Приручение и дрессировка животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Дрессировка является более сложным процессом, чем простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях. Процесс дрессировки не сводится к простой выработке условных рефлексов, а является сложным комплексным обучением, основанным на совершенствовании и видоизменении врожденной основы психической деятельности.

Содержание

Введение 3
Приручение и дрессировка животных 4-14
Теория и методы дрессировки 14-16
Способы дрессировки. 17-18
Способы имитационной формы научения 18-22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

Сибирский независимый  институт(СНИ)

Факультет Психологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Приручение и дрессировка животных

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса группы ПЗ-106

Факультета  психологии

Заочного  отделения

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Г.Новосибирск 2012г

Содержание

Введение                                                                      3

Приручение и дрессировка животных                 4-14

Теория и методы дрессировки                             14-16

Способы дрессировки.                                             17-18

Способы имитационной формы научения         18-22

Заключение                                                                 23

Список литературы                                                   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все домашние и дикие животные, вовлеченные в сферу деятельности человека, в большей или меньшей  степени подвергаются дрессировке. Современная теория дрессировки  основывается на данных многих психологических  и физиологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется  значению мотиваций, потребностей и  эмоций в поведении, а также разнообразным  формам обучения. Дрессировка является более сложным процессом, чем  простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий  репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми  в заданных дрессировщиком условиях. Процесс дрессировки не сводится к простой выработке условных рефлексов, а является сложным комплексным  обучением, основанным на совершенствовании  и видоизменении врожденной основы психической деятельности. В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки, фактически создаются  новые формы и программы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приручение  и дрессировка животных

 

   Поймав дикое животное, человек постепенно добивается того, что оно перестает бояться его, привыкает к нему и даже по-своему выражает свою привязанность. Лиса, например, виляет хвостом, подскакивает, издает призывный крик, пытается ласково потереться о ногу своего хозяина. Такое животное мы называем прирученным.

   Человек, приручающий животное, должен сам ухаживать за ним: кормить, поить, чистить его помещение. Обращаться с животным надо ласково, говорить спокойным и тихим голосом, без крика. Нельзя делать резких, пугающих зверя движений. Полезно бывает приласкать животное, погладить его и т. д. Очень помогают приручению прогулки с животным и, главное, совместные игры. Надо научиться подмечать в игре наиболее характерные особенности поведения животного, движения и действия, свойственные только ему. Все это имеет особенно большое значение для дрессировки.

    Дрессировка может начинаться только после полного приручения животного. «Дрессировка» — слово французского происхождения. Дрессировать — значит обучать животное. Глядя на некоторые действия дрессированных животных, можно подумать, что у них есть разум. Иногда даже кажется, что они понимают речь человека. Выдрессировать животное — это значит выработать у него условные рефлексы, т. е. привычку отвечать на тот или иной сигнал человека определенным действием. Животное выполняет такое действие потому, что получает за это корм или же избегает наказания за неподчинение человеку.

    Допустим, вы решили выдрессировать собаку, т. е. выработать у нее условный рефлекс садиться по вашему приказанию, причем вы решили сделать это с помощью вкусного корма — сахара. Вы берете кусочек сахара и сначала только показываете его собаке, стоящей перед вами в обычной позе на четырех лапах. Потом громким голосом приказываете: «Сидеть!» Повторяя этот приказ, вы держите сахар на таком уровне от глаз собаки, чтобы она, следуя за ним глазами, невольно села. Как только собака сядет, вы тут же даете ей сахар. Такие действия в дрессировке называются наталкиванием. После многократного повторения такого приема у собаки устанавливается условный рефлекс: по команде «сидеть» она будет садиться, чтобы получить сахар. Длительность дрессировки зависит от вашего умения и от способности собаки. Если вы добились, что собака четко выполняет ваш приказ, — значит, дрессировка закончена, т. е. у животного выработался условный рефлекс — отвечать определенным движением на словесный сигнал. Собака будет садиться до тех пор, пока вы подкрепляете ее движения сахаром или другим каким-нибудь вознаграждением. Как только вы перестанете это делать, выработанный у собаки условный рефлекс постепенно начнет тормозиться и вскоре погаснет совсем. Как бы ни был сложен «номер», выработанный у животного дрессировкой, в основе его всегда лежат условные рефлексы.

    Условный рефлекс у животного можно выработать и закрепить не только с помощью корма. Все знают, что стоит возчику крикнуть лошади: «Нн-о!», как она трогается с места. Это «Нн-о!» — для лошади сигнал к движению. Если бы человек, начав приучать лошадь к езде, только кричал:     «Нн-о!», не ударял при этом ее кнутом или вожжами, она не стала бы бежать. Только частые повторения «Нн-о!» с обязательными одновременными ударами кнута выработали у лошади такой условный рефлекс. Она стала двигаться с места при одном только возгласе «Нн-о!». Движение вперед избавляет ее от удара, причиняющего боль.

    Основоположником гуманной, или русской, школы дрессировки животных был всемирно известный дрессировщик Владимир Леонидович Дуров. Он считал, что, прежде чем дрессировать, нужно тщательно изучить природные свойства животного, образ его жизни, двигательные способности, привычки и повадки. От животного дрессировщик может требовать только таких движений и действий, на которые оно способно по своей природе. Дрессировать нужно не кнутом, не палкой, а с помощью вкусного корма и лакомства. Так можно выдрессировать и слона, и мышь, и медведя, и воробья. За свою жизнь В. Л. Дуров выдрессировал тысячи самых разнообразных животных, принадлежащих к 55 видам. Из них многие звери и птицы до В. Л. Дурова никогда не дрессировались (свинья, муравьед, морской лев, броненосец, гиена, енот и др.).

    Дрессировали животных и в древние времена. Еще в IV в. до н. э. в войсках Александра Македонского использовали дрессированных собак. В ассиро-вавилонских войнах участвовали дрессированные слоны — на их спинах укрепляли боевые башни, в которых укрывались воины. В глубокую старину по русским городам и селам ходили поводыри-скоморохи с дрессированными медведями. Косолапые артисты веселили народ, забавно изображая, как пьяные мужики пляшут, как бабы и девки румянятся, как они ходят за водой, как мальчишки в огороде горох воруют.

    В XIX в. на аренах многих европейских цирков начали выступать так называемые укротители с группами дрессированных львов, тигров, слонов. Все эти дрессировщики подчиняли себе животных не лаской и кормом, а кнутом и палкой. Иногда такая дрессировка была очень жестокой. Животных заставляли сидеть на месте или двигаться по арене цирка с помощью раскаленного железа. Болевая дрессировка также основана на выработке условного рефлекса у животного. Нужное человеку движение животного вызывается сигналом — угрозой наказания: будет больно!

    Настоящую революцию в обращении с дрессированными животными сделала вкусо-поощрительная дрессировка В. Л. Дурова: Именно она позволила осуществить на арене цирка такие, ставшие всемирно известными аттракционы, как «Дуровская железная дорога», «Крысы-мореплаватели» и др. В них одновременно работали сотни дрессированных зверей и птиц, причем рядом дружно выступали и враждующие между собой животные: волк и козел; лиса и петух, кошка и крысы.

    Дрессируют животных не только ради развлечения. Дрессированные животные нужны в народном хозяйстве. Дрессируют лошадей, оленей, верблюдов и других транспортных животных. Оленей учат бегать в упряжке с нартами (санями) и слушаться каюра (погонщика), верблюда — становиться на колени, чтобы принять на спину поклажу и идти с ней, и т. п. В сельском хозяйстве широко применяют отдельные приемы дрессировки животных. Например, пастух вырабатывает у коров привычку следовать за ним и собираться на хлопанье кнутом. Птичницы приучают кур бежать на зов «цып-цып-цып ». Овец приучают слушаться собак.

Если при оперантном обусловливании животному предоставляется максимальная возможность проявить инициативу, самостоятельно выбрать способ действия в ходе решения  задач, то при дрессировке, наоборот, навыки вырабатываются всецело под  целенаправленным воздействием человека и в соответствии с его замыслом. Дрессировка осуществляется путем  систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые  двигательные реакции и их сочетания  и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки, как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы.

    В научных исследованиях широко пользуются разными формами дрессировки для изучения различных аспектов психической деятельности животных. Четкость условий, в которые ставится животное, и возможность точного учета сигнальных раздражителей (подаваемых экспериментатором сигналов) делают научную дрессировку незаменимой при изучении навыков животных.

     Дрессировка является значительно более сложным процессом, чем простое обусловливание, и не сводится лишь к выработке цепей условных рефлексов. Специфическая трудность заключается в том, чтобы дать животному понять, что от него требуется, какие движения оно должно выполнить. Между тем эти движения хотя и входят в видотипичный репертуар поведения, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях. Советский зоопсихолог М.А.Герд , детально разработавшая теорию дрессировки, делит поэтому процесс дрессировки на три стадии: наталкивания, отработки и упрочения.

    На первой стадии решается задача — вызвать впервые ту систему движений, которая нужна человеку, «натолкнуть» животное на ее выполнение. Это достигается тремя путями: путем непосредственного наталкивания, косвенного наталкивания или сложного. В первом случае дрессировщик заставляет животное следовать или поворачиваться вслед за пищевым или иным привлекательным для животного объектом. Во втором случае провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку, но обусловливаемые общим возбуждением животного (так формируются преимущественно манипуляционные действия, выполняемые конечностями: обхватывание, перенос, удары или царапанье лапами и т. д.). Так, например, для создания циркового номера (раскатывание ковра лисицей) дрессировщик, стоя около свернутого ковра, поддразнивает ее куском мяса, но не дает схватить его. Возбужденное животное подскакивает, привстает, перебирает передними лапами и т. д. Все случайные прикосновения к ковру при этом закрепляются небольшими кусками пищи, в результате чего лисица все чаще будет обращаться к ковру, и наконец, появятся нужные дрессировщику движения лапой по ковру. В дальнейшем эти движения отрабатываются, направляются на середину рулона и т. д.

     При сложном наталкивании , по Герд , дрессировщик вначале вырабатывает у животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя животное по-новому применять выработанное умение. Так, балансирование мячом на кончике носа вырабатывается у морских львов после того, как они научились сбрасывать его в руки дрессировщику. Убирая руки из поля зрения зверя, пряча их за спину, дрессировщик заставляет его несколько задерживать мяч на кончике носа, ибо подкрепление (рыба) будет получено животным лишь после того, как мяч окажется в руках человека. Путем обильного подкрепления постепенно увеличивается длительность удерживания мяча, и в конечном итоге получается знаменитый коронный цирковой номер.

      Вторую стадию дрессировки, стадию отработки, Герд определяет как этап, на котором совершается отсечение многих лишних движений, вначале сопровождающих необходимые действия животного; далее — отшлифовка первичной, еще весьма несовершенной системы движения и, наконец, выработка удобной сигнализации, с помощью которой дрессировщик в дальнейшем управляет поведением животного. Усилия дрессировщика на этой стадии направлены на упразднение ориентировочных реакций, движений, обусловленных страхом, и иных помех, а также на упорядочивание последовательности, направленности и длительности вырабатываемых движений. Необходимо также заменить реакцию на пищу реакцией на подаваемый дрессировщиком сигнал. При всем этом вновь используются некоторые приемы наталкивания. Например, чтобы отшлифовать у медведя удерживание бутафорного «торта», используется «дробное» наталкивание: дрессировщик поднимает пищевую приманку на нужную высоту и относит ее чуть вбок, в результате чего коробка, которая раньше прижималась медведем к низу живота, поднимается им на уровень груди и немного в сторону. Это правильное положение фиксируется минимальным или средним подкреплением. Равным образом правильная осанка медведя фиксируется приманкой, удерживаемой над его головой, и т. д. С помощью наталкивающих воздействий; производится и выработка искусственной сигнализации.

     Заключительная стадия процесса дрессировки, стадия упрочения, характеризуется усилиями дрессировщика, направленными на закрепление выработанного навыка и надежность его воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы. Дробное наталкивание (приманивание) применяется уже крайне редко, а пищевое подкрепление осуществляется; уже не после нужного элемента, навыка, а преимущественно после целого комплекса выполненных движений. Вообще кормление производится реже, на более крупными порциями. Выработанные в результате навыки приобретают стереотипную форму при которой конец одного действия может послужить началу последующего.

     Произведенный Герд анализ процесса дрессировки убедительно показывает исключительную сложность, гетерогенность в многоплановость поведения животных при выработке у них искусственный навыков. Но не менее сложная картина обнаруживается и для формировании навыков у животных и в естественных условиях. Об этом всегда следует помнить при ознакомлении с лабораторными экспериментами, где предельное искусственное упрощение и схематизация форм поведения животных являются залогом успеха научного исследования.

    Дрессировка собак основывается на их способности к научению. По сути это само научение, потому что в результате дрессировки происходит приобретение и накопление определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности. Дрессировка как научение существующим подчиняется объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек как дрессировщик контролирует внешние условия процесса научения, определяет его цель, задачи и в соответствии с этим организует этот процесс, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное, причем заметим, что с некоторыми из них животные никогда не сталкиваются в естественной среде обитания. Иначе говоря, дрессировка — это прежде всего деятельность человека.

Информация о работе Приручение и дрессировка животных