Социально-культурная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

«Понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».1 Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Социально-культурная деятельность.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

«Понятие  «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».1 Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия  человека, культура одновременно формирует  и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него. 

Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать:

  1. материальную культуру,
  2. социальную культуру, то есть культуру коллективного общения,
  3. духовную культуру.

Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.

Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная практика.

К духовной культуре, связанной с объективациями знакового характера, относятся  два вида деятельности: просвещение  и коммуникация.2 Отличие просвещения от коммуникации можно обозначить тем, что просвещение, в сущности, направлено на подлинное создание, передачу, освоение, разработку и практическое применение объективаций, в то время как коммуникация направлена на заново создаваемое оформление, преобразование, восприятие, влияние, использование объективаций. 

2 Витаньи И. Указ. Соч. с. 100 

Б

лагодаря  тому, что культура воплощается в  деятельности, объективируется в  вещественно-предметных и знаково-символических  формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

  Культура  тем самым выявляет ещё один штрих  своего социологического осмысления: как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко — нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

  Подчеркнутая  преемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокирует инновации.

  Вместе  с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

  Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего её воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.

  Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек  застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научают как жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материальными, вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.3

 

3 Ерасов Б. С « Социальная культурология». М.: 1996. 

     Сделать это я хочу на материале двух глав которые наиболее близки мне, поскольку  по своим научным интересам я связан с проблемами культуры и в частности молодежной культуры. Материалы этих глав показывают особый динамизм развития молодежной культуры, причем очень важно, что авторы хотят показать не только позитивные моменты, но останавливаются и на тех негативных моментах, которые существуют в сегодняшнем понятии «молодежная культура». Среди них наибольший интерес вызывает отход от коллективных видов творчества. Если мы посмотрим на данные социологических исследований доперестроечного периода, то центральное место в культурном творчестве молодежи занимали коллективы. Это была основная форма развития человека, формирования его интересов, культурных потребностей, жизненных ценностных ориентации.

     Сегодня, к сожалению, это уходит, и на эмпирических материалах это очень хорошо показано.

     Я не согласен, что наше будущее —  в чрезмерном развитии Интернета, виртуальных средств. Увлечение виртуальными средствами досуга, компьютерными технологиями сужает внутренний мир человека, делает его более изолированным, более ограниченным. И, наконец, тенденция, которая прослеживается на протяжении длительного времени, характерная для большей части молодежи, — это слабое знание классического наследия, в том числе музыкального, литературного.

     В этой связи, если творить о практическом выходе этой работы, нужно снова вернуться к эстетическому воспитанию молодого поколения, вернуться к той программе, которую разрабатывал Кабалевский, его команда и которая так и не воплотилась

     С огромным интересом воспринимаются те данные и их описания, которые говорят о молодежной субкультуре хиппи, байкеров, хакеров, роллеров, панков и т д. Все это очень интересно, но мне кажется, что это не совсем субкультура и здесь я хотел бы поспорить с авторами Я считаю, что в современном Российском общенье говорить о субкультуре неприемлемо. Дело в, том что в классической социологии понятие субкультуры связано с, наличием в обществе нормативной культуры, а в тех условиях, когда нормативная культура сегодня деградировала, когда по существу мы утратили завоевания общей культуры она трансформирована и находится на очень низком уровне по целому ряду причин, говорить о возникновении каких-то субкультур, в том числе и молодежной субкультуры, мне кажется не совсем правильным. 

личности, где  творческое начало вытесняется потребительским 

Многообразие  ценностей материальных, духовных, виртуальных, — из которых индивид способен выбирать, должно быть доступным. И активность самого индивида будет заключаться в том, чтобы реализовать это многообразие в своей жизни. 

     Но  когда индивид озабочен проблемой  выживания, и этот плюрализм благ и услуг для большинства населения, оказавшегося за чертой бедности, является эфемерной идеей, о каком «свободном выборе» может идти речь?

Одним из способов социально-культурного развития является патриотизм, который оправдан прежде всего тем, что жизнь отдельного человека протекает в рамках специфических условий определенной страны, определенного государства, которое призвано обеспечить достойное существование своим гражданам. 

       Патриотизм  оправдан также тем, что для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, к тем местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, к той относительно ограниченной территории огромного земного шара, с которой связаны существенные события индивидуальной человеческой судьбы.

Информация о работе Социально-культурная деятельность