Значение физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:29, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Работа содержит 1 файл

физра.docx

— 46.70 Кб (Скачать)

      Девушкам  при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.

         Девушкам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее чем через 8—10 месяцев. 
 
 
 
 
 
 

                  

                                           8) Самоконтроль

Самоконтроль  – это вид контроля, который  осуществляется самим занимающимся с целью оценки состояния здоровья, определения степени влияния физических нагрузок на организм (или какую-либо систему организма, например мышечную, сердечнососудистую).

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при  систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после  сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после  умеренных физических нагрузок также  должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении  самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных  нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных  занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение  дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и  методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также  следует отмечать случаи нарушение  режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной емкостью легких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем  тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Наибольший  эффект тренировочные занятия приносят в том случае, если они строятся методически правильно, когда задаваемая физическая нагрузка соответствует индивидуальным возможностям занимающихся.

Для рационального  планирования нагрузки тренировочной  и оздоровительной направленности, оценки ее эффективности необходимо использовать контроль за различными функциями, системами, физическими качествами, состоянем занимающихся.

Утомляемость  организма.

В физиологии утомление характеризуется изменением функций во время определенной деятельности, которая приводит к снижению работоспособности.

Такие изменения бывают вызваны тем, что  продолжительные и интенсивные  воздействия нагрузки повышают рабочее  возбуждение нервной системы  настолько, что клетки мозга подвергаются опасности повредиться. Возникающее запредельное или охранительное торможение нарушает протекание нервных процессов и регуляцию функциональных систем.

«Источник ощущения усталости помещают обыкновенно  в рабочие мышцы, я же помещаю  его, – говорил великий физиолог И.М. Сеченов, – исключительно в центральную нервную систему».

Сущность  реакции организма на различные  виды утомления не одинакова и  характеризуется локальным и  глобальным утомлением.

   Принципы эффективной тренировки – принцип доступности и индивидуальности.

Принцип доступности и индивидуальности предполагает соответствие объема движений и степени трудности в процессе обучения и тренировки, применения тренировочных средств и методов в связи с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и уровнем их подготовленности.

Доступными  следует считать нагрузки, ведущие  к укреплению и сохранению здоровья, помогающие улучшить или сохранить  достигнутый уровень. Основой принципа доступности является постепенность, которая характеризуется прогрессивным нарастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивать их объем и интенсивность.

Постепенность определяется последовательностью, регулярностью  и оптимальным чередованием нагрузок и отдыха.

Усложняя  упражнения, увеличивая длительность и интенсивность их, можно добиваться воздействия упражнений на организм занимающихся.

     Принципы эффективной тренировки – принципы всесторонности, сознательности и активности

Принципы  эффективной тренировки

При самостоятельных  занятиях основное внимание необходимо уделять выполнению правил (принципов), поскольку эти правила основаны на общепедагогических (дидактических) принципах:

- Сознательность  и активность;

- Всесторонность;

- Доступность,  постепенность и индивидуальность;

- Систематичность.

Сознательность  и активность предусматривают такое  построение и содержание тренировки, которые позволяют занимающимся понять роль и значение задач, средств и методов, применяемых в учебно-тренировочном процессе.

В реализации принципа сознательности и активности большую роль может сыграть теоретическая  подготовка.

Информация о работе Значение физической культуры