Особенности валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Особенности валютного контроля в Российской Федерации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";
2. Сказать об актуальности проблемы "Особенности валютного контроля в Российской Федерации" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Особенности валютного контроля в Российской Федерации";

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Становление и развитие валютного рынка в РФ……………………………..5
1.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка…………………….5
1.2. Регулирование валютного рынка и операции банков с иностранной валютой……………………………………………………………………..9
2. Становление и развитие системы валютного контроля в России………….14
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………14
2.2. Характерные черты правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля………………………………….…17
3. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ………………………………………....20
4. Предложения по развитию и совершенствованию валютного контроля во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации………………..24
Заключение……………………………………...…………………….………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Росдиплом 133491.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

      По  мнению автора, Федеральной таможенной службе России целесообразно законодательно вернуть статус органа валютного контроля. Это даст ей возможность тесно взаимодействовать с другими органами валютного контроля, в том числе с ЦБ России, а также позволит таможенным органам и уполномоченным банкам оперативно осуществлять валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие в сегодняшнем валютном законодательстве механизма взаимодействия между органами и агентами валютного контроля следует отнести к числу существенных недостатков действующей системы валютного регулирования и валютного контроля13.

      Предоставление  ФТС России статуса органа валютного  контроля даст ей право издавать нормативные  акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе  и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

      В настоящее время заслуживает  внимания и проблема создания рационального  для современных условий механизма  взаимодействия таможенных органов  и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям.

      Валютный  контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные  друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией  по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и своевременно решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

      Сдерживающим  фактором, по мнению автора, здесь выступает  Инструкция ЦБ России №117-И, в пункте 7.4 которой записано, что банк паспорта сделки передает информацию, хранящуюся в досье по паспорту сделки, только органам валютного контроля в  порядке, установленном нормативными актами Банка России. Учитывая то, что ФТС России в настоящее время не является органом валютного контроля, уполномоченные банки не спешат представлять информацию по запросам таможенных органов, ссылаясь на банковскую тайну.

      Ситуация в данной области осложняется еще и тем, что Банк России, определив себя ответственным за установление такого порядка обмена информацией, до сих пор его не разработал. Бездействие до настоящего времени Центрального банка России в решении такого важного вопроса трудно объяснить на фоне нового прогрессирующего незаконного оттока капитала из страны. По данным журнала «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», в 2003 году объем «утечки» капитала оценивался в 27,6 млрд. долларов, а в 2004 году он достиг уже уровня 34,2 млрд. долларов США.

      В этих условиях нам представляется целесообразным внести дополнение в статью 22 Федерального закона №173-ФЗ, поручив разработку установленного законом порядка передачи уполномоченными  банками информации, необходимой  таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, не только ЦБ России, а совместно Правительству РФ и ЦБ России. Тогда этот вопрос можно будет сдвинуть с «мертвой точки», так как Правительство РФ, по мнению автора, больше, чем ЦБ России, заинтересовано в установлении тесного взаимодействия данных структур для наведения порядка в валютной сфере, тем более что ФТС России в настоящее время находится в непосредственном подчинении Правительству РФ14.

      Таможенные  органы при проведении валютного  контроля в первую очередь должны взаимодействовать с уполномоченными банками. В курсовой показано, что положение уполномоченных банков в области валютного контроля неоднозначно. Уполномоченные банки, являясь коммерческими структурами и выполняя функции агентов валютного контроля, на практике отстаивают не только государственные интересы, но и свои собственные - коммерческие.

      Зачастую  собственные интересы банков противоречат государственным, отодвигая их на второй план. Не случайно Банк России ежегодно лишает лицензий на осуществление банковских операций несколько десятков банков. Только в 2007 году были отозваны лицензии у 35 банков за нарушение валютного законодательства и неосуществление идентификации клиентов. В их числе «Еврозапсиббанк», «ИнтеРУСБанк», «Деловая Москва», «ВЕК-банк» и др. За этот же год в России было возбуждено 22 уголовных дела в отношении руководителей банков, через которые легализовывались полученные преступным путем денежные средства на сумму 130 млрд. рублей.

      Как агенты валютного контроля уполномоченные коммерческие банки и таможенные органы обязаны тесно взаимодействовать не только между собой, но и с органами и агентами валютного контроля, представляющими другие ведомства.

      В последние годы таможенным органам  удалось значительно пошатнуть  позиции теневого бизнеса. В легальный сектор экономики выведена значительная часть товарных потоков, традиционно оформлявшихся по скрытым, в том числе криминальным, схемам. Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по многим вопросам. В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов следует считать повышение эффективности их взаимодействия с крупными участниками ВЭД по упрощению процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу РФ и осуществлению валютного контроля за ними.

      Учитывая  особую значимость крупных участников ВЭД в поступлении в страну экспортной валютной выручки и в  объемах платежей за импортируемые  товары, а также в формировании доходной части федерального бюджета, таможенные органы постоянно совершенствуют взаимодействие с ними. Найдены пути решения вопросов организации валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, осуществляемого крупными участниками ВЭД по нескольким технологически связанным контрактам.

      С целью создания равных условий для  всех участников ВЭД по использованию  специальных упрощенных процедур таможенного  оформления товаров и упрощению  таможенного валютного контроля за ними имеется целесообразность разработки Федеральной таможенной службой России и внедрения в практику деятельности таможенных органов специальных схем их взаимодействия не только с крупными участниками ВЭД, но и со средними законопослушными участниками ВЭД. Это позволит таможенным органам повысить действенность таможенного валютного контроля за осуществлением данной категорией участников ВЭД экспортно-импортных операций и внешнеторговых бартерных сделок.

      Требует совершенствования и  законодательная  база валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок. Представляется целесообразным в ближайшее время устранение нашими законодателями возникшей правовой коллизии между нормами Федеральных законов РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ и от 10.12.2003 г. №173-ФЗ. Суть проблемы состоит в том, что в Федеральном законе №164-ФЗ внешнеторговые бартерные сделки отнесены к текущим валютным операциям, а в Федеральном законе №173-ФЗ вообще отсутствует определение понятия «текущие валютные операции». Такая ситуация с различным формулированием основных понятий, используемых в двух Федеральных законах, принятых практически одновременно, создает их неоднозначное толкование, усложняет определение сроков исполнения внешнеторговых бартерных сделок, а также осуществление контроля за ними со стороны таможенных органов.

      в соответствии со статьей 395 Таможенного  кодекса РФ Федеральная таможенная служба России теперь выполняет новую  функцию - ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ИС). В настоящее время сформирован  механизм защиты прав правообладателей, который в целом соответствует международным стандартам защиты интеллектуальной собственности. Создана правовая база взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами, налажено взаимодействие с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, выполняющей функции федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности.

      На  внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью в полном объеме распространяются порядок государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок и порядок контроля за их осуществлением. Но в отличие от порядка организации контроля за экспортом и импортом товаров, валютными операциями и бартерными сделками, который в валютном законодательстве РФ прописан достаточно четко, с определением перечня документов для его осуществления, порядок проведения таможенного контроля за внешней торговлей услугами и интеллектуальной собственностью в действующем законодательстве является наименее разработанным.

      Анализ  проведенной работы позволяет сделать  вывод о том, что включение  объекта интеллектуальной собственности  в реестр ФТС России и усиление контроля со стороны таможенных органов  за соблюдением законодательства РФ в этой области по соответствующим группам товаров в значительной мере способствовали упорядочиванию данного товарооборота, направлению его в цивилизованное русло.

      В связи с возложением на ФТС  России Таможенным кодексом РФ функций  по ведению таможенного реестра  объектов интеллектуальной собственности, по мнению автора, представляется целесообразным:

      для усиления контроля за данной сферой деятельности сформировать в таможенных органах  специализированные подразделения  по защите прав интеллектуальной собственности  и осуществлению валютного контроля за ней;

      для активизации работы таможенных органов  в этом направлении и повышения  эффективности их деятельности ввести новый показатель при оценке результатов  деятельности таможенных органов –  количество выявленных контрафактных  товаров в денежном выражении;

      учитывая  сложность контроля со стороны таможенных органов за объектами интеллектуальной собственности на данном этапе, временно  распространить на эти объекты систему  управления рисками (СУР).

      Среди иных путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками». Практика работы таможенных органов показывает, что часто внешнеторговые валютные операции совершаются с участием фиктивных предприятий. Простота и доступность регистрации юридических лиц, отсутствие должного учета и контроля за учредителями таких предприятий порождают условия, при которых дешевле создать новое предприятие, чем платить таможенные пошлины и налоги.

      В борьбе с подобными нарушениями, на наш взгляд, существенную роль оказало бы ужесточение разрешительной процедуры деятельности фирм путем совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Заслуживает внимания также объединение фирм в союзы. При решении данного вопроса в наших условиях не следует спешить и с упрощением процедуры получения лицензии. Полезным было бы и включение представителей таможенных органов в состав ликвидационных комиссий предприятий-нарушителей валютного и таможенного законодательства с тем, чтобы у нарушителей имелась меньшая возможность избежать подписания акта результатов проверки или уплаты штрафов за нарушения административных правил путем официальной ликвидации предприятия.

      Учитывая  важность борьбы с нарушениями валютного законодательства для международного престижа нашей страны, по мнению автора, представляется целесообразной постановка вопроса об укреплении сотрудничества таможенных органов с другими контролирующими структурами по организации валютного контроля за осуществлением внешнеторговых операций. Речь идет об активном  использовании таможенными органами информационных баз ФНС России, Росфиннадзора, Минэкономразвития РФ, МВД России, ЦБ России и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. В настоящее время обособленность и закрытость каждой из этих структур не позволяет другим ведомствам в полной мере пользоваться накопленными базами данных и наработками в этой сфере деятельности. Автор считает, что с государственной точки зрения назрела необходимость создания в стране единой информационной базы данных, связанной с нарушениями налогового и валютного законодательства, которой могли бы в пределах своей компетенции пользоваться в необходимых случаях правоохранительные и экономические ведомства. Для этого целесообразно создать в стране единый информационно-аналитический центр.

Информация о работе Особенности валютного контроля в Российской Федерации