Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Социально-культурная сфера ­- часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В его состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторимостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
I.Теоретическая часть: Изучение учреждений культуры………………………….3
1.1.Понятие учреждения культуры………………………………………..................5
1.2. История развития учреждений культуры ………………………………………9
1.3. Классификация учреждений культур…. ………………….…...………...........24
Выводы по главе I……………………………………………………………………25
Глава II. Развития учреждений культуры в Кировской области…………………26
2.1.Культурный потенциал в Кировской области..............………………..……...28
2.2. Проблемы развития учреждений культуры в Кировской области...……………………………………………………………………..……….30
2.3. Перспективы развития учреждений культуры в Кировской области.
Выводы по главе II

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 275.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Вятский Государственный Гуманитарный Университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса

 

 

 

 

работу выполнила

Богданова Наталья Николаевна

студентка, 3 курс

заочной формы обучения

Научный руководитель:

к.г.н, старший преподаватель

Чернышев К. А.

 

 

 

 

 

Киров

2009

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………

I.Теоретическая часть: Изучение учреждений культуры………………………….3
1.1.Понятие учреждения культуры………………………………………..................5

1.2. История развития учреждений культуры ………………………………………9

1.3. Классификация учреждений культур…. ………………….…...………...........24

Выводы по главе I……………………………………………………………………25

Глава II. Развития  учреждений культуры в Кировской области…………………26

2.1.Культурный потенциал в  Кировской области..............………………..……...28

2.2. Проблемы развития учреждений культуры в Кировской области...……………………………………………………………………..……….30

2.3. Перспективы развития учреждений культуры в Кировской области.

Выводы по главе II

Заключение……………………………………………………………………...........33

Библиографический список …………………………………………………...........35

Приложения……………………………………………………………………..........37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Социально-культурная сфера ­-  часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный              фонд потребления  и характеризуются невещественным характером результатов труда. В его состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура  и спорт, туризм, культура и искусство.

Как  сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторимостью и невещественностью результатов  труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов общества.

В Российской Федерации начитывается 130 тысяч городских и сельских учреждений культур, которые ежедневно принимают миллионы посетителей. Это огромный культурный комплекс, потенциал которого не используется  более чем на 30% по многим причинам, в том числе и из-за отсутствия научно-обоснованной технологии культурно-досуговой деятельности. Поэтому нужно постоянно думать, искать новые формы, при которых можно было бы активно удовлетворять духовные потребности людей в условиях досуга.

В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли места учреждений культуры в организации досуга населения.

Цель работы изучение особенностей развития учреждения культуры в Кировской области. В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

      Определить культурный потенциал учреждений культур в Кировской области;

      Выявить проблемы развития учреждений культур в Кировской области;

      Проанализировать перспективы развития учреждений культур в Кировской области;

 

Объект исследования – учреждения культуры как направление социо -культурного сервиса. Предмет исследования – развитие учреждения культур в Кировской области. 

Методы исследования: анализ, сравнение.

Структура работы. Работа содержит 39 страниц. Она состоит из введения, 2 глав, заключения. Список литературы представлен 10 наименованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.[3;5]

Учреждение культуры – это центры культуры ,клубы, дворца и дома работников, дома учителя, врача, агронома, ученых, туриста, молодежи музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры, и другие виды досуговых учреждений ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных национальных, половозрастных и других социально- демографических категорий населения. [4;54]

 

 

 

 

                           ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

В культурно-досуговую деятельность прямо или косвенно включены широкие слои населения нашей страны. В связи с реформированием государства значительно изменились содержания и формы культурно-досуговой деятельности, которая даже в периоды кризисных потрясений обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность.

      В России в 1989. г. В сфере культуры было занято свыше миллиона человек. В искусстве  - 475 тыс. человек. По данным того же года, насчитывалось 115,2 тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев. Включая филиалы, 506 профессиональных театров Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985  г. наметилась тенденция общего сокращение количество библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров музеев возрастает. Однако качественный анализ  свидетельствует о том , что удельные показатели в расчете на определенное количество жителей с позицией оказания им культурных услуг все время сокращается

       До начало реформ в России учреждение культуры располагали богатейшим .набором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурного строительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратам, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения

             Сегодня  досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического процесса видеотехники, персональных компьютеров кинофотоаппаратуры. В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрения роли и места учреждений культуры в организации досуга  населения.

       Бесплатные для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, ориентация клубных учреждений на развитие культурно – просветительной, пропагандисткой, воспитательной и других форм  работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры.[1;9-12].

 

                    КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 

В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, республики. Профсоюзная сеть претерпевают кардильные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.

В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы – это клубы, дома культуры, дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.

Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства. Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Всё более заметную роль в культурной жизни играет Российский творческий союз работников культуры. Анализ ценностных ориентаций, программ деятельности учреждений культуры, наличие контактов между ними и государственными структурами позволят компетентнее оценивать состояние культуры и существенным образом повлиять на её развитие.

В последнее время активизировалась деятельность культурных объединений, создающихся при общественных фондах. Проводимые ими акции, нередко имеющие  международный характер, создают широкий общественный резонанс. При этом фонды, ассоциации вкладывают значительные средства для финансирования отдельных культурных программ.

Особое значение в условиях обострения межнациональных противоречий имеет деятельность национально-культурных центров. Многие из них считают культурную деятельность своей главной задачей.

Классификация учреждений культуры:

1. Клубные учреждения

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей.

Клубные учреждения - обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района.

Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения и находящиеся в непосредственном подчинении ФЗМК.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

2. Парки культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.

На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Информация о работе Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса