которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. 

2. Организация международного  туристического бизнеса.

 

     Туристические услуги составляют значительную часть  потребляемых населением услуг и  имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы. Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

           Основные  туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

     Дополнительные  услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

     К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

     Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число  дополнительных и сопутствующих  услуг достигает 500. В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

     Международный туризм как вид экономической  деятельности имеет следующие особенности:

     • в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;

     • туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем  и не подлежат хранению;

     • в предложениях отсутствует гибкость.

     Туризм  зависит от политической и экономической  ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;

     • обладает сезонным характером;

     • относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей.

Информация о работе Туризм как отрасль мировой экономики