Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:29, реферат
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла.
Так и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего,
- Олимпийские игры.»
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивны высшие достижения и др.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т.д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа
Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.
Правильный режим питания чрезвычайно важен для нашего организма. Самый оптимальный режим приема пищи - четырехразовый. Промежутки между приемами пищи при четырехразовом питании составляют 4-5 часов, при этом нагрузка на пищеварительный тракт распределяется равномерно, пища полностью обрабатывается пищеварительными ферментами и хорошо усваивается.
При четырехразовом питании завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15 % и ужин — 25 %. Ужинать рекомендуется не позднее чем за 3 часа до сна.
К сожалению,
принимать пищу четыре раза в день
получается далеко не у всех. Большинство
людей кушают в день три раза.
Завтрак при трехразовом
И уж совсем недопустимо принимать пищу лишь 1-2 раза в день.
Важно каждый день принимать пищу в одно и то же время. Только так обеспечивается ритмичность работы желудочно-кишечного тракта. Наш организм, если можно так выразиться, "запоминает" часы приема пищи и заранее "готовит" все органы пищеварения к работе.
Несоблюдение режима питания может привести к серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также негативно сказаться на состоянии здоровья в целом.
Чтобы правильно составить баланс калорийных поступлений и затрат, необходимо прежде всего правильно учесть все энергетические затраты своего организма.
Обмен веществ – это совокупность химических реакций, происходящих в тканях с целью создания теплоты и энергии, необходимых для осуществления жизненных функций организма и выполнения мускульной работы.
Два основных этапа обмена веществ: диссимиляция и ассимиляция. Основной обмен веществ – это создание суммарной энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности голодного человека. Энергию мы берем из пищи, и нам не должно быть безразлично, что мы едим. Организму необходимы строго определенные вещества: жиры, белки, углеводы, минеральные соли и витамины.
Жиры (или липиды) являются концентрированным источником энергии, их пищевая ценность составляет 9 кал/г, что более чем в 2 раза выше, чем у протеинов и углеводов. Кроме энергетической функции, жиры обладают также терморегулирующим эффектом. Жиры – необходимый компонент синтеза важных жирных кислот (линолевая, линоленовая и арахидоновая), участвующих в абсорбции жирорастворимых витаминов (А,D, Е и К), а также в синтезе гормонов.
Пищевые источники жиров. Пищевые источники могут быть растительного и животного происхождения. Животные жиры в основном являются насыщенными, в то время как растительные, в основном – ненасыщенные.
Во время тренировок на выносливость повышается способность мышц использовать жир как источник энергии, т.е. во время тренировки жиры становятся очень важным источником энергии. Для лучшего усвоения большого количества углеводов рекомендуется употреблять в пищу немного жиров. Поскольку жиры усваиваются медленнее, чем углеводы и протеины, перед соревнованиями или тренировками рекомендуется употреблять в пищу минимальное количество жиров. В целом, количество энергии, получаемой организмом с жирами должно составлять 25-30% от общего количест ва килокалорий, при этом насыщенные жиры должны давать не более 10% от всей энергии.
При окислении 1 г жира в организме выделяется 9 калорий. В суточном пищевом рационе должно содержаться 65 г жиров. Недопустимо суточное употребление жиров менее 35 г. В пищевом рационе должны быть представлены как животные жиры (свиное сало, сливочное масло, жирные сыры, яичный желток, сметана, мясо), так и растительные (растительные масла, какао, соя, оливки).
Углеводы. Обеспечивают возмещение половины или даже двух третей энергетических затрат у человека. Они легко усваиваются организмом и используются им для выполнения необходимой мышечной работы. Углеводы (СНО), содержащиеся в пище, являются лучшим источником энергии для физической активности. 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории. Как простые, так и сложные СНО содержат нерастворимые и/или растворимые пищевые волокна.
Гликемический индекс. С практической точки зрения существует немало ограничений на использование гликемического индекса. К примеру, прием комбинированной пищи не приводит к предсказанному уровню глюкозы в крови. Кроме того, этот индекс рассчитан на грамм углеводов, содержащихся в данном виде пищи, а не на обычные порции этой пищи, что, конечно, затрудняет его применение. Тем не менее, гликемический индекс может быть полезным при выборе источников углеводов, принимаемых до, во время и после тренировок.
1 грамм углеводов дает 4 калории. Взрослому человеку необходимо потреблять в сутки приблизительно 350 г углеводов. Источниками углеводов в питании служат сахар, который является почти чистым углеводом, рис, белый хлеб, мед, кондитерские изделия, сухие фрукты, изделия из белой муки, какао, картофель, виноград, свежие фрукты и овощи.
Белки (протеины). Белки животного и растительного происхождения выполняют в организме созидательную, защитную и энергетическую функции. Главная функция протеинов – обеспечение различных тканей организма (мышцы, сухожилия и др.) строительным материалом, а также выработка гемоглобина, ферментов, гормонов и антител. Помимо этого протеины могут служить источником энергии, когда другие источники (углеводы и жиры) недоступны в требуемых количествах.
В результате тренировок потребность в протеинах может возрастать. Происходит это по 3-м причинам: 1. Белки распадаются и используются как источник энергии. 2. Протеины необходимы как источник роста мышечной массы в ответ на повышенные нагрузки. 3. Протеины необходимы для восстановления организма после нагрузок (т.е. для восстановления различных тканей).
Минеральные соли. Они в разных количествах входят во все продукты. О жизненной ценности витаминов знают все, а вот роль минеральных веществ непонятна до конца даже ученым. Перед турнирами, когда атлеты стремятся максимально себя обезводить, они автоматически впадают в состояние минерального дефицита. Это положение усугубляет прием стероидов. Они мешают обмену кальция, фосфора и натрия. В свою очередь, это приводит к разрегуляции обмена калия. Нехватка калия мешает усвоению цинка, а нехватка цинка влечет за собой дефицит меди. Добавьте сюда диуретики, которые как раз и «выгоняют» воду за счет нарушения минерального обмена, и Вам станет ясно, почему атлеты теряют сознание прямо на подиуме.
Так же, как и витамины, которыми богаты фрукты и овощи, они должны быть широко представлены в пищевом рационе. Если человек недополучает с пищей какие-либо минеральные соли или витамины, то в его организме возникают серьезные нарушения.