Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы, с применением проблемного метода обучения
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по теме «Информация. Информационные процессы и системы»; проанализировать методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»; составить план-конспект урока-лекции; составить план-конспект комбинированного урока; составить план-конспект практического занятия; разработать тесты для закрепления материала;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики 5
1.2. Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» 6
1.3. Проблемный метод обучения 7
Выводы по главе 1. 10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2.1 Перечень необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и оборудования 11
2.1. Урок-лекция 11
2.3. Комбинированный урок 15
2.4. Практический урок 18
2.5. Индивидуальное задание 22
2.6. Критерии оценивания 23
Выводы по разделу 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Приложение 1 28
Приложение 2 36

Работа содержит 1 файл

курсовая МПИ.docx

— 106.31 Кб (Скачать)

Во  время работы над проблемной ситуацией  активно используется наблюдение, выдвигаются  гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

Выводы по главе 1.

В первой главе данной работы была рассмотрена методика преподавания информатики как педагогической науки, были рассмотрены все проблемы стоящие перед преподавателями, при преподавании базового курса информатики. Были проанализированы научные источники по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы». А также рассматривались особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, методика организации проблемного обучения и требования, которые к ней предъявляет современная теория педагогики, с тем, чтобы определить, какую роль могут и должны играть проблемные методы обучения в современной системе образования. 

 

РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Перечень необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и оборудования

Для проведения уроков по теме «Информация. Информационные процессы и системы» необходимы следующие аппаратное и праграммное обеспечения:

    • Операционная система Windows XP, Windows 7;
    • пакет Microsoft Office 2007;
    • антивируссная программа Eset Nod32 Smart Security; 
    • программа перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
    • калькуляторы Wise Calculator и NumLock Calculator для проведения    вычислений в различных системах счисления

Необходимым оборудованием является:

      • компьютеры;
      • мультимедийный проектор;
      • интерактивная доска

Помимо  оборудования, программного и аппаратного  обеспечения необходим инструктаж по технике безопасности.

2.1. Урок-лекция

Тема  урока. «Информация. Информационные процессы и системы»

Цели учителя:

образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные ими на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов по вопросам, связанным с информацией;
  • стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания и речи учащихся;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • расширение кругозора учащихся;

воспитательные:

  • воспитание дружелюбного отношения друг к другу;
  • создать условия для реальной самооценки учащихся;
  • воспитывать уважение к знаниям, науке.

Цели  учащихся:

  • приводить примеры различных видов информации и ее свойств;
  • приводить примеры различных носителей информации;
  • приводить характеристику свойств информации на примерах;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Информация. Информационные процессы и системы»,  мультимедийный проектор, опорный конспект.

Базовые понятия: информация, информационное сообщение, информационные процессы, информационные объекты, данные.

План урока

Этапы урока

Время, (мин)

Методы и формы работы с классом

I

Организационный момент

2

Знакомство учащихся с целями и  планом урока

II

Актуализация опорных знаний

3-4

Фронтальная беседа

III

Изучение  нового  материала.

20

Изложение лекции учителем, с применением презентации

IV

Физкультминутка

2

 

V

Рефлексия «Пятиминутное эссе»

5

 

VI

Закрепление изученного материала.

5

Контроль работы учащихся у доски  и на местах

VII

Заключение

5

 

VIII

Задание на дом

2

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
    • приветствие;
    • беседа с дежурным;
    • отметка присутствующих.
  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель проверяет, насколько ученики  понимают, что такое информация, задавая им несложные вопросы.

    • Какие виды информации?
    • Как можно передать информацию о том, что вход запрещен?
    • Какие органы чувств человека отвечают за восприятие информации?
    • Как древние люди передавали информацию?
    • Приведите примеры, как вы сохраняете, передаете, защищаете сообщения.
    • Как записать число двенадцать арабскими цифрами, римскими цифрами? Объясните ситуацию: число то же, а записи разные
  1. Изучение нового  материала.

Учитель объясняет новый материал по теме «Информация. Информационные процессы т системы» (Приложение 1), используя мультимедийный проектор и презентацию. Ученики делают записи в рабочей тетради.

  1. Физкультминутка.

После продолжительной письменной работы учитель предлагает  расслабиться, и выполнить следующие упражнения:

Упражнение  первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.

Упражнение  второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упражнение  третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Рефлексия «Пятиминутное эссе».

Напишите то, что узнали по данной теме и задайте вопрос, на который  так и не получили ответа.

  1. Закрепление изученного материала.

После объяснения нового материала  учитель проверяет, как ученики  освоили новую информацию, используя фронтальный опрос.

Вопросы-проблемы

    1. Является ли информацией для вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или хотя бы в библиотеке конгресса США?
    2. Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания?
    3. Получаете ли вы информацию при повторном прочтении книги, учебника?
    4. Является ли вакуум носителем информации?
    5. Какими свойствами обладает информация о будущем (например, предсказания Нострадамуса)?

7. Заключение. Анализ и оценка работы  учеников.

8. Задание на дом.

    • Изучить конспект лекции.
    • Описать, как сообщение «Динамо-Киев выиграл у Реала  со счетом 2:1» воспримет любитель футбола, домохозяйка, маленький ребенок.

2.3. Комбинированный  урок

Тема урока: "Представление числовой информации в компьютере"

Цель: обучающая – формирование знаний обучающихся о формах представления числовой информации в компьютере, понятии система счисления;

развивающая – развивать самостоятельность и логику мышления;

воспитательная - способствовать развитию познавательных интересов.

Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Вид: комбинированный.

Тип: усвоение новых знаний.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Информация. Информационные процессы и системы»,  мультимедийный проектор, опорный конспект

План урока:

1.     Организационный момент (2 мин)

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, настрой на работу.

2.     Проверка домашнего задания (5 мин)

Цель: проверить  качество усвоения пройденного материала.

3.     Изложение нового материала (15 мин)

Цель: дать представление  о системах счислениях, объяснить, как переводить число из одной системы счисления в другую.

4.     Практическая работа (15 мин)

Цель: сформировать умение перевода числа из одной системы счисления в другую.

5.     Домашнее задание (3 мин)

Цель: закрепить  пройденный материал.

6.     Подведение итогов урока (5 мин)

Цель: анализ и оценка знаний учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент
    • Приветствие.
    • Игра «Настроение» - охарактеризовать одним словом свое настроение.

Например: грустное, тревожное, задорное и т.д., это позволяет учителю  понять настрой ребят на работу, их состояние, обратить на кого - то особое внимание. Может, кто-то более других будет испытывать затруднения. Поможет ребятам настроиться на работу. Ориентационно – мотивационный этап.

2. Проверка домашнего задания

    • Что называется информацией?
    • Перечислите свойства информации.
    • Приведите пример информационных процессов.
    • Как сообщение «Динамо-Киев выиграл у Реала  со счетом 2:1» воспримет любитель футбола, домохозяйка, маленький ребенок?

(проверить запись в рабочих  тетрадях)

3. Изложение нового материала

Учитель объясняет новый материал ученикам на тему «Представление числовой информации в компьютере», используя при этом опорный конспект (приложение 2) и презентацию

4. Практическая  работа

Задание №1(на закрепление материала)

Сколько лет девочке?

Ей  было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За  ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими  десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель  и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но  станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Задание 2. Перевести номер года в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Порядок работы:

1. Запустить программу Калькулятор командой главного меню;

2. Перевести калькулятор в режим расширенной возможности командой [вид - инженерный];

3. Изменять положение переключателя в положении Bin, Oct, Dec и Hex. Наблюдать за изменениями состояния «кнопок» Калькулятора.

4. Убедится, сто переключатель стоит в положении Dec.

5. Ввести число, соответствующее текущему году, например 2012.

Перевести переключатель последовательно  в положении Bin, Oct и Hex. Наблюдать за ответом.

5. Домашнее задание

  • Изучить конспект лекции
  • Решить кроссворд  по теме: «нули и единицы» (рис. 2)

Представьте числа в двоичной системе счисления.

По  вертикали     по горизонтали

1. 3310 9. 778    1.  2А16 7. 3110

4. 618  11.  F16   2.  2016 8.  78

5. В16      3.  768 10. 516

6. 5110     4.   5710

Рис. 2. Кроссворд «нули и единицы»

6.     Подведение итогов  урока.

—  Какое задание было самым интересным?

—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания  можете предложить по данной теме?

Вы  сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие  оценки (объявляются оценки учеников за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

Выставление оценок

2.4. Практический урок

Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Системы счисления»

Цели:

Образовательная – закрепление, обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся по данной теме.

Воспитательная  - повышение мотивации учащихся путем использования интерактивных средств обучения, формирование информационной культуры.

Развивающая – развитие логического мышления учащихся при помощи нестандартных заданий.

Информация о работе Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучен