Туризм на Шёлковом пути - фактор устойчивого развития экономики региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...6
1. Анализ состояния и потенциала развития туризма в Жамбылской
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………………………….87
Список использованной литературы……………………………………………91

Работа содержит 1 файл

Туризм на Шёлковом пути - фактор устойчивого развития экономики региона.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

  По   предварительным   данным,   деятельность   действующих   на   основании   лицензии туристских фирм, осуществляется согласно таблице 1. 

  Таблица 1

  Структура туристские фирм Жамбылской области по видам деятельности 

Наименование  организации Вид деятельности Въездной туризм Выездной туризм Внутренний  туризм
1 ТОО «Жамбыл  Сервис» туроператорская   X X
2 ТОО «Инфо-Сервис» туроператорская X   X
3 ЖФ ТОО «Отрар Тревел» турагентская     X
4 ТОО «Тараз турист» туроператорская   X X
5 ТОО «Азия тур» туроператорская   X  
6 ТОО «Аэротур-Тараз» турагентская   X  
7 ТОО «Алемгер» турагентская X   X
8 ТОО «Байтерек  саяхат орталығы» туроператорская     X
9 ТОО «Туристический центр «Золотой караван» туроператорская X X X
10 ТОО «Казахстанско-Кыргызский туристический центр «КазКырТур» туроператорская X   X
11 ТОО «Интер-Азия KZ» туроператорская   X  
12 ТОО «Тараз-профсоюз-турист» туроператорская   X X
13 ТОО «Туристическая компания «TARAZ  TRAVEL» туроператорская X    
14 ТОО«Турфирма «Union Korday» туроператорская   X  
15 ТОО «ULFA TOUR» туроператорская   X  
16 ТОО «Караван Сарай  Тур» туроператорская X   X
17 ТОО «Компания  Dolce Vita» туроператорская   X  
18 ТОО «DAMIR INTER TOUR» туроператорская   X  
19 ТОО «HOT TOUR» туроператорская   X  
20 ТОО «АРАБИС - NEW TRACK» туроператорская   X  
21 ТОО «MAGIC WORLD» туроператорская   X  
    Итого
  6 14 10

  Туристские  фирмы в Жамбылской области охватывают все виды туризма, причем по въездному  направлению работают 6 туристских фирм (29 % от общего числа), по выездному -14 (67 %) и по внутреннему - 10 (48 %).

  Следует отметить, что основная часть туристских фирм Жамбылской области, в противовес необходимости развития въездного и внутреннего туризма, работает главным образом на развитие выездного туризма.

  Туристские  фирмы Жамбылской области оказывают  следующие услуги:

    • прием и размещение туристов ближнего и дальнего зарубежья;
    • шоп-туры и поездки в ОАЭ, Турцию, Китай, Германию и др.;
    • визовые услуги и оформление отдельных документов;
    • туры по историческим местам Казахстана;
    • отдых и лечение в пансионатах Казахстана;
    • продажа авиабилетов.

  Для оценки ситуации, связанной с развитием  туристической отрасли в Жамбылской области, рассмотрим динамику основных показателей туризма за 2005-2009гг. (таблица 2). 

  Таблица 2

  Показатели  туристской деятельности в Жамбылской области 

Показатель 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Количество  туристских фирм в Республике Казахстан (единиц), в том числе: 846 921 1 007 1 163 1 203
в Жамбылской области 11 13 19 21 21
Удельный  вес региона, % 1,3 1,4 1,9 1,8 1,7
Обслужено туристов в Казахстане (человек), в том числе: 434943 520972 541930 473947 347413
в Жамбылской области 6797 7578 12237 4708 4286
Темп  изменения к предыдущему году в % 110,9 111,5 161,5 38,5 91,0
Удельный  вес региона, % 1,6 1,5 2,3 1,0 1,2
Человеко-дней пребывания в Жамбылской области 16191 18343 39690 9917 13749
Темп  изменения к предыдущему году в % 85,2 113,3 216,4 25,0 138,6
 

  За  рассматриваемый период с 2005 по 2009гг. наблюдается тенденция роста числа туристских фирм в Жамбылской области. В 2005 году в регионе функционировало 11 турфирм. В 2006 году их стало 13, а в 2007 году – 19. В 2008 году их количество увеличилось до 21, в 2009 году этот показатель не изменился. Несмотря на то, что число турфирм в 2009 году по сравнению с 2005 годом возросло почти в два раза, удельный вес региона в общем количестве туристических фирм в стране остается очень низким – всего 1,7%. Следует отметить, что с 2007 года наметилось снижение данного показателя, что обусловлено как влиянием общего экономического кризиса, так и низкой деловой активностью в регионе. В целом, в Жамбылской области, как и во всем Казахстане, наблюдается тенденция роста количества туристских фирм. Однако с 2007 года темпы прироста данного показателя в регионе резко снизились (рисунок 7). И если в Казахстане число туристских фирм продолжает увеличиваться, то в Жамбылской области их количество остается неизменным. 

                    

Рисунок 7. Темпы изменения количества туристических фирм

в Казахстане и Жамбылской области 

  Динамика  количества обслуженных посетителей  туристскими фирмами Жамбылской области изображена на рисунке 8.  

                    

  Рисунок 8. Динамика количества туристских фирм и обслуженных туристов в Жамбылской области  

  С 2005 до 2007 года наблюдается тенденция  роста данного показателя – в 2007г. количество туристов увеличилось на 80% по сравнению с 2005г. Несмотря на рост количества туристских фирм в регионе, с 2007 года динамика количества обслуженных туристов имеет тенденцию снижения. Это связано с мировым экономическим кризисом, оказавшим негативное влияние на туристскую деятельность в регионе.

  При этом можно отметить нестабильную динамику обслуживания туристов туристскими  фирмами. В 2005 году 11 туристских фирм обслужили 6797 человек, в 2006 году – 13 турфирм обслужили 7578 человек или на 11,5% больше предыдущего года, в 2007 году: 19 турфирм – обслужено 12237 туристов – на 62% больше 2006 года. Таким образом, прослеживается тенденция роста числа туристов с 2005 по 2007 год - в 2007г. их количество увеличилось по сравнению с 2005г. на 80%.

  В 2008 году 21 турфирма обслужила 4708 человек, что на 61,5% меньше 2007 года. В 2009 году количество туристов уменьшилось на 9% по сравнению с 2008 годом и составило 4 286 посетителей.

  Таким образом, количество туристов, обслуженных  туристскими фирмами за 2007-2009гг. имеет тенденцию снижения. Это приводит к снижению доходов региона от данного сектора экономики.

  Доля  Жамбылской области в общем числе обслуженных туристов в Казахстане составила в 2009 году всего 1,2%  (в 2005 году – 1,6%). Наибольший удельный вес области по количеству обслуженных туристов приходится на 2007 год – 2,3% (рисунок 9). То есть прослеживается тенденция снижения. Это свидетельствует о том, что доля региона в количестве обслуженных туристов в Казахстане очень мала. 

                    

Рисунок 9. Число обслуженных туристов в Республике Казахстан и Жамбылской области 

  Далее проанализируем динамику количества туродней, являющихся одним из показателей, характеризующих объем туристского потока в регионе (рисунок 10).

                 

Рисунок 10. Динамика числа туристов и человеко-дней пребывания в Жамбылской области

  Количество  человеко-дней пребывания в Жамбылской области за 2005-2007гг. имеет тенденцию роста. В 2007 году количество человеко-дней пребывания увеличилось по сравнению с 2005 годом в 2,5 раза.

  Общее количество человеко-дней пребывания туристов в Жамбылской области за 2009 год составляет 13749 человеко-дней.

  Общее количество человеко-дней пребывания туристов в Жамбылской области за 2009 год составляет 13749 человеко-дней, причем этот показатель в 2008 году снизился на 75% по сравнению с предыдущим годом в связи со снижением количества обслуживаемых туристов, а в 2009 году количество человеко-дней увеличилось на 39%, несмотря на то, что показатель количества туристов за исследуемый период снижался.

  В результате в 2005 и 2006 годах количество человеко-дней пребывания в области  на 1 туриста составило – 2 дня, в 2007– 3 дня; в 2008 году – 2 дня; в 2009 году – 3 дня.

  Участие Жамбылской области в реализации туристического продукта «Великий Шелковый путь» предполагает, прежде всего, развитие въездного и в определенной степени  внутреннего туризма.

  Далее исследуем структуру туризма Жамбылской области по типам туризма за 2005г. и 2009г. (рисунок 11). 

 

Рисунок 11. Структура количества туристов по типам туризма в Жамбылской области 

  В соответствии с рисунком 11, доля въездного туризма в 2005 году составляла 0,2%, В 2009 году этот показатель увеличился на 2,9 и составил 3,1%. Показатель внутреннего туризма в 2005 году составил – 34,8%, в 2009 году доля внутреннего туризма сократилась на 7,7, т.е. составила 27,1%. Наибольший удельный вес приходится на выездной туризм. В 2005 году количество выездных туристов составляло 65% от общего числа туристов. В 2009 году доля выездного туризма в структуре общего числа туристов увеличилась по сравнению с 2005 годом на 4,8, т.е. составила 69,8%.

  Из  этого следует, что в Жамбылской области преобладает количество туристов выездного направления. Положительной тенденцией является увеличение доли въездного туризма в структуре общего числа туристов. Исходя из этого можно сделать вывод, что эффективней все же развивается выездной туризм, нежели въездной или внутренний.

  Далее рассмотрим динамику изменения туристских потоков в Жамбылской области по типам туризма за 2005-2009гг. (таблица 3). 

  Таблица 3

  Количество  обслуженных туристов в Жамбылской области по типам туризма 

          (человек)

Показатель 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Въездной  туризм 15 - 217 424 132
Темп  изменения к предыдущему году в % 6 - - 195 31
Выездной  туризм 4416 4652 8833 2721 2991
Темп  изменения к предыдущему году в % 109 105 190 31 110
Внутренний  туризм 2366 3926 3187 1563 1163
Темп  изменения к предыдущему году в % 128 166 81 49 74

Информация о работе Туризм на Шёлковом пути - фактор устойчивого развития экономики региона