Влияние темперамента на стиль делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие темперамента.
3.Свойства темперамента.
4.Типология темперамента.
5.Темперамент и личность.
6.Стиль разрешения конфликтов.
7.Заключение.
8.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Управлечнеская психолгия.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

Сангвиник.

 Пример. Сережа Т., ученик 6 класса, 13 лет. 

 Очень живой, непоседливый  подросток. На уроке ни минуты  не сидит спокойно, постоянно  меняет позу, вертит что-либо в  руках, разговаривает с соседом.  Быстрая походка вприпрыжку, быстрый  темп речи. Очень впечатлителен  и легко увлекается. С увлечением  и возбужденно рассказывает о  просмотренном фильме, прочитанной  книге. Его легко заинтересовать  и уроком: он живо откликается  на каждый новый факт или   новую задачу. Вместе с тем,  его интересы и увлечения очень  непостоянны и неустойчивы. Увлекшись  новым делом, мальчик легко  охладевает к нему.

 У него очень живое,  подвижное, выразительное  лицо. По его лицу легко угадать,  каково его настроение, каково  его отношение к предмету или  человеку. На интересных для него  уроках истории, литературы он  проявляет большую настойчивость,  энергию и работоспособность.  На «неинтересных» уроках, например  немецкого языка, совершенно не  слушает учителя, разговаривает  с соседями, зевает. Чувства и  настроения его очень изменчивы.  Получив двойку, он готов расплакаться  и с трудом сдерживает себя, Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает  о плохой отметке и в перемену  бурно и весело носится по  коридорам. Несмотря на его  живость и непоседливость, его  легко дисциплинировать. У опытного  учителя географии Сережа прекрасно  сидит на уроках и никогда  не мешает работе класса. Легко  привыкает к новой обстановке  и новым требованиям. Первый  год учась в новой школе, легко привык к новым учителям,  сошелся с ребятами, вошел в актив класса.

Холерик.

 Пример. Саша П., ученик 6 класса, 13 лет. 

      Выделяется  среди одноклассников своей порывистостью.  Увлекшись рассказом учителя,  легко  приходит в состояние  крайнего возбуждения и прерывает  рассказ различными восклицаниями,  На любой вопрос преподавателя  готов отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя и вступает в драку. Объяснение учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Его интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает».

 Для Саши характерна  высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, Реактивность  преобладает над активностью.  Поэтому  он несдержан, вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив.  Он менее пластичен и более региден, чем Сережа, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов.

Флегматик.

 Пример. Аида Н., ученица  9 класса, 16 лет. В классе сидит  спокойно. Ее болтливая соседка  во время урока разговаривает  с девочкой, сидящей за другой партой, но не с Аидой, т.к. Аида не отвечает ей. И вне урока девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, или рассердить. Когда все в классе громко смеются по –поводу комичной интонации голоса отвечающего, Аида лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности – узнав, что будет оставлена на второй год, - она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. У Аиды малая реактивность. Это проявляется в том, что ее трудно рассмешить или рассердить. Именно малой эмоциональной возбудимостью объясняется ее невозмутимость, когда все в классе смеются и ее спокойствие при большой неприятности. Преобладание высокой активности над малой реактивностью определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный – движения девушки неторопливы, на вопросы отвечает не сразу. Малая пластичность и большая ригидность объясняют тяжелые переживания по поводу перехода из одной школы в другую. Интровертированность проявляется в том, что Аида не может забыть подруг и учителей из прежней школы – с трудом реагирует на внешние впечатления и находится под впечатлением образов памяти.

Меланхолик.

 Пример. Коля М., ученик 6 класса, 13 лет. 

 На уроках спокоен,  сидит всегда в одном и том  же положении, что-нибудь вертит  к руках, настроение меняется от  очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него пробуждаются  медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан  в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу, теряет всякую веру в себя.

 Каждый из представленных  типов темперамента сам по  себе не является ни хорошим,  ни плохим (если не связывать  темперамент и характер). Проявляясь  в динамических особенностях  психики и поведения человека, каждый тип темперамента может  иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента  обладают быстрой реакцией, легко  и скоро приспосабливаются к  изменяющимся условиям жизни,  обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период  работы, но зато концу снижают  работоспособность из-за быстрой  утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент  меланхолического типа, отличаются  медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой.  Их работоспособность обычно  выше в середине или к концу  работы, а не в начале. В целом  же производительность и качество  работы у сангвиников и меланхоликов  примерно одинаковы, а различия  касаются в основном только  динамики работы в разные ее  периоды. 

Холерический темперамент  имеет то достоинство, что позволяет  сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато  при длительной работе человеку с  таким темпераментом не всегда хватает  выдержки. Флегматики, напротив, не в  состоянии быстро собраться и  сконцентрировать усилия, но взамен этого  обладают ценной способностью долго  и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к  указанным динамическим особенностям деятельности.

 Е.И.Рогов  заключает, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же  темпераментом может приводить к различным последствиям при  формирование его как личности.

 

5.Темперамент и личность

 Личность и темперамент  связаны между собой таким  образом, что темперамент выступает  в качестве общей основы многих  других личностных свойств, прежде  всего характера. Он, однако, определяет  лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

 

 От темперамента зависят  такие свойства личности, как  впечатлительность, эмоциональность,  импульсивность и тревожность.  Впечатлительность —это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

 Эмоциональность –  это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

 Импульсивность проявляется  в несдержанности реакций, в  их спонтанности и появлении  еще до того, как человек успевает  обдумать сложившуюся ситуацию  и принять разумное решение  по поводу того, как в ней  действовать. Импульсивный человек  сначала реагирует, а потом  думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях.

 Тревожный человек  отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

 Сочетание описанных  свойств и создает индивидуальный  тип темперамента, поэтому, характеризуя  его, мы не случайно вынуждены  были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

 Темперамент в некоторой  степени влияет на развитие  способностей человека, особенно  тех, в состав которых входят  движения с такими их существенными  характеристиками, как темп, скорость  реакции, возбудимость. В первую  очередь это способности, включающие  в свой состав сложные и  точные движения с непростой  траекторией и неравномерным  темпом. К ним также относятся  способности, связанные с повышенной  работоспособностью длительной  концентрации внимания .

Темперамент и характер. Немов  замечает, что в классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип – интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков.

 Рогов указывает на  то, что темперамент надо строго  отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения  интересы и т.п.), не определяет  ценность личности или предел  возможных для данного человека  достижений. Он имеет лишь отношение  к динамической стороне деятельности.

 Хотя темперамент,  не может определять отношений  личности, ее стремлений, и интересов,  ее идеалов, т.е. всего богатства  содержания внутренней жизни  человека, однако характеристика  динамической стороны имеет существенное  значение для понимания сложного  образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

 Отношение личности, ее  убеждения, стремления, сознание  необходимости и долга позволяют  преодолевать одни импульсы, тренировать  другие, чтобы организовать свое  поведение в соответствии с  общественными нормами. 

 Темперамент не определяет  путь развития специфических  особенностей характера, темперамент  сам преобразуется под влиянием  качеств характера. Развитие характера  и темперамента в этом смысле  является взаимообусловленным процессом.

 

 

6.Стиль разрешения конфликтов.

От личностных особенностей человека также зависит стиль  разрешать конфликтные ситуации.

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком  стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует  раскачивать лодку". Такой "сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет "взрыв".

Информация о работе Влияние темперамента на стиль делового общения