Паталого-анатомические изменения при бешенстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема борьбы с бешенством до настоящего времени остается одной из важнейших в мире. Особая опасность бешенства состоит в том, что до настоящего времени не найдено эффективных средств лечения уже развившегося болезнетворного процесса. Поэтому, больных бешенством животных, лечить запрещено, узаконено их немедленное уничтожение.

Содержание

Введение
I Обзор литературы
II Основная часть
2.1. Протокол вскрытия трупа животного
2.2. Эпикриз
III Заключение
IV Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бешенство.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

План

Введение

     I  Обзор литературы

     II Основная часть

    2.1. Протокол  вскрытия трупа животного

    2.2. Эпикриз

    III Заключение

    IV Список  литературы

    V  Приложение

      

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

          Бешенство    -    острая    инфекционная    болезнь,    вызываемая нейротропным вирусом.

Одна  из самых опасных и тяжелых  инфекционных болезней человека  и  животных. Протекает бешенство с  признаками  поражения  центральной  нервной  системы, характеризующимися  необычным  поведением,  непровоцируемой  агрессивностью, параличами (полиэниефаломиелитом).

       Болезнь у животных чаще всего  заканчивается смертью.

По оценке ряда исследователей это заболевание  относится к зоонозам, наносящим  наибольший экономический ущерб.

Ежегодно  в мире погибает от бешенства свыше 50 тысяч людей и более 1 миллиона животных. Сложная эпидемическая и эпизоотическая ситуация но бешенству наблюдается более чем в 110 странах мира. Ежегодно получают укусы и имеют контакты с подозреваемыми животными около 4 млн. млн. человек, Все страны мира несут значительный экономический ущерб из-за прямых потерь от гибели, уничтожения больных и подозреваемых в заражении бешенством животных, недополучении сельскохозяйственной продукции, приплода, затрат на проведение диагностических исследований, вынужденную и профилактическую вакцинацию.

       Проблема борьбы с бешенством  до настоящего времени остается  одной  из важнейших  в  мире.  Особая  опасность  бешенства  состоит  в  том,  что  до настоящего времени не найдено эффективных средств лечения  уже  развившегося болезнетворного  процесса.  Поэтому,  больных  бешенством  животных,  лечить запрещено, узаконено их немедленное уничтожение.

        Из  сказанного   видно,   какое   громадное   значение   приобретает

профилактика  бешенства - специфическая (вакцинация), а  так  же  меры  общей профилактики.

       Особое место проблема бешенства  занимает и  потому,  что   ежегодно  в

мире  от него погибает 3-6 тысяч животных. В  Иране  за  5  лет  подтверждено заболевание у 82 тысяч животных.       

  1. Обзор литературы

     Древняя история бешенства

     Издревле  бешенство связывалось собаками. Бешеные собаки, например, изображались в древнеегипетской живописи. Их боялись  – они несли смерть. В греческой  мифологии был даже бог бешенства  – Аристакс, сын Аполлона, а Артемида (у римлян – Диана) обладала даром излечивать ее.

     Один  из персонажей “Илиады” греческий  воин Теукр называет Гектора, сына царя Приама, бешеной собакой. Это самое  древнее в литературе упоминание о бешенстве, известном, однако, гораздо раньше.

     В работах Плутарха, Овидия, Вергилия мы находим подробное описание бешенства. Цельс, древнеримский врач, оставил  обширные медицинские наблюдения случаев  бешенства у своих рабов (100 г. до н.э.), в котором он впервые он указал на один из признаков болезни – водобоязнь (гидрофобию). Тогда же им были предложены методы, рекомендованные для профилактики заболевания после укусов: промывка ран, очищение ран от грязи, прижигание.

     Другой  древнеримский врач – Гален также  советовал прижигать рану. Прижигание считалось самым эффективным средством профилактики бешенства до открытия эпохи вакцинации – Луи Пастера.

     Древними  считалось, что болезнь передается червяком, живущим во рту под языком. Позднее Цельс, а также Донат, Диоскорид считали, что бешенство  передается через слюну больного животного, кокусавшего человека. И у многих народов существовало правило – делать надрез под языком против бешенства. Предположение о слюне как передатчике заболевания было подтверждено учеными XIX века.

     В XVIII веке известный патологоанатом Моргани утверждал, что и здоровые собаки могут передавать болезнь. Считалось также, что бешенство может передаваться через воздух, зараженный дыханием больных животных и людей. Этим объясняется возникновение жестоких обычаев, например, удушение больных между двумя матрасами, которые потом сжигались.

     Большую ясность в механизм передачи бешенства  внесли в 1804 г. опыты Усенке. Он сумел  заразить болезнью собак и кроликов, смазав ранки на их коже слюной бешеной  собаки. Так был установлен источник заражения.[2]

     История бешенства официально

     Большинство открытий, на которых базируются современные  знания, в частности, в области  биологии, были сделаны на рубеже 18-19 веков рядом великих ученых, которым  достались крест и честь стать  основателями целых научных направлений.

     Открытие  вакцины против бешенства – одно из величайших открытий медицины XIX века.

     Луи Пастер (Louis Pasteur), наряду с Эдвардом Дженнером, по праву считается основателем  вакцинологии, однако создание вакцин было лишь венцом его карьеры. Более того, было бы несправедливым по отношению к гению Пастера считать его только иммунологом, поскольку в течение своей жизни он сделал много открытий во многих смежных и даже не очень близких областях биологии.

     Последней и, безусловно, самой известной победой Пастера стала его работа по вакцинации против бешенства – инфекции, не поддававшейся в то время никакому контролю.

     В девятилетнем возрасте Пастер присутствовал  при “лечении” каленым железом  крестьянина, укушенного бешеной собакой. Крики этого несчастного много лет преследовали его. А в 1880 г., будучи уже известным ученым, он получил “подарок” от ветеринарного врача Пьера Бурреля – двух бешеных собак в металлических клетках – с просьбой заняться изучением болезни. Вскоре Буррель умер, заразившись бешенством. Эта трагедия подтолкнула Пастера к исследованиям.

     Главным помощником Пастера в этой работе, начатой в 1881 г., стал его сподвижник и близкий друг, химик и микробиолог  Эмиль Ру.

     В лабораторных условиях было абсолютно  точно доказано, что болезнь никогда самопроизвольно не возникает: возбудитель находится либо в слюне, либо в центральной нервной системе. Для культивирования вируса был выбран кролик. Ученый культивирует возбудитель в мозге кролика, перевивает болезнетворный материал от одного животного к другому, от умершего к живому. Наконец наступает самый ответственный этап – создание вакцины для предупреждения болезни.

     На  первом этапе Пастер и Ру научились  воспроизводить бешенство. Опыты по введению слюны больных животных здоровым животным не привели к стабильным результатам, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что максимальная концентрация вируса должна быть в нервной системе больных животных. Что и подтвердилось в новой серии опытов по введению вытяжки из спинного мозга умерших животных в головной мозг здоровых животных.

     На  следующем этапе ученым предстояло получить препарат, который бы именно защищал от болезни. В этой части  работы они ослабляли свойства вируса путем высушивания препаратов спинного мозга на воздухе в течение 12 дней в особой склянке, придуманной доктором Ру. Подопытным собакам вводили этот препарат, затем несколько раз вводили более заразные образцы, из материала, подвергавшегося высушиванию в течение меньшего времени. В конце собакам в головной мозг вводилась неослабленная вытяжка, но к тому времени они уже были невосприимчивы к инфекции.

     Казалось  бы, можно было праздновать победу, но Пастер боялся неудачи и, к тому же, ему никак не удавалось выделить возбудителя инфекции, что неудивительно, поскольку бешенство вызывает вирус, а в то время приборов для работы со столь малыми объектами не существовало. К тому же, метод Пастера должен был быть впервые испытанным на человеке. Ставки были как никогда высоки, и Пастер, к тому времени ставший публичной фигурой, испытывал большое давление со стороны, как почитателей, так и недругов. Дело доходило до демонстраций под окнами лаборатории Пастера с требованием прекратить эксперименты.

     Первые  испытания на людях не дали почвы  для выводов – первый пациент  получил всего одну инъекцию и  исчез, а вторым пациентом была девочка, у которой инфекция зашла уже слишком далеко, поэтому лечение не дало результатов, и она погибла. Здесь надо оговориться, - бешенство и по нынешний день остается неизлечимой болезнью. С момента, когда вирус попал в нервную систему, даже если это периферический нерв, иммунизация полностью неэффективна.

     В момент наивысших сомнений Пастеру  опять помог случай. 6 июля 1885 года в его лабораторию привели 9-летнего  мальчика Жозефа Мейстера. Он был настолько  искусан, что никто, включая его мать, не верил в выздоровление. Метод Пастера был последней соломинкой. История получила широкую огласку, и вакцинация Жозефа проходила при собрании публики и прессы. К счастью, мальчик полностью выздоровел, что принесло Пастеру поистине мировую славу и в его лабораторию потянулись пострадавшие от бешеных животных не только из Франции, но изо всей Европы и даже из России.

     Но  судьба распорядилась иначе. В неимоверных  мучениях от бешенства продолжали погибать люди. К ученому обратились обезумевшие  от горя матери детей, искусанных бешеными собаками и обреченных на гибель. Это были 9-ти летний Иосиф Мейстер и 14-ти летний Жан Батист Жюпиль (последнему на территории Института Пастера в Париже поставлен памятник, изображающий мальчика, храбро сражавшегося с бешеной собакой). Оба мальчика были спасены благодаря вакцинации, и это стало поистине выдающимся событием в истории медицины.

     Вслед за первыми пациентами, о которых  быстро распространился слух, к Пастеру  стали прибывать другие пострадавшие от укусов животных – из Франции, Англии, Австрии, Америки.

     В ноябре 1885 г у Пастера лечили русского офицера от бешенства. И что примечательно  с ним к Пастеру приезжал армейский  врач и перенимал опыт работы с  бешенством у Пастера.

     А 1 марта 1886 года он получил телеграмму из города Белый Смоленской губернии: “Двадцать человек укушены бешеным волком. Можно ли их прислать к Вам?”

     Трагедия  маленького уездного городка не была исключением для России, где эта  болезнь ежегодно уносила сотни  жизней. В старинных лечебниках находим разные методы борьбы с этим недугом – от заговоров до выжигания ран каленым железом. По этой проблеме есть работа выдающегося русского медика XVIII века Д.Самойловича “Нынешний способ лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызения бешеной собаки и от уязвления змеи” (1780). В XIX веке в газетах и медицинских журналах появляются совершенно фантастические рекомендации. Так, в “Правительственном вестнике” публиковалась статья “О лечении водобоязни русской баней”. Но эффективного средства против бешенства в России, как и в других странах, еще не было.

     Трагедия 20 смолян в общем потоке смертей, скорее всего, прошла бы незамеченной, не будь этой телеграммы. Л.Пастер ответил  незамедлительно: “Присылайте укушенных  немедленно в Париж”. Только на третий день после несчастья в Белом состоялось заседание городской Думы, выделившей 16000 рублей, остальные 300 рублей собрали по подписке. И еще двое суток пострадавшие ждали, когда их отправят в Париж в сопровождении врача…

     Л.Пастер с нетерпением ждал прибытия смолян. Истекал контрольный срок для введения вакцины. К тому же люди искусаны бешеным волком, не собакой. Подействует ли вакцина?

     Семнадцать  человек остались в живых. Но смерть троих, ставшая результатом волокиты с отправкой больных, вызвала поток нападок на Пастера. Началась клеветническая кампания. Ученый продолжал отстаивать свой метод. Из России прибыла еще одна группа из семи человек, укушенных бешеным волком, на этот раз из Орловской губернии. Пастер уже знал, что схема прививок таким больным должна быть иной. Ни один из прибывших орловцев не умер.

     Итог  за 1886 г.: более 2500 человек избежали смерти от бешенства благодаря антирабическим (от греч. “рабиес” – бешенство) прививкам. Пастеровские прививки были признаны во всем мире. Франция чествовала своего великого ученого. В 1888 г. на средства, собранные по подписке, открывается Институт Пастера (ставший спустя десятилетия международным центром микробиологических исследований). Люди многих стран собрали 2,5 млн. франков, выразив тем самым чувство глубокого уважения к ученому. Французские газеты отмечали: “Русское правительство пожертвовало на Институт Пастера 100000 франков, то есть по курсу 40000 золотых рублей”. Сообщалось также о награждении Л. Пастера орденом Анны I степени с бриллиантами.[16]

Информация о работе Паталого-анатомические изменения при бешенстве