Туризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

Работа содержит 1 файл

ТУРИЗМ.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

6)

Экскурсия - это:

1) процесс наглядного  познания окружающего мира: особенностей  природы, современной и исторической  ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения; 
2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет  свои признаки (элементы):

  • протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);
  • наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
  • наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
  • показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
  • передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
  • целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный  посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте  посещения; 
2) субъект, участник экскурсии.

Конечно, непосредственному  проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка  новой экскурсии  проходит две основные ступени:

1. предварительная  работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. непосредственная  разработка самой экскурсии –  составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала;  работа над содержанием экскурсии,  ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники  творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В  отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой  проведения экскурсии подразумевается  совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.

Понятие включает в себя:

  • общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
  • частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика  или приемы:

  • анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
  • синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
  • ассоциация по времени;
  • ассоциация по единству;
  • словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
  • наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
  • осмотр объекта;
  • метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится  в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более  пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

  • по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;
  • по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;
  • по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;
  • по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;
  • по логическому построению: аналитические, синтетические;
  • по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее  время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и  синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной  классификации экскурсий лежит  деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту  проведения, способу передвижения, форме проведения.

По  содержанию экскурсии  подразделяются на:

  • обзорные;
  • тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них  используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных  объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические  экскурсии посвящены раскрытию  одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или  несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические  экскурсии подразделяются на шесть  групп:

1. исторические - делятся на:

  • историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Урая");
  • археологические;
  • этнографические;
  • военно-исторические.

2. производственные  – делятся на:

  • производственно-экономические;
  • производственно-исторические;
  • производственно-технические;
  • производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие  – подразделяются  на:

  • театральные (например, "Екатеринбург театральный");
  • историко-музейные (скульптуры);
  • музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные 

  • литературно-биографические;
  • историко-литературные , показывающие определенные периоды развития литературы);
  • литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
  • архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По  составу участников экскурсии делятся  на:

  1. взрослую аудиторию и детей;
  2. местное население и приезжих туристов;
  3. городское и сельское население;
  4. организованные группы и индивидуалов.

По  месту проведения экскурсии делятся на:

  1. городские;
  2. загородные;
  3. производственные;
  4. музейные.

По  способу передвижения:

  1. пешеходные;
  2. транспортные;
  3. экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По  форме проведения:

  1. экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
  2. экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
  3. экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет  многие функции и  задачи:

  • образовательная;
  • воспитательная;
  • рекреационная;
  • рекламная;
  • коммуникативная.

Экскурсия как  процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений  опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое  познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсии как  эффективная форма обучения активно  используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

  • построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;
  • стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;
  • вооружить навыками самостоятельного наблюдения;
  • стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Сегодня, когда  заметно вырос интерес к внутреннему  туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.

Информация о работе Туризм в России