Управление инновациями на предприятии социально-культурного сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предметом – управление инновациями на предприятии СКС и Т.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов инноваций, анализ инновационной деятельности на предприятии СКС и Т, а также разработка практических рекомендаций по применению инноваций на предприятии СКС и Т.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии СКС и Т…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и классификация инноваций……………………………...5
1.2. Инновационные процессы…………………………………………..8
1.3. Жизненный цикл и функции инноваций…………………………11
1.4. Модели управления инновациями………………………………...14
Глава 2. Анализ инновационной деятельности турфирмы «Ригонда»……….16
2.1. Инновационная деятельность в туризме………………………….16
2.2. Характеристика турфирмы «Ригонда»……………………………18
2.3. Особенности внедрения инноваций………………….…………..19
Глава 3. Практические рекомендации по применению инноваций на предприятиях СКС и Т…………………………………………………………..21
3.1. Практическое применение инноваций……………………………...21
3.2. Инновационная деятельность в турфирме «Ригонда»…………….22
3.3. Проблемы, существующие в инновационной политике (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...24
3.4. Пути совершенствования инновационной политики (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.

 

 

              Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

              Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

              Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.

              Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери-альных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.[5]

Шумпетер следующим образом определил функциональное назначение инновационной сферы:

1) коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;

2) поиск перспективных идей, источников функционирования;

3) организация создания и внедрения новшества;

4) тиражирование;

5) поддержка и утилизация.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчурные и научно-технические организации; система образования.

 

1.3.            Жизненный цикл и функции инноваций

 

              Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный цикл".

Инновационный цикл, представленный на рис. 1, включает в себя период создания новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

Рис. 1.1. Схема инновационного цикла

              Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

              Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

              В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.

              После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.[6]

              Основные функции инноваций:

1) вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

2) повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

3) помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

4) являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.[7]

 

1.4.            Модели управления инновациями

 

              В соответствии с теорией организации выделяют три модели управления нововведениями: рационалистическую, поведенческую, системную.

1. Рационалистическая модель управления основана на полной информированности и осознанной заинтересованности исполнителей в планируемых нововведениях. Эти условия предполагают активное и эффективное участие исполнителей в участии новшества. Данная модель требует наличия четких процедур принятия решений и исполнения, жесткого контроля за их выполнением и эффективной системы информации.

2. Поведенческая модель управления нововведениями предусматривает учет социально-психологических потребностей работников предприятия при реализации новшеств. В этой модели фирма рассматривается как самоорганизующаяся система, характеризующаяся децентрализацией в принятии решений, концентрацией организационной деятельности в малых группах, широким обсуждением в этих группах стратегических целей фирмы. Мотивы поведения групп и отдельных работников относительно новшеств находятся вне прямого контроля руководства. Поведенческая модель ориентирована, прежде всего, на человека и его способности к самостоятельной работе по реализации новшеств.

3. Системная модель управления рассматривает предприятие как «техносоциальную систему», в которой новшество реализуется не только под действием определенных условий, но и осознанно – но основе предварительного анализа организационных проблем, поиска их решений и четкой организации нововведений.

              Таким образом, разумное сочетание различных моделей управления нововведениями обеспечит достижение успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности турфирмы «Ригонда»

 

2.1. Инновационная деятельность в туризме

 

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:

1.     растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;

2.     насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);

3.      опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

4.     обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;

5.     необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

6.      гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;

7.      технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

8.      переход от экономики предложения к экономике спроса.[8]

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям.

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.             

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.[9]

 

 

 

2.2. Характеристика турфирмы «Ригонда»

 

«Ригонда» представляет собой начинающую компанию, имеющую в настоящее время двух совладельцев. Основной адрес компании для контактов: г. Мурманск, ул. Ленина, 15.

За 2009 год компанией проделана большая работа, выбраны приоритетные направления маршрутов, определены партнеры за рубежом, заключены договора с транспортными компаниями.

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. И, не смотря на то, что в г. Мурманске достаточно много туристических фирм, «Ригонда» надеется занять свою нишу на этом рынке. А возможно это благодаря внедрению нетрадиционных форм продажи туристских услуг.

Главным преимуществом нашей фирмы, которое мы используем в борьбе с традиционными туристическими фирмами, является открытие многочисленных собственных филиалов и пунктов продаж. В нескольких универсальных магазинах предполагается открыть специальные секции, где посетители могут выбрать по каталогам и приобрести заинтересовавшую их туристскую поездку.

Большим преимуществом является наличие мощной компьютерной техники, которая может обеспечить в автоматическом режиме прием и подтверждение заявок на турпоездку и передачу их своему зарубежному партнеру.

Фирмой разработаны специальные мероприятия по стимуляции продажи туров: викторины, лотереи, скидки цены тура при его предварительной покупки, проведение юбилейных продаж и т.д.

Предполагается установить связь с крупнейшими предприятиями, банками, институтами Воронежа для организации не только отдыха, но и проведения конференций, семинаров, спортивных сборов.

Внедрение инноваций – одна из главных целей турфирмы «Ригонда». Это позволит легко и быстро решать все информационные и организационные вопросы.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии социально-культурного сервиса и туризма