Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Социально-культурная сфера ­- часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В его состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторимостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
I.Теоретическая часть: Изучение учреждений культуры………………………….3
1.1.Понятие учреждения культуры………………………………………..................5
1.2. История развития учреждений культуры ………………………………………9
1.3. Классификация учреждений культур…. ………………….…...………...........24
Выводы по главе I……………………………………………………………………25
Глава II. Развития учреждений культуры в Кировской области…………………26
2.1.Культурный потенциал в Кировской области..............………………..……...28
2.2. Проблемы развития учреждений культуры в Кировской области...……………………………………………………………………..……….30
2.3. Перспективы развития учреждений культуры в Кировской области.
Выводы по главе II

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

9. Молодежные центры досуга и кафе

Современная организация рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга и кафе.

Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга.

Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.

Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.

Следует отметить, что имеется несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых учитываются практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности молодежных центров дохода.

Недостаток собственных оборотных средств может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов.

Сейчас в Российской Федерации меняются правовые основы деятельности предприятий и учреждений. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические средства, оборудование, различные материальные ценности, инструменты, списывать их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а также передавать в бесплатное пользование сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее.

Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые могут быть при передаче, продаже или списании имущества, покрываются за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга.

В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность.

Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.

Вся культурно-досуговая деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости.

Смета расходов на проведение культурно-досуговых программ в молодежном кафе рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам.[3;27-43]

 

Вывод по главе I:

В наше время досуг приобретает разветвленных характер т.к появляются новые учреждения досугового типа. Среди молодого слоя населения нужно пробудить интерес на такие учреждения как: музеи, театры ,библиотеки это ведет их духовному развитию.

 

 

 

 

 

 

              КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

        Сегодня наша область располагает довольно развитой сетью учреждений культуры и искусства.

В регионе, по данным на 1 января 2009 года, работают:

724 культурно-досуговых учреждения, из них 3 – областные (Кировский областной Дом народного творчества, Кировский социально-культурный центр «Семья», областной Дом работников искусств);

756 библиотек, из них 4 областные (Кировская областная универсальная научная библиотека им. А.И.Герцена, Кировская областная юношеская библиотека, Кировская областная детская библиотека им. А.С.Грина, Кировская областная специальная библиотека для слепых);

43 музея, из них 4 музея-филиала и 4 областные (Кировский областной краеведческий музей, Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Музей К.Э.Циолковского, авиации и космонавтики, Котельничский областной палеонтологический музей);

84 детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств;

3 театра (Кировский областной ордена Трудового Красного Знамени драматический театр им. С.М. Кирова, Кировский государственный театр юного зрителя «Театр на Спасской», Кировский государственный театр кукол);

2 концертные организации (Кировская областная филармония, Концертный зал органной и камерной музыки);

3 образовательных учреждения отрасли (Кировский областной колледж музыкального искусства им. И.В.Казенина, Кировский областной колледж культуры, Вятское художественное училище им. А.А.Рылова);

учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства;

40 киноустановок.

 

Кировские областные библиотеки являются одними из лучших в РФ. Центральной библиотекой является Кировская Ордена Почета областная универсальная научная библиотека им. А.И. Герцена. В 2007 году она отметила свое 170-летие. Библиотека располагает универсальным фондом, который насчитывает более 4 млн. экз. В составе фонда коллекция редких и ценных книг 16-17 веков, книги с автографами, миниатюрные издания. Библиотека располагает уникальным фондом краеведческой литературы и коллекцией местной печати.

      Для кировчан и гостей области открыты литературные дома-музеи А.С. Грина и М.Е. Салтыкова-Щедрина, краеведческие, этнографические, естественно - научные, мемориальные и отраслевые, несколько выставочных залов.

       Областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых - уникальный. Его можно считать визитной карточкой города Кирова. В экспозиции музея творения знаменитых мастеров живописи: братьев Васнецовых, Шишкина, Тропинина, Репина, Левитана, Сурикова, Перова, Айвазовского и др. В фонде музея иконы, драгоценные оклады, древнейшие рукописи.

 

Один из старейших музеев страны - Кировский областной краеведческий музей. В 2006 году он отметил свое 140-летие. Сегодня это крупное культурно-образовательное учреждение, центр краеведения, сбора и изучения истории, культуры, природы вятского края. Ежегодно музей посещают более 150 тысяч человек. В последние годы музей явился организатором не только региональных, но и Всероссийских и Международных научных конференций: «Шведы и Русский Север», «Экология – культура - образование», «Европейский Север в культурно-образовательном процессе» и др. Активно ведет работу, в первую очередь с детьми и подростками, музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. На его базе проводятся ставшие традиционными Молодежные Циолковские чтения.

 

Получает дальнейшее развитие профессиональное театральное искусство. Кировский областной Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр им. С.М. Кирова в 2007 году отметил свое 130- летие. Театр в последние годы стал активнее сотрудничать с современными драматургами.

 

С постоянным аншлагом работает Кировский государственный театр юного зрителя - «Театр на Спасской». Его спектакли отвечают самым разным зрительским предпочтениям. При этом «Театр на Спасской» сохраняет свою эстетику, своего зрителя, свой художественный стиль.

 

Постановки Кировского областного театра кукол включают в себя всю полноту форм многообразной кукольной палитры: здесь и традиционная ширма, маски, марионетки и паркетные куклы. Он неоднократно награждался дипломами и грамотами различных смотров и фестивалей, проводимых Министерством культуры РФ и Союзом театральных деятелей.

 

Успешно развиваются концертные организации. На базе Кировской областной филармонии созданы новые творческие коллективы: Вятский оркестр русских народных инструментов им. Шаляпина, вятский симфонический оркестр, театр современного танца «Гранд-Па», Вятский камерный оркестр.

 

Концертный зал органной и камерной музыки является уникальным и признан одним из лучших в России. Орган фирмы «Hugo Mayer» и немецкий рояль «Блютнер» позволяют концертировать в г. Кирове органистам и пианистам с мировыми именами. В зале проходят также концерты камерных оркестров, исполнителей на струнных и духовых инструментах.

[6;http://www.ako.kirov.ru/culture/objects/]

 

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп:


1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности
учреждений культурно-досугового комплекса;

2. Проблемы организационно-управленческого характера;

3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения
культурно-досуговой сферы как отрасли;

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга;
(cм. приложение 1)
5. Проблемы социального статуса работников отрасли.

Ниже обозначим основные отраслевые проблемы, препятствующие развитию
культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал
сферы культуры и досуга:

1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры и
досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой
деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в
количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям
населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со
стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и
социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и
содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и
запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально
значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема
культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у
населения реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры;
неравное положение различных социальных групп населения с точки зрения
доступности культурных ценностей и возможностей для культурной
деятельности; недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных
с художественным образованием и физическим воспитанием детей и
подростков) в силу их значительного удорожания; недостаточность у
населения финансовых средств для потребления качественных и полноценных
культурно-досуговых услуг; неудовлетворительные условия, препятствующие
самовыражению, творческому поиску и развитию личности в сфере досуга
(отсутствие необходимых помещений, технического оборудования,
материалов, их низкое качество и т.п.); отсутствие ярких и интересных
проектов, способных обеспечить аудиторию и привлечь дополнительные
источники финансирования; низкая культурная активность населения,
выражающаяся в слабой посещаемости учреждений культуры, досуга, снижение
интереса населения к традиционным направлениям и формам работы
учреждений; рост предпочтений населения “домашним” формам потребления
культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства
товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию семейного
досуга; низкий професиональный уровень работников отрасли (в силу
снижения качества подготовки в вузах и училищах, несистематичности
работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная обеспеченность
культурно-досуговых учреждений кадрами, способными разрабатывать и
эффективно осуществлять социально-культурные программы и т.д.
неэффективное использование музейных и библиотечных фондов;
неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень
доступности социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков
(отсутствие “своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха,
развлечений, творчества); недостаточная информированность
культурно-досуговых учреждений о носителях социально-культурных
инициатив, идей, проектов; неспособность (и нежелание) привлечь их к
участию в разработке и реализации программ и проектов; низкое качество
(или отсутствие) методической помощи учреждениям культуры и досуга;
отсутствие информации о новых технологиях в сфере организации
культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие
общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально
участвующих в определении приоритетов культурной политики и
корректировке действий органов управления; отсутствие условий и
организационных механизмов саморазвития культурной жизни;
межведомственная разобщенность и нескоординированность деятельности
различных учреждений культуры, досуга, спорта, образования,
препятствующая эффективному использованию их совокупного потенциала и
распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие позитивной обратной связи
между управленческими структурами и подведомственными учреждениями,
приводящее к неэффективности принимаемых управленческих решений;
оторванность управленческих структур от реальных субъектов культурной
жизни, возникших вне отрасли, их неспособность работать в режиме
партнерских отношений с носителями идей и творческих инициатив;
отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и
технологий для партнерского взаимодействия с различными
негосударственными субъектами культурной жизни; недостаточная помощь
общественности в разработке и осуществлении культурной политики на
уровне района, города; жесткая регламентация деятельности учреждений,
отсутствие реальной самостоятельности и возможности беспрепятственно
реализовывать свои замыслы; преимущественно отраслевой подход к
культуре, ограничивающий смысл культурной политики поддержкой
ведомственных учреждений; ориентация культурной политики на возможности
существующей инфраструктуры и неучет потенциала учреждений спорта,
образования, здравоохранения в решении социально-культурных проблем
территории; слабое использование потенциала культуры в решении
социальных, социально-демографических и социально-психологических
проблем.

3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли:
сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого
уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3%
федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в
распределении бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения
сохранности музейных и библиотечных ценностей (как известно, в
реставрации нуждается от 30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств
для создания новых экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных
фондов (в 3-4 раза) в условиях объективного роста библиотеки как
источника информации и возможности бесплатного самообразования;
недоступность огромных информационных ресурсов страны и мира в силу
крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими
средствами обработки, хранения и передачи информации; сужение
информационного пространства за счет сокращения средств на
комплектование библиотек, разрушения государственной системы
комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами;
низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы,
посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами;
отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и
спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры.

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга:
игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах
государственного управления ясного понимания целей, задач и способов
решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и
потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка
со стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации)
значимости культурно-досуговой деятельности как средства решения
территориальных проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни;
недостаточное внимание к проблемам развития культуры со стороны средств
массовой информации.

5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения
работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры
и досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа
профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность
специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее
чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной
ситуации; несоответствие социальной роли и статуса управленцев и
работников КДУ новым социокультурным условиям; ориентация на сохранение
традиционных позиций идеологических работников, “воспитателей” и
“наставников”; снижение статуса управленцев сферы культуры в структуре
административного аппарата.

[9; http://www.BestReferat.ru/referat-3839]

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

      Федеральными, базовыми документами, на основе которых строится государственная политика в сфере культуры страны на долгосрочную перспективу, являются Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации, одобренные Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462, Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы и План по её реализации, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р.

 

    На основании этих документов сформирована государственная политика в сфере культуры области на долгосрочную перспективу.

Целью политики в сфере культуры, обозначенной в стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, является сохранение культурного наследия, эффективная реализация культурного потенциала области, обеспечивающего повышение конкурентоспособности отрасли, развитие творчества, инноваций в сфере культуры, направленные на формирование гармоничной личности и социального благополучия в обществе.

 

         Реализация этой цели будет идти по следующим приоритетным направлениям.

Первое - обеспечение сохранности историко-культурного наследия за счет:

- восстановления и реставрации памятников истории и культуры, а также включения объектов культурного наследия в технологии культурного туризма через реализацию мероприятий проектной линии «Земля Великорецкая», направленной на восстановление Великорецкого архитектурного ансамбля, содействие в проведении Великорецкого крестного хода и возрождение одного из уникального исторического места, как Кировской области, так и всей России;

 

- создания региональной системы мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, включая их полную инвентаризацию, формирование реестра и оцифровку;

обеспечения эффективного использования имущественных прав на объекты культурного наследия;

 

- обеспечения необходимых масштабов реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия через реализацию мероприятий проектной линии «Памятные места Вятки»;

 

- модернизации и обеспечения инновационного развития сети музеев и библиотек, за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий, реализации механизмов поддержки, оказываемой на конкурсной основе через систему грантов для учреждений культуры, реализующиза счёт: (см. приложение 3)

Информация о работе Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса