Туризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

Работа содержит 1 файл

ТУРИЗМ.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

1)Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой. 
 
По мнению В. А. Квартальнова, основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются:

·  рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран, затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;

·  растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;

·  рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами;

·  развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;

·  развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;

·  развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов. 
 
Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов:

·  фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

·  фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

·  фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

·  специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

·  специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

·  специализированные транспортные предприятия (авиапредприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);

·  предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;

·  предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

·  рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);

·  государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах). 
 
Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

·  первичные - предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

·  вторичные - предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. д.);

·  третичные - как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. д.).

Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями от 05.02.2007 г.) трактует туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Схематично можно представить туристскую индустрию следующим образом (рис. 1.1.): 
 
Аналогично понимает строение туристской индустрии и Дж. Уокер - автор известных в России учебников "Введение в гостеприимство" и "Управление гостеприимством" (рис. 1.2.).

Несмотря на некоторое различие в точках отсчета - Федеральный Закон описывает  объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру  собственно туристские организации, - обе схемы показывают расширительное понимание туриндустрии, практически идентичное пониманию индустрии гостеприимства по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину. По мнению указанных авторов, в структуру индустрии гостеприимства входят собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм (рис. 1.3.).

Комплексность и многообразие рыночных отношений  индустрии туризма обусловливает  взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризма - в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг. 
 
Если туристскую индустрию рассматривать в более широком плане, то это - самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и т. д., а также сфера услуг, которыми пользуется турист. 
 
Особенностью туристской индустрии является технико-экономическая специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально-технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. Туристская отрасль - отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка. 
 
Особенностями предприятий туристской отрасли являются: во-первых, преимущественно непроизводственный характер деятельности и, во-вторых, специфика потребителей, которые в большинстве своем туристы и путешественники, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности. 
 
На базе индустрии туризма развивается туристский бизнес, который можно представить как деятельность предприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерным признаком туристского бизнеса является то, что результатом труда в сфере туристского бизнеса является удовлетворение туристских потребностей. 
 
Структура отраслей, входящих в туриндустрию и в сферу турбизнеса совпадают. И в туриндустрии и в сфере турбизнеса достаточно четко можно разграничить своеобразную основную деятельность с одной стороны, инфраструктуру - с другой. Отличия туриндустрии от турбизнеса формальны: туриндустрия - просто совокупность отраслей и предприятий, турбизнес - та же совокупность, но с обязательным подключением видов деятельности индивидуалов - менеджеров и с четко выраженной целевой направленностью этой деятельности. 
 
Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий. 
 
Особого внимания заслуживает термин "гостеприимство", а также сопутствующий ему сектор бизнеса - индустрия гостеприимства. Как полагает Р. Браймер, гостеприимство - это секрет любого заботливого обслуживания. Забота, проявленная по отношению к гостю, способность чувствовать потребности клиента, неуловимые, но столь очевидные черты в поведении служащего. По мнению Р. Браймера, индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей… Не существует перечня всех основных видов деятельности, которые она охватывает. Но можно выделить следующие основные направления: общественное питание, размещение, перевозка и отдых (рекреация). 
 
И. В. Зорин и В. А. Квартальнов предлагают следующее определение: "гостеприимство есть гармоничное сочетание производства туристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта… Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту, что ему рады, с достоинством продемонстрировать ему уважение, оказывать любезность". Понятие "индустрия гостеприимства" столько же многогранно и, соответственно, сложно для определения, как и понятие "гостеприимство". Современные модели индустрии гостеприимства, досуга и туризма, представленные выше, явно показывают неоднозначность концептуального определения содержания и границ индустрии гостеприимства, а также сложность ее соотнесения с индустрией туризма и индустрией досуга. 
 
По меткому выражению Г. Пейджа гостеприимство - самое первое и самое главное дело для человека. Гостеприимство это философия поведения, но индустрия это уже сервис за вознаграждение. Индустрия гостеприимства, согласно Д. Уэбстеру, это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. 
 
Однако Б. Л. Соловьев и Л. А. Толстова полагают, что главной составляющей индустрии гостеприимства является не перечень перечисленных выше видов деятельности, а основной принцип гостеприимства: "Потребитель всегда прав!". Этот принцип является основным критерием эффективной деятельности в бизнесе гостеприимства.
 

2) Транспорт и его роль в туристском бизнесе. Транспортные услуги - один из основных видов обслуживания в туризме. На них приходится и большая часть цены тура (40-60%). Туристскими учреждениями для организации путешествий используются различные виды транспорта. Основная доля в общей массе транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер - перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте. 
 
Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура или зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на месте. Турист также может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания. Транспортные средства могут быть товаром, объектом аренды, объектом и средством аттракции, а также участвовать в генерации особых видов турпродукта, отличных от перевозки. Они также могут служить местом размещения, индивидуальным транспортным средством, объектом развлечения или товарной покупки. 
 
Выбор транспортных средств при туристских путешествиях определяется рейтингом их популярности, степенью развития транспортной системы, видом путешествий, протяженностью маршрута, благосостоянием населения, тарифами, национальными традициями, демографической структурой, а также другими факторами. 
 
Туристское транспортное путешествие реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожным и автомобильным; авиационным; автомобильным; водным и т.д. Наиболее мобильные виды транспорта - автобус и автомобиль. Они используются как на самостоятельном маршруте, так и в качестве вспомогательного. 
 
Классификация транспортных средств. В соответствии с Рекомендациями по статистике туризма, разработанными ЮНВТО, предъявляется следующая классификация средств транспорта. 
 
1. Воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки. 
 
2. Водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; другие виды. 
 
3. Сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; международные и городские автобусы; прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины вместимостью до восьми человек; прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.
 

3) Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий общественного питания также отражает степень экономического развития той или иной страны. В свою очередь, степень развития экономики отражается в доходах населения и в его желании потратить некоторую их часть на предлагаемые услуги, в том числе и услуги предприятий общественного питания. 
 
Изучению вкусов потребителей, попыткам максимально полно удовлетворять их потребности, а в необходимых случаях и влиять на них посвящены многочисленные публикации в печати и научные исследования. Специалистами выделяются групповые, национальные, этнические, а также индивидуальные вкусовые проявления, которые так или иначе влияют на предпочтение одного типа питания другому и, как следствие, предпочтение одного типа предприятия другому. Таким образом, следуя привязанностям и нуждам населения, государство, а также компании, фирмы, организации, специализирующиеся в общественном питании, создают, например, рестораны национальной кухни, концептуальные рестораны, молодежные кафе и бары, закусочные и столовые для служащих, рассчитанные на определенный сегмент рынка и учитывающие социально-экономические особенности своих потребителей. Все эти предприятия работают только в том случае, если они организованы в определенную систему конкретных типов предприятий, за каждым из которых закреплены определенные требования к предоставляемым ими услугам. 
 
Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и классов. Он распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предприятий общественного питания.  
 
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.  
 
Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:  
 
- ассортимент реализуемой  продукции,  ее  разнообразие и сложность изготовления; 
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.); 
- методы обслуживания; 
- квалификацию персонала; 
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.); 
   номенклатуру предоставляемых потребителям услуг. 
Класс предприятия общественного питания определяется 
совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. 
 
Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:  
 
- питание; 
- изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий; 
- организация потребления и обслуживания; 
- реализация кулинарной продукции; 
- организация досуга; 
- информационно-консультативные; 
- прочие.  
 
Услуги питания включают услуги по изготовлению кулинарной продукции и услуги по созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе;столовой;закусочной. 
 
В соответствии с вышеперечисленными основными типами предприятий общественного питания предлагается рассмотреть услуги, ими предоставляемые.  
 
Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.  
 
Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.  
 
Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.  
 
Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной По дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.  
 
Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления. 
 
Различные типы предприятий общественного питания осуществляют также другие услуги по организации потребления продукции и обслуживания:  
 
- организация и обслуживание: торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий: участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.; 
- услуги официанта (бармена) по обслуживанию на дому; 
- доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей по заказам на рабочих местах и на дому; в пути следования пассажирского транспорта (вагон-ресторан); в номерах гостиниц; 
- бронирование мест в зале предприятия общественного питания; 
- продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами; 
- организация рационального комплексного питания. 
 
Оказываются услуги и по организации досуга клиентов предприятий общественного питания (например, проведение концертов, программ варьете в ресторанах); информационно-консультативные услуги (консультации шеф-поваров по приготовлению оригинальных и изысканных блюд, диетсестры по вопросам меню при различных видах заболеваний в диетических отделениях и столовых и т. п.). 
 
Прочие немаловажные услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания:  
 
- продажа парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и т. п.; 
- мелкий ремонт и чистка одежды; 
- упаковка изделий, приобретенных на предприятиях общественного питания; 
- предоставление потребителям телефонной и факсимильной связи на предприятии; 
- гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя; 
- вызов такси по заказу потребителя; 
- парковка личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия. 
 
Перечень услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей. 
 
Услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования». Предприятия также должны отвечать определенным требованиям: соответствовать своему целевому назначению; предоставлять все услуги точно и своевременно, обеспечивая при этом безопасность для потребителей (вплоть до сохранности их жизней, например, противопожарные приспособления); соблюдать вопросы экологии (охрана окружающей среды территории; техническое состояние и содержание помещений, вентиляции, водоснабжения, канализации и др.). При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, которое характеризуется совокупностью гигиенических, антропологических и физиологических возможностей потребления. Именно соблюдение эргономичности обеспечивает комфоргность обслуживания и способствует поддержанию нужного баланса в организмах потребителей. Вопрос эстетичности не менее важен в данном списке требований, так, помещение предприятия питания должно отличаться гармоничностью архитектурно-планировочного стиля, персонал - культурой обслуживания и др. Должна соблюдаться социальная адресность услуги (соответствие контингента потребителей типу предприятия). Необходимо также предоставление полной и достоверной информации о данной конкретной услуге (информативность услуги). Требование информативности предполагает использование разнообразных видов рекламы.
 

4) Туристская индустрия — взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и 
достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования. 
Поэтому в категорию типичных туристских услуг следует отнести: 
- посреднические услуги туроператоров и туристских агентств 
- услуги перевозок, как трансфера, обслуживания экскурсий, так и дальнемагистральные перевозки всеми видами транспортных средств 
- услуги индустрии гостеприимства (коллективных и индивидуальных средств размещения и питания) 
- услуги аттракции, включая туристско-экскурсионные и иные услуги организации досуга и развлечения 
- услуги туристских информационных и гостевых центров 
- прочие особые услуги. 
К категориям нетипичных туристских услуг можно отнести любые другие, естественно необходимые туристу как человеку, а именно: услуги салонов красоты и парикмахерских, прачечных, банковские (обмен валюты), финансовые (дорожные чеки), страховые, информационные, охраны, проката автомашин, караванов и яхт и прочие. Исходя из этих предпосылок, туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. 
Отметим, что процесс и примитивные начала индустрии туризма примерно в этой же структуре отношений участников присутствовали еще в средние века в сфере организации паломничества из стран Европы к святым местам. Для того, чтобы страждущий мог совершить паломничество, следовало, обратившись к посредникам по принадлежности, получить высочайшее разрешение папы римского, затем обратиться в специализированную компанию, которая подбирала и комплектовала группы паломников, отправляющихся на Святую землю, снаряжала суда и осуществляла доставку этих групп на место назначения, предоставляла размещение, питание, проводников, охрану и прочее. Каждый паломник вносил в компанию необходимую и достаточную сумму денег за организацию путешествия, что избавляло его от необходимости брать в путешествие с собой большие суммы денег. По существу, все элементы туристской деятельности в ее современном понимании, включая вопросы финансирования, имеются и мало отличаются от методов оформления путешествия и в настоящее время. 
На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организаторы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции и развлечения, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг. К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и иные, адекватно целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.
 

Информация о работе Туризм в России