Лекции по "Водному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:04, курс лекций

Описание работы

Понятие и сущность водного права
Понятие и система источников водного права
Особенности правовой охраны вод и субъективных водных прав
Основные проблемы реализации и охраны субъективных водных прав
Проблемы ответственности за нарушения водного законодательства Республики Казахстан

Работа содержит 1 файл

водный кодексWord.docx

— 30.30 Кб (Скачать)
      1. Административная ответственность за водные правонарушения наступает по нормам административного законодательства Республики Казахстан. Хотя перечень административных правонарушений предусмотрен и в ст.139 Водного кодекса Республики Казахстан,  меры административных взысканий указаны только в КоАП РК.
      2. Административная ответственность за водные правонарушения распространяется как на физических, так и на юридических лиц, в отличие от уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности. Это является очень важным моментом, так как основными загрязнителями являются предприятия – юридические лица.

    4) К административной ответственности  за водные правонарушения виновных  привлекают многочисленные органы  государства (их должностные лица), но не все, а только определенные  Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

    5) Определенный перечень применяемых к виновным административных взысканий. Не весь спектр административных взысканий используется к нарушителям водного законодательства. По статьям, предусматривающим административную ответственность за водные правонарушения, используются лишь предупреждение (ст.278, 281), штраф с принудительным сносом незаконно возведенного строения (ч.1 ст.278), штраф (по всем остальным статьям).

    6) Особое административно-процессуальное  производство, характеризующееся оперативностью, быстротой, упрощенностью. 

    7) Отсутствие трудовых или служебных  взаимосвязей между правоприменяющими  органами (должностными лицами)  и правонарушителями.

    8) Менее суровые по сравнению  с уголовными санкции. Применение  административных взысканий не  влечет уголовной судимости, не  ограничивает виновных в свободе  перемещения, передвижения, права  занимать определенные должности,  не лишает их личной свободы.

    9) Выполнение функции предупреждения  экологической преступности. Любой  вид ответственности носит превентивный, профилактический характер, но в  данном случае привлечение к  административной ответственности  за водное правонарушение имеет  значение для предупреждения  экологических преступлений.

    Обеспокоенность вызывает состояние реализации уголовной  ответственности за нарушение водного  законодательства. Статьи, предусматривающие  уголовную ответственность за водные преступления являются наименее востребованными: так, за 2002-2007 гг. было зарегистрировано всего 3 уголовных дела по ст. 281 «Загрязнение, засорение и истощение вод» и 1 уголовное дело по ст. 283 «Загрязнение морской среды». Эти данные говорят о высокой латентности по преступным посягательствам на воды в Республике Казахстан. Ни одного дела по данным статьям не было зарегистрировано в 2009 году.

    Неблагополучие  в данной области связано не только с объективными причинами, например, такими как латентность, «неочевидность»  данного вида преступления, но большей  частью причинами субъективного  характера (отсутствием координации  действий природоохранительных и правоохранительных органов, игнорированием экологических  дел в общей массе рассматриваемых  правоохранительными органами преступлений, малоэффективностью контрольно-надзорной  деятельности).

    Неудовлетворительная  практика применения ст. 281 «Загрязнение, засорение и истощение вод» и  ст. 283 «Загрязнение морской среды» также связана с несовершенством уголовного законодательства Республики Казахстан в данной области и отсутствием уголовной ответственности юридических лиц за водные преступления. Определенные затруднения вызывает и отсутствие в законодательстве определения «экологическое преступление».

    Уголовная ответственность за водные преступления отличается от других видов юридической ответственности следующими характерными чертами:

    1. Основанием возникновения. В его качестве выступает водное преступление – совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на правопорядок в области использования и охраны вод, причиняющее либо создающее реальную угрозу причинения вреда водному объекту либо правам и интересам физических и юридических лиц в области использования и охраны вод, и запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

    2. Субъектом применения – только  судом  и тем, что она возлагается  от имени государства и по  обвинительному приговору суда.

    3. Процедурой возложения – в  порядке уголовно-процессуального  производства.

    4. Субъектом, на которого она  возлагается – только на физическое  лицо.

    5.  Возложением судимости.

    Рассматривая  гражданско-правовую ответственность  за нарушение водного законодательства, автор констатирует, что недостатком  водного законодательства Республики Казахстан является практическое отсутствие в Водном кодексе Республики Казахстан статей о гражданско-правовой ответственности за водные правонарушения. Так, в действующем Водном кодексе Республики Казахстан от 9 июля 2003 года имеется только общая отсылочная статья 140 «Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда», в которой сказано, что лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

    Однако  практически во всех экологических  законах обязательно имеется  хоть одна статья, посвященная возмещению ущерба. В ранее действовавшем  Водном кодексе Республики Казахстан от 31 марта 1993 года также имелась отдельная статья 121 «Возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства», где было сказано, что юридические лица и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

    Единственной  статьей, в которой есть упоминание о возмещении ущерба, – это ст. 138 «Возврат самовольно захваченных  водных объектов и водохозяйственных  сооружений» Водного кодекса Республики Казахстан: самовольно захваченные водные объекты и водохозяйственные сооружения возвращаются по их принадлежности с возмещением вреда, причиненного нарушением водного законодательства Республики Казахстан за время незаконного пользования.

    Таким образом, нормы о возмещении ущерба, закрепленные в Водном кодексе РК, конкретизируют гражданско-правовую ответственность  лишь за один вид водных правонарушений – самовольный захват водных объектов, что считаем недостаточным для кодифицированного нормативного правового акта прямого действия.

    Гражданско-правовая ответственность за водные правонарушения имеет свои специфические особенности, вытекающие из предмета и метода гражданско-правового  регулирования:

    1. Имущественное содержание.

    2. В большинстве случаев при  нарушении водных прав имущественные  санкции, применяемые к правонарушителю,  срабатывают в пользу потерпевшей  стороны. Именно она получает  взыскиваемые суммы. Это отличает  гражданско-правовую от  уголовной,  административной, где определенные  суммы (например, в виде штрафа) взыскиваются в доход государства. 

    3. Целью гражданско-правовой ответственности  является восстановление нарушенных  прав потерпевшего, в связи с  чем, гражданско-правовая ответственность  носит восстановительный и компенсационный  характер. При этом она может  выражаться не только в денежной  сумме, но и в натуральной. 

    4. Предусмотрена нормами гражданского  законодательства.

    5. Реализуется в порядке гражданского  судопроизводства.

    Материальная  ответственность за нарушения водного  законодательства является не менее  важным правовым субинститутом юридической  ответственности за водные правонарушения. Хотя ее возможности ограничены и  с ее помощью невозможно покрыть  ущерб, причиняемый водным объектам, но она выполняет воспитательную функцию в отношении нарушителей  водного законодательства.

    Отличительной особенностью материальной ответственности  за водные правонарушения является то, что она наступает по общему правилу  при следующих обязательных условиях:

    1) противоправности поведения нарушителя;

    2) прямом действительном ущербе  водным объектам;

    3) причинной связи между противоправным  поведением и наступившим вредом;

    4) виновности причинителя вреда  при любой форме вины (умышленной  или неосторожной), которая может  повлиять лишь на размер возмещения  ущерба.

    Материальная  ответственность за нарушения водного  законодательства похожа на гражданско-правовую, но отличается следующими признаками: 1) предусмотрена нормами трудового  законодательства; 2) нарушителями являются работники предприятий и организаций, совершившие водные правонарушения в процессе выполнения своих трудовых обязанностей; 3) применяется работодателями по отношению к своим работникам во внесудебном порядке.

    По  мнению диссертанта, при привлечении  к ответственности за водные правонарушения возможности материальной ответственности  используются не в полной мере. Взимание административных штрафов с промышленных предприятий, являющихся постоянными нарушителями водного законодательства, не дает прочувствовать руководителям данных предприятий своей вины и ответственности за деятельность предприятия. Однако одновременное привлечение их к материальной ответственности может заставить руководителей предприятий более ответственно подходить к вопросам охраны окружающей среды на предприятии.

    Дисциплинарная  ответственность представляет собой  обязанность правонарушителя, совершившего водный проступок в связи со своей  трудовой, служебной и иной деятельностью, претерпевать неблагоприятные последствия  личного, организационного характера.

    Предполагается, что основанием для наложения  мер дисциплинарного взыскания  должна служить справка территориальных  органов охраны окружающей природной  среды о состоянии выполнения мероприятий по охране природной  среды и степени соблюдения экологического  законодательства за соответствующий  период.

    Процедура применения дисциплинарной ответственности  за экологические, в том числе  водные проступки значительно упрощена по сравнению с другими видами юридической ответственности: достаточно иметь объяснение нарушителя по существу совершенного им проступка.

    Особенности дисциплинарной ответственности проявляются  в следующем:

    1) основанием ее является дисциплинарный  проступок;

    2) за проступок предусмотрены специальные  меры воздействия на правонарушителей  – дисциплинарные взыскания;

    3) взыскания применяются в порядке  подчиненности уполномоченными  органами (должностными лицами).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Водному праву"