Зарубежный опыт оценки мультипликативного эффекта развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

В России большое внимание уделяется разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства. Сателлитные счета представляют собой набор статистических показателей, которые предназначены для углубленного изучения какой-либо отдельной экономической проблемы.

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
 

УДК 338.482.224

Зарубежный  опыт оценки мультипликативного эффекта развития туризма 

Сорокина  Ольга Николаевна,

аспирант, o.n.sorokina@mail.ru,

  ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Волгоградский филиал

    Nowadays Russia pays much attention to the development of methodology for the estimation of the multiplier effect of tourism and hospitality industry. Satellite accounts represent a set of statistics which are intended for profound studying of any separate economic problem. Tourism satellite accounts allow calculating the share of tourism in GDP, employment, investment, government revenues and supposing calculation of the following specific macroeconomic aggregates: value added of the tourism industry, tourism value added, and tourism gross domestic (regional) product. Indicators of satellite accounts allow calculating the multiplier effect of tourism development. In foreign practice the tourist multiplier is divided into three main types - the multiplier output, employment and income. 

    В России большое внимание уделяется разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства. Сателлитные счета представляют собой набор статистических показателей, которые предназначены для углубленного изучения какой-либо отдельной экономической проблемы. Сателлитные счета туризма позволяют рассчитать долю туризма в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и предполагают расчет следующих специфических макроэкономических агрегатов: добавленная стоимость туристской индустрии; туристская добавленная стоимость; туристский валовой внутренний (региональный) продукт. Показатели сателлитных счетов позволяют рассчитать мультипликативный эффект развития индустрии туризма. В зарубежной практике выделяют три основных вида туристского мультипликатора – мультипликатор производства, занятости и дохода. 

    Key words: tourism satellite accounts, the model of tourist multiplier

    Ключевые  слова: сателлитные счета туризма, модели туристского мультипликатора  

    В настоящее время в России уделяется большое внимание разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства. Поскольку данная отрасль экономики представляет собой одну из приоритетных отраслей, требующую развития и перспективных во многих аспектах, необходимо провести оценку экономической эффективности ее развития, то есть определить ее влияние (в количественном выражении) на национальную экономику.

    В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН мультипликативный  эффект туризма более чем в 60 странах мира оценивается при помощи сателлитных счетов, которые позволяют рассчитать долю туризма в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета. Сателлитные счета представляют собой набор статистических показателей, которые предназначены для углубленного изучения какой-либо отдельной экономической проблемы. Показатели сателлитных счетов, как правило, методологически согласованы с другими показателями системы национальных счетов, однако, при необходимости, допускаются некоторые отклонения от общих стандартных подходов, касающиеся в основном отраслевых классификаций, расширения границ статистических измерений, условных поправок к стандартным макроэкономическим показателям.

    Сателлитные счета туризма предполагают углубленное  изучение туризма как экономического феномена, рассмотрение его, прежде всего, как источник дополнительного спроса на товары и услуги. Спрос порождает дополнительное предложение, то есть стимулирует экономический рост определенных отраслей (видов деятельности), характерных для туризма. Такие аспекты как стимулирование дополнительных доходов государства, создание дополнительных рабочих мест, инвестиции также находят определенное отражение в показателях сателлитных счетов туризма.

    Работой над построением сателлитных  счетов туризма уже несколько лет занимаются многие национальные статистические службы и профессиональные институты, связанные с туризмом, а также ООН, Всемирная туристская организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат и другие организации. Ими разработаны и опубликованы рекомендации методологического плана.

    Сателлитные счета туризма предполагают расчет следующих специфических макроэкономических агрегатов:

    • добавленная стоимость туристской индустрии;
    • туристская добавленная стоимость;
    • туристский валовой внутренний (региональный) продукт.

    Перечисленные агрегаты обеспечивают международную  сопоставимость статистических оценок и являются обязательными показателями статистики туризма. Добавленная стоимость туристской индустрии характеризует добавленную стоимость отнесенных к туристской индустрии видов экономической деятельности, созданную в результате обслуживания потребителей. Туристская добавленная стоимость складывается из той части добавленной стоимости туриндустрии, которая обусловлена туристским потреблением, и добавленной стоимости сопутствующих и неспецифических видов деятельности, созданной в результате обслуживания посетителей. Туристский валовой внутренний (региональный) продукт определяется как сумма добавленной стоимости, созданной туристской индустрией и другими видами деятельности, занятыми обслуживанием туристов, и налогов на продукты и импорт, включенных в рыночную оценку этого потребления.

    Методологией сателлитных счетов рекомендуется также проводить расчет дополнительных макроэкономических показателей:

    • занятость, обусловленная туризмом;
    • инвестиции в основные средства (валовое накопление);
    • туристское коллективное потребление (нерыночные услуги правительства);
    • совокупный туристский спрос.

    Из  этих показателей только первый имеет достаточное методологическое подкрепление, методология расчета остальных находится в стадии формирования.

    Лидерами  в разработке сателлитных счетов туризма являются Канада и Норвегия, которые смогли разработать и  внедрить такие счета в практику статистической деятельности, причем Канада представила первые результаты на Международной конференции по статистике туризма в Оттаве в 1991 году. В ряде стран мира по рекомендации Всемирной туристской организации сейчас ведется разработка сателлитных счетов туризма. Такие работы начаты Евростатом в 1997 году. Рекомендовано разрабатывать следующие сателлитные счета туризма:

  1. счет производства в туризме;
  2. спрос на туристский продукт;
  3. производство добавленной стоимости в туризме;
  4. занятость в туризме;
  5. характеристика посетителей;
  6. инвестиции в туризме;
  7. основной капитал в туризме и др.

    Построение  сателлитных счетов принципиально  меняет объем и структуру информации, обобщаемой на уровне региона (субрегиона), которая необходима для формулирования целевых показателей регионального планирования и управления. Показатели сателлитных счетов позволяют рассчитать мультипликативный эффект развития индустрии туризма. Сущность теории мультипликатора состоит в подтверждении того, что туристские расходы являются не только результатом потребления услуг и товаров предприятий индустрии туризма, но сами предприятия также потребляют услуги и товары других предприятий различных отраслей, необходимые для производства.

    В зарубежной практике выделяют три основных вида туристского мультипликатора. Первый вид мультипликатора – экономический, самый простой, он представляет собой мультипликатор экспорта, при котором экономика делится на два сектора – сектор экспорта (который нацелен на внешние рынки) и локальный сектор (который нацелен на внутренние или местные рынки). Наиболее часто используемой в этой модели экономической переменной является занятость. Рост занятости в секторе экспорта является стимулом к региональному расширению, который затем ведет к увеличению занятости во внутреннем (местном) секторе посредством увеличения внутреннего рынка и населения за счет иммиграции. Таким образом, общая занятость увеличивается на более чем начальный прирост в занятости на внешнем рынке и мультипликатор экспорта представляет собой отношение между общим увеличением в региональной занятости и начальным увеличением в секторе экспорта. Применение этой модели в туризме означает необходимость проведения оценки дополнительной занятости за счет развития туризма.

    Вторым  видом является мультипликатор расходов (доходов). В этом случае экономической  переменной является совокупный региональный продукт или доход, который определяется конечными расходами туристов на товары и услуги. Относительно туризма  как экспортной индустрии автономное изменение в конечных расходах будет следовать от увеличенного конечного расхода туристов, который является эквивалентным (равным) увеличению экспорта, или от увеличенного расхода на инвестиции, финансированные за счет другого региона (иностранные инвестиции). Мультипликатор представляет собой отношение между автономным увеличением экспорта и/или инвестиций и увеличением регионального продукта или дохода. Этот множитель рассчитывается в такой экспортной индустрии как туризм, поэтому подобен мультипликатору международной торговли в макроэкономике.

    Величина  мультипликатора зависит от совокупной величины предельной склонности потребления  и предельной склонности импорта. Импорт представляет собой так называемую «утечку» дохода региона, и чем больше содержание импорта в расходах, тем меньше мультипликатор. Это очень важное замечание, потому что региональные конечные расходы в большей пропорции идут на импорт, чем на национальные товары. Кроме того, региональный импорт поступает не только из-за границы, но также из других регионов государства. Поэтому региональный мультипликатор расходов или дохода будет иметь тенденцию быть относительно небольшим (чуть более единицы) из-за значения импорта.

    Третий  вид влияния на регион (затраты/выпуск) представляет собой мультипликатор производства, являющийся достаточно сложным. Рост конечных расходов туристов ведет к увеличению активности и производству в отрасли туризма, и это увеличение распределяется между фактором дохода и расхода на промежуточном звене закупок (стоимость материалов и услуг, необходимых для производства, исключающее первичные закупки и труд). Эти промежуточные звенья закупок являются производством для других отраслей, некоторые из которых находятся на территории государства, а некоторые за границей, поэтому производство повышается. В свою очередь повышение в продукции от этих отраслей промышленности делится между фактором дохода и промежуточным звеном закупок, таким образом, давая дальнейший стимул для других отраслей, в которых могут быть получены аналогичные результаты. Межотраслевой процесс передачи генерирует мультипликативный результат воздействия, снижающийся с каждым циклом процесса.

    Размер  величины регионального добавленного (дополнительного) мультипликатора  для каждой отрасли зависит от степени, в которой межотраслевые эффекты передаются к региональным отраслям и к внешним отраслям (импорту). Более того, степень, к которой стимулы передаются к импорту меньше величины добавленного мультипликатора. Если импорт является относительно большим, то величина добавленного множителя не превысит единицу.

    Все три модели предполагают, что отношения  мультипликаторов постоянны, совпадающие  сектора являются статичными в своих  предсказаниях. Кроме того, мультипликаторы  производства не учитывают технологическое продвижение или изменения в относительных ценах на затраты (как труд, так и промежуточное звено).

    Для первых двух моделей предположение  однородности подразумевает, что не имеет значения, какой специфический  вид экономической деятельности первоначально изменяется, каждый будет иметь то же самое воздействие. Для модели экспортной основы увеличение любого вида экспорта будет иметь воздействие данного множителя. Для модели расходы/доходы не имеет значения, увеличились ли конечные расходы за счет инвестиций, экспорта, или правительства. Для модели затраты/выпуск предположение однородности подразумевает то, что не имеет значения, какой специфический вид деятельности в пределах данного сектора изменяется, при том, что каждый сектор состоит из совокупности различных видов деятельности. Однако величина мультипликатора для каждого сектора различна.

    Три модели воздействия могут отличаться в значительной степени по значению мультипликатора. Мультипликатор экспортной основы является наиболее лучше используемым для относительно небольшого региона, где в производстве доминирует единственная отрасль, или в некоторых случаях единственная фирма, которая занимается экспортом из региона. Модель расходы/доходы может использоваться для маленького или среднего размера региона, в зависимости от пригодности данных. Использование модели мультипликатора затраты/выпуск и ее оценка относительного размера и комплексности индустрии или разнообразия регионального роста являются дорогостоящими и трудоемкими.

Литература

  1. Гремяченская Е. Применение международной методики Всемирной Туристической Организации по использованию сателлитных счетов туризма в российских условиях. http: pg.vavt.ru/works/work/00227E88
  2. Ермасов С.В., Харитонов Д. А. Влияние инноваций туристического бизнеса на качество жизни российского общества.

       http://www.turbooks.ru/stati/tekhnika-tekhnologija-v-turizme

  1. Percy Harris. Limitations on the use of regional economic impact multipliers by practitioners: an application to the tourism industry.

    The journal of tourism studies vol. 8, No. 2, dec.97. http:/www.jcu.edu.au/business/idc/group/public/documents/journal_article/

  1. Peter Kuhbac, Bradlee A. Herauf. U.S. Travel and Tourism Satellite Accounts for 2001–2004.
  2. International Recommendations for Tourism Statistics 2008/ United Nations Publication, Sales No. E.08.XVII.28, Madrid and New York, 2008

Информация о работе Зарубежный опыт оценки мультипликативного эффекта развития туризма