Значение экскурсоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе существующей практики и рекомендаций экскурсионного обслуживания.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты экскурсионного обслуживания туристов;
- изучить традиции и инновации в определении методических приемов проведении экскурсии;
- изучить экскурсионную деятельность в Республике Татарстан

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИ.docx

— 44.39 Кб (Скачать)

     Введение 

     Экскурсия – это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной  подготовке. Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это  сложный творческий процесс, успех  которого зависит от глубины краеведческих  знаний экскурсовода и от того, владеет  ли он отточенной информацией ведения  экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

     Объектом  исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов в мемориальном музее им.М.Горького.

     Предметом исследования выступает посещение  экскурсионных объектов связанных  с М.Горьким.

     Цель  исследования заключается в анализе  существующей практики и рекомендаций экскурсионного обслуживания.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть теоретические аспекты  экскурсионного обслуживания туристов;

     - изучить традиции и инновации  в определении методических приемов  проведении экскурсии;

      - изучить  экскурсионную деятельность в  Республике Татарстан 
       
       
       
       
       
       
       

Глава 1.Основы экскурсоведения 

1.1Экскурсоведение  как наука

В истории  развития экскурсионного дела в нашей  стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения,организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения.В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории.Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю.Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становления... Предстоит большая работа в области решения экскурсионных проблем.1» В числе назревших проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.

В дословном  переводе греческое слово «теория» означает наблюдение,

рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается  в нескольких

значениях: 1) теория — обобщение опыта, общественной производственной

практики, в котором находят отражение  объективные закономерности

развития  природы и общества; 2) теория —  совокупность обобщенных

положений, образующих определенную науку или  один из ее разделов; 3)

теория  — система идей в одной из отраслей знаний; 4) теория — высшая,

самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное

представление о закономерностях существующих связей определенной

области.Когда  мы рассматриваем вопросы экскурсионной  теории, то: а) моделируем,какой в  идеале должна быть экскурсия; б) имеем  в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление,использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г)определяем критерии качества экскурсий,г)средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела..

Для работников туристско-экскурсионной отрасли  экскурсионная теория —это общая  сумма теоретических положений, которые служат основой

экскурсионного  дела, определяют главные направления  его развития и

совершенствования.Экскурсионная  теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа;экскурсионный  метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной  теории важное место занимают вопросы, связанные с

экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой.

Понятия метод, методология и методика взаимосвязаны  и обусловлены.Представим эту связь  в следующем виде:Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский в вышеупомянутой статье называют фамилии ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в постановке и разработке таких ключевых проблем теории экскурсионного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических основ экскурсионной работы, общей и частной методики школьных и массовых экскурсий; классификация экскурсий.

Нужно согласиться с ними в том, что  теория экскурсионного дела уже в

30-х  годах развивалась в условиях  творческих исканий и дискуссий  и что в

целом теория экскурсионного дела находится  в стадии становления.Более интенсивное  развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах.Это объясняется передачей  экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение — Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных

работников. 

Развитие  экскурсионной теории связано также  с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию  экскурсионной теории способствовали разработка и чтение курсалекций  «Теория и практика экскурсионного дела» на Центральных туристских курсах и в Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в

течение пяти лет вели названный курс для  студентов дневного и вечернего

отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника.

Вся система  методики подготовки и проведения экскурсий, а также

отдельные вопросы экскурсионной теории нашли  освещение в методических

пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных организаций и Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 гг.

Однако  и в настоящее время экскурсионная  теория не стоит на месте.

Важные  явления в жизни туристско-экскурсионных  организаций, бюро

путешествий и экскурсий, государственных и  ведомственных музеев — это

новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который,

становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов,

экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что

отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми,более  совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета». 
 

1.2. Сущность экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык

это слово  проникло в XIX в. и первоначально  означало «выбегание, военный

набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее  произошло видоизменение

этого слова по типу имен на «ия» ,(экскурс + ия).

Само  понятие «сущность» представляет собой  совокупность сторон и связей,которым  присущи свойства, взятые и рассмотренные  в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета,выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями.Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность,целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции,проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)1.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи

большое место занимает формирование умения видеть.Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс,красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха,угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем,и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Одна  из задач экскурсии - выработать у  экскурсантов отношение к теме

экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к

материалу экскурсии и дать ей свою оценку.Дать оценку — значит составить представление  о ком-либо, чем-либо,определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь,признать чьи-то достоинства, положительные  качества.Оценка экскурсии — это  выводы экскурсанта, к которым его  подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия;

восприятие  каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки

отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия — методически продуманный показ  достопримечательных мест,памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ

находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ

о событиях, связанных с ними.Приведем также  одно из последних по времени опубликования  определений:«Экскурсия — особая форма  учебной и внеучебной работы, в  которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз,памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»2. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней

Информация о работе Значение экскурсоведения