Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучен

Дата добавления: 05 Июня 2013 в 12:39
Автор: i*********@rambler.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (101.22 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

курсовая МПИ.docx

  —  106.31 Кб

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ  «Крымский инженерно–педагогический университет»

 

Факультет информатики

Кафедра информационно–компьютерных технологий

Специальность 6.040302 «Информатика»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Методика преподавания математики и информатики»

 

 

на тему: «Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы  и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучения»

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса группы И–3–08

Специальности «Информатика»

_______________ Аблякимов И.Ш.

(подпись)

Научный руководитель

_______________ Фазылова Р.Т.

(подпись)

 

 

 

 

Симферополь – 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1 Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики 5

1.2. Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» 6

1.3. Проблемный метод обучения 7

Выводы по главе 1. 10

РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11

2.1 Перечень необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и оборудования 11

2.1. Урок-лекция 11

2.3. Комбинированный урок 15

2.4. Практический урок 18

2.5. Индивидуальное задание 22

2.6. Критерии оценивания 23

Выводы по разделу 2 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Приложение 1 28

Приложение 2 36

 

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные  технологии создают условия для  новых подходов к общению и  сотрудничеству,  для которых  характерен режим диалога учителя  и ученика. Компьютер и педагогические программные средства помогают учителю  совершенствовать стиль работы,  принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и т.п.) и  оставляя учителю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких  важных компонентах учебно-воспитательного  процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений,  поддержание  дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала  для различных учащихся учитель  еще долго (если не всегда)  будет  делать значительно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер  никогда не заменит личностного  общения учителя с учеником и  родителями.

В период перехода к информационному  обществу важным достижением любого человека является его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему  анализу информации, информационным процессам и системам, а также  к принятию обоснованных и своевременных  решений на основе имеющейся информации. Этому надо планомерно и непрерывно учить начиная с первых шагов  в школе. Понятия информация, информационные процессы и информационные системы являются базовыми понятиями в преподавании информатики.

Актуальность. Преподавание темы «Информация. Информационные процессы и системы» на уроках информатики является ключевой, содержит базовые понятия предмета информатики. Без преподавания  данной темы изучение дальнейшего материала, к примеру, такого как программирование, является бессмысленным.

Объектом исследования является методика преподавания информатики и методы обучения.

Предметом исследования является методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы, с применением проблемного метода обучения.

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы, с применением проблемного метода обучения

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

    • проанализировать литературу по теме «Информация. Информационные процессы и системы»;
    • проанализировать методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»;
    • составить план-конспект урока-лекции;
    • составить план-конспект комбинированного  урока; 
    • составить план-конспект практического занятия;
    • разработать тесты для закрепления материала;

Данная  работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Методика преподавания  информатики как новый раздел  педагогической науки и учебный  предмет подготовки учителя информатики

Как новый раздел педагогической науки  и учебный предмет подготовки учителя информатики введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике.

Школьная  информатика - самая молодая из всех школьных дисциплин и,  пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области,  ни по целям обучения,  хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой. Без сомнения, определенное сходство имеется и в способе организации учебного материала (теория - решение задач), и в методике обучения, тем более что начинали преподавать этот предмет в уже далеких 80-х гг. учителя математики и физики, профессиональные программисты. При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфку. 

Систематическая работа учащихся на компьютерах является основой практического освоения учебного материала. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с персональным компьютером.

Обучению  информатике присущи специфические  проблемы, связанные с тем, что  компьютер является одновременно и  объектом изучения,  и средством  обучения. В силу различия материального  и культурного уровня семей школьники  имеют разную возможность в использовании  компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса [10].

Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно  приходится использовать материалы  компьютерной периодики, ресурсы Интернет и т.д.

1.2. Теоретический  анализ научных источников по  методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»

  Морзе Н. В. в «Методике обучения информатике», представляет понятие информация как одно из фундаментальных понятий курса. Понятие информации в информатике есть одним из выходных. На нем базируются такие понятия информатики как знак, знаковая система, язык, письмо, сообщение, шум, дезинформация и другие. Также он считает, что ознакомление учеников с понятием информация  целесообразно на первых уроках курса. Это позволит аргументировано раскрыть содержание учебного предмета информатики, ознакомиться с его заданиями. Основные методы обучения материала - индуктивный по логике, по источникам представления информации - пояснительно-иллюстрированный, по степени самостоятельности учеников –репродуктивный [8].

При объяснении понятия информационные сообщения автор концентрирует внимание учителя на том, что следует обратить внимание учеников на то, что не существует взаимно-однозначного  соответствия между информацией и сообщением: одну и ту же информацию можно передать при помощи различных сообщений. И наоборот, одно и то же сообщение может нести разную информацию.

Понятие информации является центральным всего курса информатики, однако, в школьных учебниках подход к её определению неоднозначный. В некоторых учебниках определение информации даже не приводится. Одна из причин такого положения – сложность самого понятия информации. Оно относится к числу фундаментальных для всей науки, носит общенаучный, философский характер и  является предметом  постоянных дискуссий. Из‐за этого часть ученых считает, что оно неопределяемое. Информация является центральным понятием и в кибернетике [1].

Учебный материал в учебнике И. Я. Рывкинда «Информатика» обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Тема «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются в доступной форме и сопровождаются  большим количеством заданий и примеров. Предлагается комплекс заданий для работы, как в классе, так и для самостоятельной работы.

В главе «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются следующие вопросы:

    • сообщения, данные, информации и шуме;
    • информационные процессы;
    • кодировании сообщений; двоичное кодировании сообщений;
    • измерение длины двоичного кода;
    • информационные технологии и этапы их развития;
    • информационные системы и их составляющие;
    • информатике как наука и как отрасль деятельности человека [9].

1.3. Проблемный  метод обучения

Информатика, пожалуй, самая динамичная область  знаний, требующая непрерывного обновления подходов, форм, методов и методических технологий к ее преподаванию.

Одним из актуальных методов активизации  познавательной деятельности является проблемное обучение. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания. Средством управления мышлением учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений. Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Цель  проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами  познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной,  эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Преподаватель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание  ими проблемы, сочетание их самостоятельной  деятельности с усвоением готовых  выводов науки. На рис. 1. представлен механизм организации проблемного метода обучения.

Рис. 1. Механизм организации проблемного обучения 

В этом и заключается главное отличие  проблемного обучения от традиционного - объяснительно-иллюстративного, поскольку  оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.

Выделяют  следующие методы, используемые при  проблемном обучении (система методов  М. Н. Скаткина и И . Я. Лернера):

1) объяснительный метод – состоит  из системы приемов, включающих  сообщение и обобщение учителем  фактов данной науки, их описание  и объяснение;

2) репродуктивный метод – применяется  для осмысления усвоения теоретических  знаний, для обработки умений  и навыков, для заучивания учебного  материала и т. д.;

3) практический метод – является  сочетанием приемов обработки  навыков практических действий  по изготовлению предметов, их  обработки с целью совершенствования,  предполагает деятельность, связанную  с техническим моделированием  и конструированием;

4) частично-поисковый метод – является  сочетанием восприятия объяснений  учителя учеником с его собственной  поисковой деятельностью по выполнению  работ, требующих самостоятельного  прохождения всех этапов познавательного  процесса;

5) исследовательский метод – представляет  умственные действия по формулировке  проблемы и нахождения путей  ее решения.

Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной  помощи учителя, открывают  и  усваивают  новые  знания  и  способы  действия  через постановку учебных проблем и их решение. Задача  учителя  здесь  -  направит учеников   на   постановку   проблемы,   стимулировать   их   познавательную активность. В ходе использования поискового  метода  формируется  творческое мышление. Обычно  поисковый  метод  применяется  в  старших  классах,  когда ученики  имеют  достойную  теоретическую   базу   и   определенный   уровень мировоззрения, что позволяет им самостоятельно поставить проблему  и  решить ее.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Целью курсовой работы является разработка методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы, с применением проблемного метода обучения
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по теме «Информация. Информационные процессы и системы»; проанализировать методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»; составить план-конспект урока-лекции; составить план-конспект комбинированного урока; составить план-конспект практического занятия; разработать тесты для закрепления материала;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики 5
1.2. Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» 6
1.3. Проблемный метод обучения 7
Выводы по главе 1. 10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2.1 Перечень необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и оборудования 11
2.1. Урок-лекция 11
2.3. Комбинированный урок 15
2.4. Практический урок 18
2.5. Индивидуальное задание 22
2.6. Критерии оценивания 23
Выводы по разделу 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Приложение 1 28
Приложение 2 36