Контрольная работа по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.
Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по зоопсихологии_Зоопсихология.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

12. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ  НАУЧЕНИЯ 

Торп выделяет научение неассоциативное  и ассоциативное.

К неассоцативному относят  привыкание, характерное для всех животных, от одноклеточных до человека. При ассоциативном научении образуется ассоциативная связь между двумя  психическими явлениями.

Выделяют классическое обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное научение (научение путем проб и ошибок), инсайт и  импринтинг. При оперантном научении образуется ассоциативная связь  между действием и результатом, при этом животное активно, совершает  действия по своей воле; его изучал Скиннер.

Латентное, или скрытое, научение исследовал и пытался объяснять  Толмен, наблюдая за крысами в лабиринте. В основе этого вида научения лежит  исследовательская мотивация. В  ходе исследовательского поведения  строится то, что Толмен назвал когнитивной  картой. У животного формируется  психический образ компонентов  среды и собственных действий в среде. После этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. Кроме этих ситуаций, латентное  научение происходит у детенышей  зверей и детей в процессе игры.

Инсайт — высшая форма  научение, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекам, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное остается неподвижным  и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после  чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между  компонентами среды.

Другие классификации:

ф подразделение на облигатное, или видовое (прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни) и  факультативное научение

ф самостоятельное и имитационное и т.д.

Савельев, "Введение в  зоопсихологию": книжка плохая, сравнение  НС животных (как уровень НС определяет уровень психического развития) заслуживает  внимания.

13. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  КОММУНИКАЦИИ 

ВЫСШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ 

Коммуникация определяется по-разному различными специалистами. Хайнд выделял два ее аспекта: намеренность (направленность) и адаптированность.

Разные представители  разных поведенческих школ понимают разные коммуникативные сигналы. Социобиологи изучают все способы влияния, которыми один партнер определяет поведение  другого. Эволюционисты (этологи) ис-следуют  только адаптивные аспекты поведения, сформировавшиеся в процессе эволюции для передачи сообщений, правила  взаимодействия с окружающим миром. Сравнительные психологи (изучающие  когнитивные процессы) интересуются направленностью сигнала, механизмами  усиления и однозначности сигналов, коммуникации вообще.

Первая, классическая, теория коммуникации животных была предложена это-логами; К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш получили за исследование коммуникации Нобелевскую премию. Этологи, говоря о поведении животных в приро-де, утверждали, что каждый вид поведения  создается взаимодействием со средой; поведение развивается в эволюции и передается генетически 

Поведение — любое внешнее  проявление жизнедеятельности организма. Поведенческий поток — очень  сложная, многопараметрическая система. Для анализа поведения, нужно  выделить его единицу. Каждая школа  по-разному отнеслась к этой проблеме. Этологи выделили фиксированный  акт действия (ФАП), стереотипный элемент. Он всегда легко распознается и проявляется  в строго определенных ситуациях, в  основном — при взаимодействии с  партнером. Демонстрация ФАП проявляется  на определенный преувеличенный раздражитель — релизор (специфический сигнальный стимул).

Движения отличаются особыми  признаками:

1. Движение всегда преувеличено, демонстративно, ригидно. 

2. Движение строго стереотипно,  фиксировано количество элементов. 

3. Все движения обязательно  повторяются, они ритмичны и  выстраиваются в цепочку действий  — демонстрацию.

Ритуализация — процесс  превращения в эволюции любого повседневного  движения в демонстрацию ФАП. Любое  повседневное движение может ритуализироваться. Признаки ритуализации: движение стереотипно, преувеличена форма и повторения.

По теории середины 20 века, кибернетика+зоология, коммуникация —  обмен дискретными сигналами. Кибернетики  предложили количественные оценки коммуникации. В теории информации (Шеннон) бит  — информация, которая заложена в сообщении о случайном событии, имеющем два исхода: "да" и "нет". Этологи составили этограмму  — таблицу поведения животного  с точ-ки зрения "да-нет". Итак, весь коммуникационный процесс был  разбит на дискретные элементы (ФАП) и  по частоте встречаемости подсчитывалась вероятность появления этого  элемента.

Этологическая концепция  долгое время являлась самой популярной, но в 70х годах возник кризис. В  настоящее время самой распространенной стала эпигенетическая теория коммуникации: поведение — результат взаимодействия врожденных и приобретенных компонентов. Наиболее типичный для этого направления  объект наблюдения — пение птиц. Их песни сложно построены, в них  много связей с языком человека, выделяют метафоры. Например, н коммуникации песня зяблика состоит из нот  — последовательностей элементов, которые заканчиваются финальным "росчерком". Цепь нот включает силлаблы, образованные сериями нот.


Информация о работе Контрольная работа по "Зоопсихологии"