Особенности валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Особенности валютного контроля в Российской Федерации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";
2. Сказать об актуальности проблемы "Особенности валютного контроля в Российской Федерации" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Становление и развитие валютного рынка в РФ……………………………..5
1.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка…………………….5
1.2. Регулирование валютного рынка и операции банков с иностранной валютой……………………………………………………………………..9
2. Становление и развитие системы валютного контроля в России………….14
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………14
2.2. Характерные черты правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля………………………………….…17
3. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ………………………………………....20
4. Предложения по развитию и совершенствованию валютного контроля во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации………………..24
Заключение……………………………………...…………………….………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Росдиплом 133491.doc

— 173.00 Кб (Скачать)
 

Инструменты (способы), используемые государством для обеспечения пропорций спроса и предложения валют, можно разделить  на8:

  • принудительно-властные, обязывающие субъектов исполнять определенные действия или отказаться от их совершения (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, возможность участия или неучастия в сделке или проведении операции (диспозитивные).
 

      Инструменты валютных ограничений представляют собой законодательный или административный запрет (лимитирование) и, кроме того, необоснованно и чрезмерно детализированное, а потому трудновыполнимое регламентирование  операций с национальной и иностранными валютами. Эти ограничения являются частью валютного регулирования, которая обеспечивается мероприятиями по контролю государства за обеспечением соответствия проводимых валютных операций требованиям действующего валютного законодательства, по регистрации, статистическому учету и выдаче разрешений на такие операции.

      Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций - требование получения  предварительного разрешения органов  валютного контроля.

      Валютные ограничения характеризуются как дискриминационные и способствующие перераспределению валютных ценностей в пользу государства за счет остальных субъектов экономики, затрудняя им доступ к иностранной валюте.  
 

2.2. Характерные черты  правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля

      Для успешного проведения внешнеторговых сделок перед клиентами банка  встает необходимость проработки массива  информационного материала по правовой документации таможенного, валютно-финансового  регулирования, международной практики, а также регулирования хозяйственной деятельности контрагента-нерезидента с целью исключения конфликтных ситуаций с зарубежными контрагентами. Высокий уровень квалификации специалистов банка, их умение оказать действенную профессиональную помощь позволяют клиентам банка наиболее полно и объективно взглянуть на действующее законодательство, обеспечить его соблюдение, отстоять свои права и интересы9.

      Сегодня, учитывая особенности действующего законодательства в области валютного  регулирования и валютного контроля Российской Федерации, клиенты зачастую до момента подписания внешнеторгового договора обращаются в банк за консультационными услугами относительно соответствия проекта внешнеторгового договора требованиям валютного законодательства РФ. При этом специалистам банка приходится обращать внимание клиента не только на необходимость отражения в условиях договора положений, связанных с требованиями валютного законодательства РФ, но и на четкое определение в договоре таких важных положений, как базис поставки, оплата банковских комиссий, рассмотрение споров, форс-мажорные обстоятельства, с тем чтобы избежать как временных, так и финансовых потерь при исполнении сделки.

      Традиционно наиболее распространенной формой международных  экономических отношений является внешнеторговая деятельность, на долю которой из всего объема внешнеэкономических отношений приходится около 80%. Кроме товаров, экспортироваться (импортироваться) могут работы, услуги, информация, интеллектуальная собственность, так как понятие «внешнеторговая деятельность» российским законодательством определяется в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ) как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

      Факт  оказания услуг, выполнения работ, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности должен подтверждаться документом, определенным в Письме Банка России от 11.09.97 № 518 «О перечне документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок».

      Под термином «внешняя торговля товарами» Законом № 164-ФЗ устанавливается импорт и(или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

      Таким образом, признаком внешнеторговой сделки является пересечение товаром  границы Российской Федерации. При  проведении российскими фирмами  экспортных операций в расчетах с  иностранными покупателями особое внимание должно уделяться своевременному поступлению выручки, причитающейся экспортеру по заключенному договору. Это обстоятельство следует учитывать при подписании договора, когда оговариваются формы платежа, порядок и сроки расчетов между покупателем и продавцом.

      Оговаривая  условия расчетов с иностранными покупателями, фирмы должны особое внимание обращать на финансовое положение  фирм. Первоначально даже «с фирмой с самой хорошей репутацией»  рекомендуется работать на аккредитиве. Задачей валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны.

      В области валютного регулирования  главенствующее положение занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ). Этим Законом на резидентов РФ возлагается обязанность обеспечения своевременного поступления экспортной выручки при осуществлении экспортной внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ)10.

      Для снижения риска неоплаты в договорах  необходимо предусматривать получение  гарантий первоклассных зарубежных банков, страховых обществ, обеспечивающих выполнение обязательств по оплате перед  российскими фирмами по экспортным операциям. 

 

3. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ

      Денежное обращение представляет собой подотрасль финансового права, включающую несколько институтов: институты наличного и безналичного денежного обращения и институт валютного обращения. Автору представляется возможным согласиться и с аргументами названных авторов, касающимися отнесения группы норм, регулирующих валютное обращение (валютные операции), к институту права денежного обращения. 

На основании  структуры (группировки норм) подотрасли финансового права – права денежного обращения, можно утверждать, что контроль за денежным обращением включает в себя несколько направлений11:

  • контроль за наличным денежным обращением;
  • за безналичным денежным обращением;
  • за валютным обращением (валютный контроль);
  • контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
 

Задачами  государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

  • контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе и за соблюдением порядка ведения кассовых операций;
  • обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;
  • обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • предотвращение и минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

      Денежное  обращение в Российской Федерации регулируется Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также изданными Центральным банком в рамках своей компетенции Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.

      В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений  его проведения входит валютный контроль – контроль обращения иностранной  валюты, в сферу которого попадают те отношения, которые связаны с оборотом иностранной валюты и валютных ценностей. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления валютного контроля, является Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1»О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон «О валютном регулировании…»)12.

      Валютный  контроль является составляющим элементом  государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным  регулированием валютных операций, и  выступает как один из видов финансового контроля.

      Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного  рынка происходит, как правило, при  активном регулирующем участии государства  и эффективном контроле валютных операций со стороны уполномоченных органов.

      Валютный  контроль можно охарактеризовать как  деятельность государства в лице органов и агентов валютного  контроля, направленную на обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных видов валютных операций.

      В соответствии с Законом «О валютном регулировании…» целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Основные  направления валютного контроля таковы:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
 

      В свою очередь, Центральный банк обладает всеми государственно-властными инструментами воздействия на деятельность кредитных организаций (включая право применения санкций), что позволяет сделать контроль со стороны Банка России более эффективным и обеспечить действия кредитных организаций в рамках установленных предписаний. 

Можно выделить несколько направлений, по которым осуществляется взаимодействие Банка России и коммерческих банков в процессе проведения финансового  контроля денежного обращения:

  • Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и осуществляют свои полномочия в рамках лицензии на валютные операции, выданной Центральным банком РФ.
  • В сфере валютного контроля за соблюдением операций, связанных с движением капитала, уполномоченные банки контролируют наличие разрешений, выданных территориальным учреждениями ЦБ РФ, а также соблюдение юридическими лицами условий полученных ими разрешений.
  • Являясь одним из субъектов валютной операции, кредитные организации контролируют соответствие каждой конкретной операции, непосредственными сторонами которой являются юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
  • В целях реализации установленного Порядка ведения кассовых операций кредитные организации устанавливают кассовые лимиты предприятиям, учреждениям и организациям. В свою очередь, Центральный банк устанавливает лимит кассы для каждого банка и иной кредитной организации.
 

      Таким образом, система государственного контроля над денежным обращением состоит  из двух уровней. Нижний уровень представлен  коммерческими банками, непосредственно  осуществляющими контрольные мероприятия в отношении подконтрольных объектов – юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами.

      Верхний уровень представлен компетентными  органами государственной власти (ЦБ РФ, ГТК РФ, Комитет по финансовому  мониторингу РФ), которые контролируют соблюдение законодательства о денежном обращении только в отношении коммерческих банков.

      Т. е. верхний уровень контролирует нижний уровень, но не проводит контрольные  мероприятия в отношении хозяйствующих  субъектов. Поэтому государственный финансовый контроль над денежным обращением является опосредованной формой контроля.

 

4. Предложения по  развитию и совершенствованию  валютного контроля  во внешнеэкономической  деятельности Российской  Федерации

      Среди путей усиления действенности таможенного валютного контроля за экспортно-импортными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.

Информация о работе Особенности валютного контроля в Российской Федерации