Управление инновациями на предприятии социально-культурного сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Предметом – управление инновациями на предприятии СКС и Т.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов инноваций, анализ инновационной деятельности на предприятии СКС и Т, а также разработка практических рекомендаций по применению инноваций на предприятии СКС и Т.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии СКС и Т…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и классификация инноваций……………………………...5
1.2. Инновационные процессы…………………………………………..8
1.3. Жизненный цикл и функции инноваций…………………………11
1.4. Модели управления инновациями………………………………...14
Глава 2. Анализ инновационной деятельности турфирмы «Ригонда»……….16
2.1. Инновационная деятельность в туризме………………………….16
2.2. Характеристика турфирмы «Ригонда»……………………………18
2.3. Особенности внедрения инноваций………………….…………..19
Глава 3. Практические рекомендации по применению инноваций на предприятиях СКС и Т…………………………………………………………..21
3.1. Практическое применение инноваций……………………………...21
3.2. Инновационная деятельность в турфирме «Ригонда»…………….22
3.3. Проблемы, существующие в инновационной политике (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...24
3.4. Пути совершенствования инновационной политики (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


2

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине: «Менеджмент в СКС и Т»

 

на тему:  «Управление инновациями на предприятии социально-культурного сервиса и туризма (на примере конкретного предприятия)»

               

Выполнила студентка:  Соколова Татьяна Васильевна

 

 

 

 

Группа 9-6511/3-3

Курс 3

Отделение очное

Срок обучения 5 лет

Зачетная книжка № 2535

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил преподаватель:  Хурумова Татьяна Калиновна

 

 

Мурманск

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии СКС и Т…………………………………………………………………………….5

1.1.            Понятие и классификация инноваций……………………………...5

1.2.            Инновационные процессы…………………………………………..8

1.3.            Жизненный цикл и функции инноваций…………………………11

1.4.            Модели управления инновациями………………………………...14

Глава 2. Анализ инновационной деятельности турфирмы «Ригонда»……….16

2.1.    Инновационная деятельность в туризме………………………….16

2.2.    Характеристика турфирмы «Ригонда»……………………………18

2.3.    Особенности внедрения инноваций………………….…………..19

Глава 3. Практические рекомендации по применению инноваций на предприятиях СКС и Т…………………………………………………………..21

              3.1. Практическое применение инноваций……………………………...21

              3.2. Инновационная деятельность в турфирме «Ригонда»…………….22

3.3. Проблемы, существующие в инновационной политике (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...24

3.4. Пути совершенствования инновационной политики (на примере турфирмы «Ригонда»)…………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список……………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В мировой литературе термин "инновация" интерпретируется как превращение потенциального на­учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­щийся в новых продуктах и технологиях. Актуальность данной темы заключается в том, что разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для предприятий важное значение, как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Объектом данного исследования являются инновации, как основополагающие факторы экономического роста.

Предметом – управление инновациями на предприятии СКС и Т.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов инноваций, анализ инновационной деятельности на предприятии СКС и Т, а также разработка практических рекомендаций по применению инноваций на предприятии СКС и Т.

Задачи исследования:

1.      Рассмотреть теоретические аспекты инноваций.

2. Проанализировать инновационную деятельность турфирмы «Ригонда».

3. Разработать практические рекомендации по применению инноваций в турфирме «Ригонда».

Методологическая основа – системный подход к рассмотрению применения инноваций. В процессе проведения и написания исследования использовался метод системного анализа теоретического материала.

Теоретическая основа исследования состоит в использовании учебного пособия Новикова В.С «Инновации в туризме» как опорного материала, в котором раскрывается понятие, классификация инноваций, а также проблемы  их использования в туризме.

Практическая значимость заключается в использовании данной работы при подготовке к семинарским занятиям, для выступления на конференциях, рассматривающих данную проблему, а также в работе турфирм.

Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии

СКС и Т.

 

1.1.            Понятие и классификация инноваций

 

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. [1]

Следует различать понятия «инновация» и «нововведение». Новация (новшество) – новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может представлять собой новый метод, изобретение, новое явление. Новация прежде всего характеризуется признаком новизны, поэтому к новшествам можно относить результаты творческой деятельности и то, что является новым для потребителя.

Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования. Инновацией к тому же может быть лишь новшество, обладающее признаком новизны для потребителя. Таким образом, новацию (новшество) следует считать инновацией (нововведением) лишь при соблюдении двух условий:

1.                  Новшество должно быть принято данным потребителем;

2.                  Новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.[2]

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5)появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.[3]

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков:

1. По степени новизны:

1) радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

2) улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

3) модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

1) продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

2) технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

3) процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

4) комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

1) отраслевые;

2) межотраслевые;

3) региональные;

4) в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

1) реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

2) стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

1) экономическая;

2) социальная;

3) экологическая;

4) интегральная.[4]

 

1.2.            Инновационные процессы

 

Инновационный процесс – это совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности при контроле за рентабельностью работы каждого звена.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

1.      инициация;

2.      маркетинг инновации;

3.      выпуск (производство) инновации;

4.      реализация инновации;

5.      продвижение инновации;

6.      оценка экономической эффективности инновации;

7.      диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

 

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии социально-культурного сервиса и туризма