Туризм как отрасль мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание работы

Практики туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

Содержание

Введение
Туризм как отрасль мировой экономики и форма внешнеэкономических связей.
Организация международного туристического бизнеса.
Проблемы международного туризма.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Туризм  является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;

     • предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос  на туристические поездки, т. е. число  стран — поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.

     Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.

     Продавцы  услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).

           Основными посредниками являются регулярные и чартерные  авиалинии, операторы туров, турагенства  и фирмы.

     Что касается Всемирной туристкой организацией (ВТО) - (World Tourism Organization) она была основана в 1975 г. в качестве преемника Международного союза официальных туристских организаций.

     Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.

     Местонахождение — Мадрид (Испания).

     Основными целями ВТО являются:

  • поддержка туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;
  • соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

     Все члены ВТО подразделены на три  группы:

     действительные  члены (суверенные государства);

     ассоциированные члены;

     присоединившиеся  члены.

     Ассоциированными  членами ВТО могут быть любые  государственные территории или  группы территорий, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.)

     ВТО имеет следующую структуру:

     - Генеральная ассамблея;

     - Исполнительный совет;

     - Секретариат.

     Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действительных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.

     Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям: Африка, Америка, Восточная Азия и Тихий океан, Европа, Ближний и Средний Восток, Южная Азия.

     Исполнительный  совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса.

     Исполнительный  совет собирается не реже двух раз  в год. Совместно с генеральным  секретарем он принимает все необходимые  меры по осуществлению решений и  рекомендаций Ассамблеи и докладывает  ей и ходе их выполнения. В своей  деятельности он опирается на ряд комитетов.

     Во  главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.

     ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди которых:

     - Манильская декларация о туризме и мире (1980);

     - Документ Акапулько (1982);

     - Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);

     - Гаагская декларация по туризму (1989).

     Генеральная ассамблея каждые два года принимает  программу деятельности ВТО.

     ВТО издает сборники, а также предлагает информационные банки данных.

3. Проблемы международного  туризма.

 

 

      Туризм - наиболее уязвимый сектор экономики. Как вид деятельности он постоянно меняется, подвержен риску, часто зависит от экономической конъюктуры, политической стабильности, таможенных правил, изменения паритета валюты, масштабов инвестиций в туристическую инфраструктуру, новых авиалиний, климатических условий, уровня преступности и др. Постепенная нормализация обстановки на Ближнем Востоке, например, способствовала повышению внимания туристических компаний к региону, однако до сих пор его потенциал используется не полностью.

       Одной из существенных проблем  международного туризма является  его безопасность. В июне 1995 года в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО прошла первая международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях, в которой приняли участие представители национальных туристических администраций многих стран мира, а также исследовательских и учебных заведений сферы туризма, Интерпола, службы безопасности туризма, минестерств внутренних дел и др. В ходе конференции отмечалось, что проблема безопасности туризма и уменьшения риска при путешествиях касается чрезвычайно широкого спектра вопросов. В них должны быть включены проблемы несчастных случаев, заболеваний , инфекционных болезней и эпидемий, терроризма, военных осложнений и конфликтов, пиратства, криминальной обстановки и преступности, распространения наркотиков, радиоактивных и иных заражений местности, проституции, вандализма и всех форм насилия, комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к туристам, местным жителям, туристическим фирмам и индустрии туризма в целом. В последнее время особенно актуальна проблема международного терроризма. Теракты наносят прямой ущерб развитию международного туризма, осложняют процесс оформления и совершения туристических поездок за границу. В повышении безопасности международного туризма и его упорядочении чрезвычайно велика роль ВТО, которая дает рекомендации практически по каждому аспекту туризма, при ней создан в 1994 году Комитет по качеству туристического обслуживания, непосредственно ответственный за разработку мер безопасности туристов, уменьшении риска при путешествиях и защите туристов. Одновременно подчеркивается, что главную роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении риска при путешествиях играют прежде всего государственные органы и национальные туристические администрации, которые, в свою очередь, должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координации работы со всеми участниками туристического процесса. Отмечается настоятельная необходимость своевременного и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристическими администрациями и другими учреждениями сферы туризма, качественная взаимопомощь и координация, ответственность правительств и государств в устранении проблем, осложняющих развитие международного туризма, показана роль средств массовой информации в повышении его безопасности. Безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. При этом вводимые меры безопасности не должны отрицательно влиять на интересы, права и свободы самих туристов и местных жителей.

       Остается важной проблема таможенного и пограничного регулирования, поскольку в международном туризме, помимо двух основных сторон -  туриста и туристического предприятия, участвуют государственные организации, осуществляющие соответствующие  функции (пограничные, визовые, паспортные, таможенные, санитарно-эпидемиологические, лицензионные и сертификационные, по режиму въезда и пребывания иностранцев , квотированию посещения отдельных территорий и проч.) С одной стороны, кажется, что чем проще будут перечисленные формальности, тем легче будет происходить сам процесс международного туризма, но, с другой стороны. это та “ простота, которая хуже воровства”, поскольку любое государство призвано оберегать своих граждан от различного рода иностранного криминального элемента : террористов, контрабандистов, торговцев наркотиками, оружием, незаконных мигрантов. Упорядочение правовых норм в каждой стране должно идти по пути роста соответствия мировой практике. Опыт ЕС и вступивших в силу 26 марта 1995 года Шенгенских соглашений о едином туристическом пространстве европейских стран (подписаны Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Испанией, Португалией, в перспективе присоединятся Австрия, Италия, Греция) показывает  ,что при полном соответствии норм права ряда стран туристические формальности становятся едиными ( не требуется загранпаспорт, визы, пограничный контроль, таможня). В теоретическом плане , по мере устранения различий в социально-экономическом развитии стран и нормах права, по мере восприятия гражданами разных государств общечеловеческих понятий законопослушности, лояльности, цивилизованности и культуры, при едином понимании всеми государствами прав человека как гражданина мира, будет преобладать свободный порядок въезда в другие страны при максимально простых туристических формальностях.

       К сожалению, развитие туризма имеет негативные экологические последствия. Влияние туризма на окружающую среду имеет комплексный характер и весьма разнообразно. Это загрязнение воздуха транспортом, осуществление туристических перевозок, исчерпание и загрязнение водных ресурсов, увеличение массы бытовых отходов. Развитие туризма вызвало экологические трудности из-за дополнительного строительства дорог, прокладки туристических маршрутов, строительства таких специфических сооружений, как трамплины для “ летающих “ лыжников. Наиболее сильное негативное воздействие оно оказывает на Мекку международного туризма - Средиземноморье. Так, значительная часть побережья Франции, Испании, Италии превратилась в сплошной урбанизированный конгломерат : отмечается существенное видоизменение природного ландшафта, под сильным антропогенным воздействием оказались дикая фауна и флора, обострилась проблема уничтожения и переработки жидких и твердых отходов. Резко возросло число лесных пожаров. По крайней мере 500 видов средиземноморской растительности находится под угрозой уничтожения, как и некоторые виды морских животных. На побережье между Сицилией и Гибралтаром исчезло 3/4  песчаных дюн, представляющих высокую рекреационную и экологическую ценность. В Гималаях рост числа путешественников привел к вырубке лесов, пожарам. уничтожению растительности, загрязнению воздуха. В Тунисе чрезмерный поток туристов привел к исчерпанию ресурсов грунтовых вод. Происходит разрушение коралловых рифов в Кении, Танзании, Малайзии, Таиланде, на Мадагаскаре, Маврикии, Сейшелах. Поскольку на долю туризма приходится 60% всех авиаперелетов, можно представить его роль в загрязнении воздушной среды. В результате многие признанные туристические центры, такие, как, например, Коста-Брава в Испании, ежегодно обслуживающие огромные массы посетителей, сталкиваются с необходимостью переориентировать свою деятельность. Как показывают данные обзора, подготовленные Всемирным фондом охраны природы, параллельно с этим заметно возрастают возможности других регионов. Так,  экотуризм начал активно развиваться в Латинской Америке. Помочь в разрешении экологических проблем мирового туризма призваны так называемые кодексы поведения, разработанные международными организациями, например, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), туристическими агентствами и центрами, например, Международным советом по путешествиям и туризму в Брюсселе, и его исследовательским центром в Оксфорде.

       В 137 странах мира важные вопросы развития туризма решаются на государственном уровне (разработка долгосрочной стратегии развития туризма с учетом особенностей регионов и отраслей, координация этих планов на хозяйственном уровне и в рамках международного сотрудничества. В государствах, занимающих лидирующее положение в сфере туризма, взаимоотношения участвующих в туризме сторон (турист-туристическая фирма, турист-государство, туристическая фирма-государство) регулируется законодательством, принимаемым высшими органами власти. В качестве примера такого законодательства можно назвать национальный закон США от 30 сентября 1992 года о политике в области туризма, закон о туризме Франции от 13 июля 1992 года, основной закон Италии от 17 марта 1993 года о развитии и совершенствовании туризма и в дополнение к нему указ президента Италии от 13 мая 1995 года о туристических услугах и др.Более того, в объединяющейся Европе принимаются общие директивы ЕС, устраняющие разночтения в толковании основных понятий и определений сферы туризма. Ключевую роль в управлении процессом играют  финансовая и налоговая системы стран.В нашей стране впервые было создано в начале 1992 г. Министерство культуры и туризма,в 1993 г.  - Комитет Российской Федерации по туризму, а в августе 1994 ш. - преобразован в Государственный комитет по физкультуре и туризму. Государственная Дума РФ 19 января 1996 года приняла решение образовать Комитет по туризму и спорту ( председатель - депутат Александр Соколов, заместители - Александр Меркулов и Вячеслав Шевченко).Подобный комитет в Госдуме образован впервые.

       Мировая практика свидетельствует  о возрастании совместных усилий  правительств многих стран,направленных  на стимулирование туристической  деятельности. В марте 1995 года  в Кадисе (Испания) ВТО провела  международный форум, в котором участвовали 300 парламентариев из 52 стран мира. Целью форума было привлечение внимания правительств, парламентов и местных органов власти к экономическому значению туризма. В связи с ожидаемым туристическим бумом и удвоением туристического потока в предстоящие 20 лет на форуме подчеркивалось, что функциониование туристических центров и регионов будет зависеть от конкретных пограничные, таможенные , медицинские, полицейские и иные регламентирующие формальности, которые не мешают международному туризму.Форум констатировал, что государство должно отвечать за следующие сферы, имеющие значение для туризма :

      - развитие туристической инфраструктуры, особенно транспорта и коммуникаций :

Информация о работе Туризм как отрасль мировой экономики