Возбудитель сибирской язвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:24, реферат

Описание работы

Сибирская язва (Anthrax) — зооантропоноз. К ней восприимчивы животные многих видов, особенно травоядные, и человек. Инфекционный процесс протекает преимущественно остро с явлениями септицемии или с образованием различной величины карбункулов. Болезнь регистрируют в виде спорадических случаев, возможны энзоотии и даже эпизоотии. Название болезни «сибирская язва» предложил в 1789 г. С. С. Андриевский, который изучал ее на Урале и в Сибири.

Содержание

Введение
1. Морфология.
2. Культивирование
3. Биохимические свойства.
4. Токсинообразование
5. Антигенная структура
6. Устойчивость.
7. Патогенность.
8. Патогенез.
9. Лабораторная диагностика.
- Бактериоскопия.
- Посев на питательные среды.
- Биологическая проба.
- Идентификация бациллы антракса.
- Проба бактериофагом (лизабельность фагом).
- Иммунофлюоресцентный тест.
- Серологическое исследование
10. Иммунитет и средства специфической профилактики.
11. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реф.Сибирская язва.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 

 

Патогенез.

 

 

Бацилла антракса обладает выраженной инвазивно-стью и легко проникает  через царапины кожных покровов или  слизистых оболочек. Заражение животных происходит преимущественно алиментарно. Через поврежденную слизистую пищеварительного тракта микроб проникает в лимфатическую систему, а затем в кровь, где фагоцитируется и разносится по всему организму, фиксируясь в элементах лимфоидно-макрофагальной системы, по­сле чего снова мигрирует в кровь, обусловливая септицемию.

 

Размножаясь в организме, бацилла антракса синтезирует капсульный полипептид и выделяет экзотоксин. Капсульное вещество ингибирует опсонизацию, в то время как экзотоксин разрушает фагоциты, поражает центральную нервную систему, вызывает отек, возникает гипергликемию и повышается активность щелочной фосфатазы.

 

В терминальной фазе процесса в крови  снижается содержание кислорода  до уровня, несовместимого с жизнью. Резко нарушается метаболизм, развивается  вторичный шок и наступает  гибель животных.

 

Возбудитель сибирской язвы из организма  может выделяться с бронхиальной слизью, слюной, молоком, мочой и испражнениями.

 

 

Лабораторная  диагностика.

 

 

Для лабораторного исследования на сибирскую язву чаще всего направляют ухо павшего животного. Можно  взять кровь из надреза сосуда и нанести толстую каплю на предметное стекло. При вынужденном убое или подозрении на сибирскую язву во время вскрытия осторожно отбирают кусочки селезенки, печени, измененные лимфоузлы. От трупов свиней берут кусочки отечных тканей в области глотки и заглоточные лимфоузлы. Материал должен быть свежим: в разложившихся тканях бацилла антракса лизируется. Исследуют также пробы почвы, фуража, воды, шерсти и кожевенно-мехового сырья; объектами для серологического исследования по реакции преципитации служат пробы кожевенно-мехового сырья и разложившиеся ткани.

 

Исследование проводят по схеме: микроскопия  мазков, выделение и изучение свойств  чистой культуры, биопроба на лабораторных животных, при необходимости серологические исследования — реакция преципитации и иммунофлюоресцентный анализ.

 

 

 

 

Бактериоскопия.

 

 

Из патологического материала  для микроскопии готовят мазки, часть красят по Граму и обязательно  на капсулы по Михчну, Ребигеру, Ольту  и др. Важным диагностическим признаком  является обнаружение типичных по морфо­логии  капсульных палочек.

 

Посев на питательные среды. Исходный материал засевают в МПБ и на МПА (рН 7,2—7,6), инкубируют посевы при температуре 37 °С в течение 18—24 ч, при отсутствии роста их выдерживают в термостате еще 2 сут. Культуры просматривают, определяют их типичность, готовят препараты, микроскопируют. В мазках из культур обнаруживают бескапсульные палочки и споры.

 

Биологическая проба. Осуществляется на белых мышах, морских свинках, кроликах, одновременно с посевом  материала на питательные среды. Белых мышей заражают подкожно в заднюю часть спины (по 0,1—0,2 мл), морских свинок и кроликов — под кожу в область живота (по 0,5—1,0 мл). Мыши погибают через 1—2 сут, морские свинки и кролики — через 2-—4 сут. Павших животных вскрывают, делают мазки и посевы из крови сердца, селезенки, печени и инфильтрата на месте инъекции исследуемого материала.

 

Идентификация бациллы антракса. В  природе существует ряд видов  аэробных споровых сибирсязвенноподобных  сапрофитов. К ним относят: B.cereus, B.megaterium, B.mycoides и B.subtilis. Так как они по морфологии и культуральным признакам во многом сходны с бациллой антракса, то часто при лабораторных исследованиях возникает необходимость решить вопрос: выделена культура возбудителя сибирской язвы или подобного ему сапрофита?

 

Идентификацию и дифференциацию культуры проводят на основании главных и дополнительных признаков. К первым относятся патогенность, капсулообразованис, тест „жемчужного ожерелья", лизабельность фагом, иммунофлюоресцентный тест. Дополнительными являются неподвижность, отсутствие гемолиза, лецитиназная активность, образование фосфатазы.

 

Бацилла антракса патогенна для  лабораторных животных, сибиреязвенноподобные  сапрофиты не вызывают их гибель, за исключением B.cereus, которая может  убить белых мышей при внутрибрюшинном заражении. Массивную с четкими контурами капсулу в организме образует только возбудитель сибирской язвы.

 

Тест „жемчугового ожерелья" (предложили в 1953 г. Иснссн и Клеемейер) основан  на подавлении пенициллином синтеза  клеточной стенки бациллы антракса и образовании сферопластов. Испытуемую трехчасовую бульонную культуру высевают на МПА в чашки Петри: в первой чашке содержится 0,5, во второй — 0,05 ЕД пенициллина на 1 мл среды, третья — контрольная. Посевы инкубируют 3 ч при температуре 37 0С. На агаре с пенициллином бацилла антракса растет в виде цепочек, состоящих из шарообразных форм, напоминающих ожерелье из жемчуга. Сибирсязвснноподобные сапрофиты на агаре с пенициллином этого феномена не дают.

 

 

Проба бактериофагом (лизабельность  фагом).

 

 

Сибиреязвенный фаг, взаимодействуя с гомологичной культурой, вызывает ее лизис. Эта реакция высокоспецифична, и ее применяют для идентификации бациллы антракса, а также дифференциации ее от ложносибиреязвенных бацилл. В качестве индикаторных у нас в стране выпускают два штамма фагов: «К» ВИЭВ и «Гамма» МВА. Разработаны пробирочный метод, микрометод и реакция нарастания титра фага.

 

Иммунофлюоресцентный  тест.

 

 

 Идентификация возбудителя  сибирской язвы при помощи  флюоресцирующих антител — ориентировочный  метод и требует дополнительного изучения вирулентности, капсулообразования, фагочувствительности.

 

Подвижность устанавливается микроскопически  или путем посева культуры уколом в столбик 0,3 %-ного агара. Неподвижные  культуры растут только по ходу укола, подвижные — дают диффузный рост.

 

Возбудитель сибирской язвы неподвижен, многие спорообразующие аэробные сапрофиты  подвижны.

 

Гемолитическая активность не может  быть надежным критерием дифференциации бациллы антракса, как правило, эта  бактерия не гемолизирует эритроциты барана или же лизирует их очень медленно, но этот признак у разных штаммов вариабелен.

 

Лецитиназная активность у возбудителя  сибирской язвы низкая: этот микроб или очень медленно свертывает, или  вообще не свертывает желток куриного яйца. B.cereus интенсивно синтезирует лецитиназу и вызывает свертывание желтка через 6—10 ч. Не образует бацилла антракса и фосфатазу, в то время как сапрофитные споровые аэробы ее продуцируют.

 

Серологическое  исследование.

 

 

Для обнаружения сибиреязвенных антигенов  применяют реакцию преципитации по Асколи. Эту реакцию используют для исследования на сибирскую язву кожевенного и мехового сырья, загнившего патологического материала, в котором происходит лизис бациллы антракса, а также для исследования свежего патологического материала и серологической идентификации выделенных культур. Реакция преципитации по Асколи — достоверный и широко применяемый в практике тест серологической диагностики сибирской язвы. В качестве серологического теста, главным образом для изучения антигенного спектра бациллы антракса, применяют реакцию диффузионной преципитации (РДП).

 

Для выявления свежих случаев и  ретроспективной диагностики сибирской  язвы у человека предложен аллерген антраксин (Э. Н. Шляхов, 1961). Им выявляют и специфическую поствакцинальную сенсибилизацию у сельскохозяйственных животных. Лучшие результаты получены у крупного рогатого скота и овец.

 

 

Иммунитет и  средства специфической профилактики.

 

 

Соматический полисахарид и  капсульный полипептид глутаминовой кислоты  бациллы антракса не способны обусловить синтез защитных антител. Эту функцию у бациллы антракса выполняет протективный антиген: будучи одним из факторов патогенности, он обусловливает формирование иммунитета к этой инфекции по типу антитоксического.

 

В настоящее время защитные антитела обнаружены при помощи РСК, РДП и непрямого варианта метода флюоресци­рующих антител в сыворотках животных, вакцинированных сибиреязвенным протектииным антигеном или живыми споровыми вакцинами.

 

Переболевание животного сибирской  язвой или же его вакцинация сопровождается развитием гиперчувствительности замедленного типа. Аллергенной активностью обладают фракции бациллы антракса с преимущественным содержанием белка.

 

В результате естественного заражения  и переболевания сибирской язвы у животных возникает длительный иммунитет.

 

Активная защита животных от сибирской  язвы путем вакцинации — надежное средство профилактики данного заболевания. С этой целью применяют живые  споровые сибиреязвенные вакцины.

 

Н. Н. Гинсбург в 1940 г. селекционировал  из культуры вирулентного штамма «Красная Нива» на свернутой нормальной сыворотке лошади вакцинный бескапсульный отекообразующий мутант СТИ-1. С 1942 г. вакцину, приготовленную из этого варианта, стали использовать для профилактики сибирской язвы животных, она быстро зарекомендовала себя как высокоиммунный препарат и получила название вакцины СТИ. В настоящее время эту вакцину в споровой форме применяют для вакцинации животных против сибирской язвы. Иммунитет наступает через 10 дней и длится не менее 12 мес.

 

Предложена новая вакцина против сибирской язвы из штамма № 55, которая  выпускается в жидком и лиофилизированном  виде из бескапсульного авирулентного  штамма № 55 в споровой форме. Вакцину  вводят однократно подкожно, начиная  с 3-месячного возраста животных. Иммунитет наступает через 10 дней и сохра­няется не менее 1 года.

 

Для лечения и пассивной профилактики применяют противосибиреязвенную  сыворотку и глобулин. Иммунитет  наступает через несколько часов  и сохраняется до 14 дней.

 

Опасность заражения  людей существует, поэтому вакцинации подлежат лица, по роду деятельности подвергающиеся риску заражения в процессе манипуляций с материалами, подозрительными на обсемененность возбудителем, или при работе с культурами возбудителя сибирской язвы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емцев  В.Т., Мишустин Е.Н.«Микробиология. 7-е  изд., стер» 2008

2.  Н.А. Радчук Ветеринарная микробиология и иммунология. М: Агропромиздат, 2005.

3.  Я.В. Коляков. Ветеринарная микробиология. М: Колос. 2001.

4.  Н.Р. Асонов Микробиология. М: Агропромиздат, 2004.




Информация о работе Возбудитель сибирской язвы