Значение физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:29, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Работа содержит 1 файл

физра.docx

— 46.70 Кб (Скачать)
        1. Значение  физической культуры
 

«Нет ничего благороднее солнца,

дающего столько  света и тепла.

Так и люди прославляют  те состязания,

величественнее  которых нет ничего,

- Олимпийские  игры.»

                                                                                                     Пиндар

   

Физическая  культура — часть  общей  культуры  общества,  одна  из  сфер социальной  деятельности,  направленная  на  укрепление  здоровья,  развитие физических  способностей  человека  и  использование  их  в  соответствии  с потребностями   общественной   практики.   Основные   показатели   состояния физической культуры в обществе:  уровень  здоровья  и  физического  развития людей; степень  использования  Физической  культуры  в  сфере  воспитания  и образования, в производстве, быту, структуре свободного  времени;  характер системы  физического  воспитания,  развитие  массового  спорта,  спортивны высшие достижения и др.

    Основные  элементы  физической  культуры:  физические  упражнения,   их комплексы и соревнования по ним,  закаливание  организма,  гигиена труда и быта,  активно-двигательные  виды  туризма,  физический   труд   как   форма активного отдыха для лиц умственного труда.

    В обществе физическая  культура,  будучи  достоянием  народа,  является важным средством «воспитания нового  человека,  гармонически  сочетающего  в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое  совершенство».  Она способствует   повышению   социальной   и   трудовой    активности    людей, экономической эффективности производства, физкультурное  движение  опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

     В сферу спорта исторически  вошли разнообразные  элементы  человеческой деятельности.  Виды  спорта,  имеющие  многовековую  историю,  развились  из самобытных физических упражнений,  форм  трудовой  и  военной  деятельности, использовавшихся человеком в целях физического  воспитания  ещё  в  глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание  и  т.д.; часть видов современного спорта  сформировалась  в  19—20  вв.  на  базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры,  спортивная  и  художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на  коньках,  спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды  спорта— на базе развития  техники:  авто-,  мото-,  велоспорт,  авиационные   виды   спорта, подводное плавание и др.

    Физическая культура - неотъемлемая  часть жизни человека.  Она занимает достаточно  важное  место в учебе,  работе  людей.  Занятием   физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности  членов  общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре  должны  закладываться в образовательных учреждениях различных уровней  поэтапно.  Немалую  роль  в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и  высшие  учебные заведения, где в основу преподавания должны  быть  положены  четкие  методы, способы, которые в совокупности  выстраиваются  в  хорошо  организованную  и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

    Физическая культура народа является  частью его истории. Ее становление, последующее развитие  тесно  связано  с  теми  же  историческими  факторами, которые  воздействуют  на  становление  и  развитие  хозяйства  страны,   ее государственности,  политической  и  духовной  жизни  общества.  В   понятие физической культуры входит, естественно, все, что  создано  умом,  талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд  на  мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

   Слова древнегреческого поэта  Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по  сей  день.  Не  забыты  потому,  что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

  Каждые  Олимпийские игры превращались  в праздник для народа, своего  рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Дни олимпийских  торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были   инструментом   мира,   облегчавшим   переговоры    между    городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным  камнем  которого  были  культ  совершенства   духа   и   тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета.  Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести,  каких  удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались  хвалебные  оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной  город  на  колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком,  въезжал не  через обычные ворота,  а через пролом в стене, который в тот же день  заделывали,  чтобы  олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

   Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.

    
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Обмен веществ и режим питания.
 

   Правильный режим питания чрезвычайно важен для нашего организма. Самый оптимальный режим приема пищи - четырехразовый. Промежутки между приемами пищи при четырехразовом питании составляют 4-5 часов, при этом нагрузка на пищеварительный тракт распределяется равномерно, пища полностью обрабатывается пищеварительными ферментами и хорошо усваивается.

При четырехразовом питании завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15 % и ужин — 25 %. Ужинать рекомендуется не позднее чем за 3 часа до сна.

К сожалению, принимать пищу четыре раза в день получается далеко не у всех. Большинство  людей кушают в день три раза. Завтрак при трехразовом питании  должен составлять 30-35% суточного рациона, обед — 35-40%, ужин — 25-30%. При трехразовом  питании особенно важно не допускать  слишком больших перерывов между  приемами пищи. Самый большой перерыв не должен превышать 6 часов.

И уж совсем недопустимо принимать пищу лишь 1-2 раза в день.

Важно каждый день принимать пищу в одно и то же время. Только так обеспечивается ритмичность работы желудочно-кишечного тракта. Наш организм, если можно так выразиться, "запоминает" часы приема пищи и заранее "готовит" все органы пищеварения к работе.

Несоблюдение  режима питания может привести к  серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также  негативно сказаться на состоянии здоровья в целом.

Чтобы правильно составить баланс калорийных поступлений и затрат, необходимо прежде всего правильно учесть все энергетические затраты своего организма.

Обмен веществ – это совокупность химических реакций, происходящих в тканях с  целью создания теплоты и энергии, необходимых для осуществления жизненных функций организма и выполнения мускульной работы.

Два основных этапа обмена веществ: диссимиляция и ассимиляция. Основной обмен веществ – это создание суммарной энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности голодного человека. Энергию мы берем из пищи, и нам не должно быть безразлично, что мы едим. Организму необходимы строго определенные вещества: жиры, белки, углеводы, минеральные соли и витамины.

Жиры (или липиды) являются концентрированным источником энергии, их пищевая ценность составляет 9 кал/г, что более чем в 2 раза выше, чем у протеинов и углеводов. Кроме энергетической функции, жиры обладают также терморегулирующим эффектом. Жиры – необходимый компонент синтеза важных жирных кислот (линолевая, линоленовая и арахидоновая), участвующих в абсорбции жирорастворимых витаминов (А,D, Е и К), а также в синтезе гормонов.

Пищевые источники жиров. Пищевые источники  могут быть растительного и животного  происхождения. Животные жиры в основном являются насыщенными, в то время как растительные, в основном – ненасыщенные.

Во время  тренировок на выносливость повышается способность мышц использовать жир как источник энергии, т.е. во время тренировки жиры становятся очень важным источником энергии. Для лучшего усвоения большого количества углеводов рекомендуется употреблять в пищу немного жиров. Поскольку жиры усваиваются медленнее, чем углеводы и протеины, перед соревнованиями или тренировками рекомендуется употреблять в пищу минимальное количество жиров. В целом, количество энергии, получаемой организмом с жирами должно составлять 25-30% от общего количест ва килокалорий, при этом насыщенные жиры должны давать не более 10% от всей энергии.

При окислении 1 г жира в организме выделяется 9 калорий. В суточном пищевом рационе должно содержаться 65 г жиров. Недопустимо суточное употребление жиров менее 35 г. В пищевом рационе должны быть представлены как животные жиры (свиное сало, сливочное масло, жирные сыры, яичный желток, сметана, мясо), так и растительные (растительные масла, какао, соя, оливки).

Углеводы. Обеспечивают возмещение половины или даже двух третей энергетических затрат у человека. Они легко усваиваются организмом и используются им для выполнения необходимой мышечной работы. Углеводы (СНО), содержащиеся в пище, являются лучшим источником энергии для физической активности. 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории. Как простые, так и сложные СНО содержат нерастворимые и/или растворимые пищевые волокна.

Гликемический индекс. С практической точки зрения существует немало ограничений на использование  гликемического индекса. К примеру, прием комбинированной пищи не приводит к предсказанному уровню глюкозы  в крови. Кроме того, этот индекс рассчитан на грамм углеводов, содержащихся в данном виде пищи, а не на обычные  порции этой пищи, что, конечно, затрудняет его применение. Тем не менее, гликемический индекс может быть полезным при выборе источников углеводов, принимаемых до, во время и после тренировок.

1 грамм  углеводов дает 4 калории. Взрослому  человеку необходимо потреблять в сутки приблизительно 350 г углеводов. Источниками углеводов в питании служат сахар, который является почти чистым углеводом, рис, белый хлеб, мед, кондитерские изделия, сухие фрукты, изделия из белой муки, какао, картофель, виноград, свежие фрукты и овощи.

Белки (протеины). Белки животного и растительного происхождения выполняют в организме созидательную, защитную и энергетическую функции. Главная функция протеинов – обеспечение различных тканей организма (мышцы, сухожилия и др.) строительным материалом, а также выработка гемоглобина, ферментов, гормонов и антител. Помимо этого протеины могут служить источником энергии, когда другие источники (углеводы и жиры) недоступны в требуемых количествах.

В результате тренировок потребность в протеинах  может возрастать. Происходит это по 3-м причинам: 1. Белки распадаются и используются как источник энергии. 2. Протеины необходимы как источник роста мышечной массы в ответ на повышенные нагрузки. 3. Протеины необходимы для восстановления организма после нагрузок (т.е. для восстановления различных тканей).

Минеральные соли. Они в разных количествах входят во все продукты. О жизненной ценности витаминов знают все, а вот роль минеральных веществ непонятна до конца даже ученым. Перед турнирами, когда атлеты стремятся максимально себя обезводить, они автоматически впадают в состояние минерального дефицита. Это положение усугубляет прием стероидов. Они мешают обмену кальция, фосфора и натрия. В свою очередь, это приводит к разрегуляции обмена калия. Нехватка калия мешает усвоению цинка, а нехватка цинка влечет за собой дефицит меди. Добавьте сюда диуретики, которые как раз и «выгоняют» воду за счет нарушения минерального обмена, и Вам станет ясно, почему атлеты теряют сознание прямо на подиуме.

Так же, как и витамины, которыми богаты фрукты и овощи, они должны быть широко представлены в пищевом рационе. Если человек недополучает с пищей  какие-либо минеральные соли или  витамины, то в его организме возникают серьезные нарушения.

Информация о работе Значение физической культуры