Горное право. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:15, курс лекций

Описание работы

9 тем.

Работа содержит 1 файл

Все лекции_1-9.docx

— 177.51 Кб (Скачать)

  План  лекции №1:

  Часть 1

  1. Предмет Горного права:

  Право как юридическая категория является инструментом регулирования определенных видов общественных отношений, возникающих  в определенной сфере жизни общества между людьми и их общностями.

  Каждый  вид отношений регулируют нормы  определенной отрасли права, совокупность которых образует систему права.

  Горное  право – это  одно из отраслей права!

  Предметом отрасли права является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права.

  В Горном праве такими правоотношениями являются отношения между государством и пользователем недр в процессе использования пользователем полезных свойств (ресурсов) недр.

  1. Субъекты Горного права:

  Субъекты  права – участники правоотношений (физическое или юридическое лицо, или иное образование, например органы гос. власти), между кем складываются и возникают отношения в определенной сфере жизни общества.

  В горном праве отношения  возникают между:

  • Федеральные органы государственной власти;
  • Органы государственной власти субъектов РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, включая юридические лица, созданные по российскому  законодательству.
  1. Объектами отношений недропользования являются участки недр и права на их территории.
  1. Отношения, возникающие в процессе недропользования.

  В соответствии с законом РФ «О недрах»  это отношения, возникающие в  связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также  в связи с использованием отходов  горнодобывающего и связанных с  ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических  минеральных ресурсов, включая подземные  воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

  1. Метод горного права.

  Метод отрасли права  – способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. отношений в сфере недропользования.

  Методы  правого регулирования подразделяются на: императивные и депозитивные.

  В недропользовании преобладают императивные методы правого регулирования, которые предусматривают осуществление властного воздействия на участников общественных отношений (власть и подчинение – этот метод характерен для административного и уголовного права).

  Диспозитивные методы – представляют собой способы регулирования отношений, возникающих между равноправными сторонами (этот метод характерен для гражданского права).

  1. Недра как юридическое понятие и как объект правоотношений.

  Юридическое определение термина «недра»  закрепленного в преамбуле Закона РФ «О недрах»:

  «Недра  – это часть  земной коры, расположенной  ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности  и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных  для геологического изучения и освоения».

  В зарубежном законодательстве – недра  не ограничены земной корой, а распространяются до центра земной сферы в виде конуса.

  Правоотношения  распространяются не по отношению ко всем недрам, а только к полезной их части, которую можно использовать:

  • Полезным ископаемым;
  • Геотермальной энергии;
  • Искусственным и естественным полостям;
  1. Источники Горного права.

  Источник  права – форма закрепления или внешнего выражения правовых норм: через что эти нормы выражаются и доносятся до общества.

  Источниками Горного права  – являются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Источники Горного права образуют систему правового регулирования недропользования.

  Источники классифицируются:

  • по юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты;
  • по сфере действия: федеральные, субъектов и местного самоуправления;
  • по видам государственной власти;
  • по другим факторам: виды пользования, виды полезных ископаемых и тд.
  1. Конституцией РФ (основной закон):
  • Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (пункт «в» стати 72 Конституции РФ);
  • Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 4,15,76 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории РФ;
  • Органы местного самоуправления также вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующих законодательством полномочий.
  1. Федеральные законы РФ:
  • Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1;
  • Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995г. №187-ФЗ;
  • Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998г. №41-ФЗ.

  Также отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях,  Уголовного кодекса, Федеральных Законов «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об геологической экспертизе» и др. законов, регулируют отношения в сфере недропользования.

  1. Указы и распоряжения президента РФ;
  2. Постановления Правительства РФ;
  3. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  4. Законами субъектов РФ;
  5. Нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  6. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  7. Международными договорами РФ (имеют приоритет перед национальным законодательством);
  8. Нормативные акты судебных властей.

  Административные  регламенты:

  Административный  регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФИОВ, порядок взаимодействия между его структурными и подразделениями и должностными лицами,  а также взаимодействие ФИОВ с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении гос.услуги): регламент действий ФИОВ при предоставлении им гос.услуг.

  Административные  регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к  сфере деятельности которых относится  исполнение соответствующей гос.функции (предоставление гос.услуги), на основе федеральных законов, НПА Президента РФ и Правительства РФ.

  Современное российской законодательство о недрах является одной из отраслей национального  законодательства и отражает федеральное  устройство российского государства, имеет двухуровневую структуру: федеральное законодательство и  законодательств субъектов РФ.

  Государственное управление отношениями недропользования в России осуществляется:

  • Президентом РФ;
  • Правительством РФ;
  • Федеральными органами исполнительной власти РФ (ФОИВ);
  • Органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции;
  • Органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

  В источниках горного права сформулированы основные принципы недропользования в  РФ:

  • Совместное ведение РФ и субъектов РФ по вопросам пользования недрами;
  • Государственная собственность на недра и любая на добытую продукцию;
  • Рациональное использование и охрана недр;
  • Срочность пользования недрами;
  • Платность пользования недрами.

  Часть 2

  История правового регулирования пользования  недрами на территории Российского  государства уходит глубоко в  историю, но при этом оно возникает  значительно позднее, чем горный промысел и горное производство.

  Деятельность  по добыче и последующей обработке  полезных ископаемых развивалась в  России достаточно динамично, однако лишь в средние века в нашем государстве  одновременно со странами феодальной Европы начинает формироваться законодательство, регулирующее отношения недропользования.

  Историю развития горного  права в России можно подразделить на 3 этапа, каждый их которых соответствует  периоду действия определенного законодательного акта.

  1. Горное право периода Российской Империи (1700-1917гг).

  Этому времени соответствует действие первых указов о горном праве, таких  как указ «Об учреждении приказа  Рудокопных дел», а также  Горного  Устава Российской Империи. Формально  он начинается с 1700 года и заканчивается  в 1917 году.

  1. Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг).

  В этот период были приняты Декрет «О недрах земли», Горное положение СССР в 1927 г и «основы законодательства СССР и Союзных Республик о  недрах».

  1. Современное законодательство о недрах (начиная с 1992г).

  Берет начало с принятия Закона РФ «О недрах»  и идёт по настоящее время.

  Горное  право периода  Российской Империи (1700-1917гг).

  24 августа 1700 года  - издан именной указ «Об утверждении Приказа Рудокопных Дел». С этой даты начинается трехсотлетняя история развития Горного права в России. Именным указом Петра I «Об утверждении Приказа Рудокопных Дел», в России было установлено централизованное управление рудосыскными делами.

  10 декабря 1719 г  – издана Бег Привилегии Петра I «Об учреждении Берг Коллегии и о свободе рудосыскного предпринимательства».

  1. Берг Привилегией устанавливалось централизованное управление поисками, разведкой, добычей полезных ископаемых.
  2. Провозглашалась горная регалия, т.е. исключительная гос.собственность на недра, и горная свобода, которая подразумевала права первооткрывателя месторождения на его разработку.
  3. Стремление власти максимально оперативно вовлечь в эксплуатацию открытые месторождения полезных ископаемых нашло свое воплощение в принципе равного доступа к открытому месторождению вне зависимости обладания правом собственности на земельный участок.
  4. Нормами Берг - Привилегии регламентировался порядок получения государственных разрешений на строительство рудоперерабатывающих заводов.
  5. Берг – Привилегией предусматривались значительные субсидии и различного вида льготы за обнаружение месторождения полезного ископаемого.
  6. Устанавливалось приоритетное право государства на покупку золота, серебра, меди и селитры.
  7. Нормами Берг – Привилегии определялись предельные размеры участков недр предоставляемых в пользование.
  8. Устанавливаются санкции за не объявление об обнаружении полезного ископаемого. Лица, не объявившие о своей находке, приравнивались к «врагам общенародной пользы», лишались всего имущества, подвергались телесным наказаниям, вплоть до смертной казни.

Информация о работе Горное право. Лекции