Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы, с применением проблемного метода обучения
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по теме «Информация. Информационные процессы и системы»; проанализировать методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»; составить план-конспект урока-лекции; составить план-конспект комбинированного урока; составить план-конспект практического занятия; разработать тесты для закрепления материала;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики 5
1.2. Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» 6
1.3. Проблемный метод обучения 7
Выводы по главе 1. 10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2.1 Перечень необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и оборудования 11
2.1. Урок-лекция 11
2.3. Комбинированный урок 15
2.4. Практический урок 18
2.5. Индивидуальное задание 22
2.6. Критерии оценивания 23
Выводы по разделу 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Приложение 1 28
Приложение 2 36

Работа содержит 1 файл

курсовая МПИ.docx

— 106.31 Кб (Скачать)

Тип урока: обобщения и систематизации

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно – поисковый словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Оборудование и материалы: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Этапы урока

Время (мин)

Цель

1

Организационный момент

2

Подготовка к уроку

2

Актуализация и коррекция опорных знаний

3

Опрос учащихся, проверка домашнего  задания

3

Выполнение практического задания

10

 

4

Логическая игра

5

Игра для развития логики

5

Физкультминутка

3

Работа для двух учеников

6

Выполнение практического задания

15

Индивидуальная работа

7

Задание домашнего задания

3

 

8

Итоги урока

3

Выставление оценок


 

Ход урока

1. Организационный момент

Создание  рабочего настроения, беседа с дежурным, отметка присутствующих на уроке, объявление темы урока

2. Актуализация и коррекция опорных знаний

Проверка  домашнего задания:

Учитель: Что было вашим домашним заданием?

Ученик: Изучить лекцию по тетради и разгадать кроссворд «нули и единицы».

Учитель: Молодец, садись правильно. Покажите мне свою домашнюю работу (обращение конкретному ученику).

После проверки заполнения кроссворда у нескольких учеников, учитель производит фронтальный  опрос учащихся, задавая вопросы  по прошлой лекции:

    • Какие системы счисления вы знаете?
    • Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную (и наоборот)?
    • В чем отличие позиционной системы счисления от непозиционной? 

3. Выполнение практического задания

Учащимся  задается задание (приложение 3) для  индивидуальной работы по переводу из одной системы счисления в  другую, в тетрадях (без использования калькулятора).

4. Игра на логику

Игра: 

Попробуем перевести десятичное число в  двоичное.

Я загадал целое число от 1 до 100.

Беретесь  ли вы угадать его, задав мне не более 10 вопросов, на каждый из которых  я буду отвечать только «ДА» или  «НЕТ»?

Беритесь, задача эта вполне разрешима. Если дети отказались, в таком случае учитель  отгадывает число, которое задумали дети.

Одна  из возможных серий вопросов, заведомо приводящая к успеху, такова!

    1. Разделите задуманное число на 2.

Разделилось ли оно без остатка?

Если  «ДА», то пишем цифру 0. Если «НЕТ», то пишем цифру 1.

(Иначе  говоря, мы запишем остаток от  деления задуманного числа на 2).

    1. Разделите на 2 то частное, которое получилось при первом делении.

Делится ли оно без остатка?

    1. Разделите на 2 частное, которое получилось при предыдущем делении.

Делится ли оно без остатка?

И т.д.

Повторив  эту процедуру несколько раз, мы получили несколько цифр, каждая из которых есть нуль или единица. Эти цифры образуют запись искомого числа в двоичной системе счисления. Система вопросов воспроизводит  ту самую процедуру, с помощью  которой делается перевод некоторого десятичного числа в двоичную систему счисления

Пример: 5110=1100112

Число

Делитель

Остаток

51

2

1

25

2

1

12

2

0

6

2

0

3

2

1

1

   



 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка

Упражнения  для глаз:

Представить вращающийся перед вами обод велосипедного  колеса и, заметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем  в другую. Повторить 3 раза.

Упражнения  для рук:

Поставить руки, согнутые в локтях, на край стола. Кисти рук поднять вверх ладонями друг к другу. На счет раз – развести пальцы в стороны, на счет два –  постепенно собрать все пальцы вместе. Повторите 5 раз.

6. Выполнение практического задания

  Учащиеся делятся на 2 варианта, после чего им раздаются карточки с заданиями:

 

Карточка №1

1. Сложите  данные числа:

110010,1012+ 1011010011,012

2. Выполните  вычитание:

1101111011,012 – 101000010,01112

3.Выполните  умножение:

11001102 х 10110102


 

Карточка №1

1. Сложите  данные числа:

111111111,00112+ 111111111,01012

2. Выполните  вычитание:

1101100110,012 – 110000010,10112

3.Выполните  умножение:

10011112 х 10001002


 

7. Задание домашнего задания

1) Приготовить доклад, письменное сообщение по теме «Почему ЭВМ предпочитают двоичную систему счисления?»

2) Переведите десятичное число 1510 в двоичное число.

3) Переведите двоичное число 11001002 в десятичное число.

8. Итоги урока

Учитель оценивает знания учащихся по результатам  проделанных работ, тем кто не справился с заданием учитель  задает это же задание на дом.

2.5. Индивидуальное задание

В качестве индивидуального задания  предполагается написание реферата по нижеприведенным темам.

Темы  реферата индивидуальной работы назначаются учителем.

Темы  для индивидуальной реферативной работы

  1. Информация в жизни человека
  2. Основные свойства и виды информации.
  3. Информация и шум, их взаимопревращение.
  4. Способы защиты информации.
  5. Единицы измерения информации. Двоичная система счисления.

Правила оформления реферата: шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14 pt, интервал 1,5; поля – левое 2. Остальные по 1,5 см, объем реферата минимум 5 страниц, максимум 15.

2.6. Критерии оценивания

Выполнение  практической работы на уроках информации оценивается по 12-ти бальной системе.

Изложенное  понимание индивидуального задания (написания реферата) учащимися как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

10-12 баллов, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

7-9- баллов – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

4-6 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа-

нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует  вывод.

1-3 баллов – реферат выпускником не представлен.

Выводы по разделу 2

В данной главе рассматриваются три  типа уроков: урок-лекция на тему «Информация. Информационные процессы и системы», комбинированный урок на тему «Представление числовой информации в компьютере» и практический урок, темой которого является «Системы счисления». Для каждого урока были сформулированы развивающие, воспитательные и обучающие цели, был разработан индивидуальный план проведения занятий. Уроки базируются на проблемном методе обучения.

Кроме трех основных уроков анализируется  оборудование, программное обеспечение, а также необходимый материал для проведения уроков. Для правильного  оценивания знаний учащихся создан раздел, в котором описывается критерии оценивания.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было выяснено, что  информатика самая динамичная область знаний, требующая непрерывного обновления подходов, форм, методов и методических технологий к ее преподаванию. Одним из актуальных методов активизации познавательной деятельности на уроках информатики является проблемное обучение

Во  время работы над проблемной ситуацией  активно используется наблюдение, выдвигаются  гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

Проблемные  ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

В результате проделанной работы была достигнута цель, а также были выполнены  поставленные задачи:

    • проанализирована литература по теме «Информация. Информационные процессы и системы»;
    • проанализированы методики преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»;
    • составлен план-конспект урока-лекции;
    • составлен план-конспект комбинированного  урока; 
    • составлен план-конспект практического занятия;
    • разработаны тесты для закрепления материала;

Проделав курсовую работу, были закреплены знания о науке информатика, изучен проблемный метод обучения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / А.И. Бочкин. – Мн.: Высш. шк., 1998. - 431 с.
  2. Ершова А.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. – М.: Просвещение, 1985 – 1986. –325 с.
  3. Кострыба О.В. Усi уроки iнформатики. 9 клас / О.В. Кострыба - Х.: «Основа», 2009. — 191 с.
  4. Разработка уроков по информатике // Информационный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm
  5. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  6. Бондарчук Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций, 3-е издание, стереотипное/ Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. Киев 2002. - 325 с.
  7. Морзе Н.В. Методика навчання інформатики: Навч. посіб.: У 4 ч. / Н.В. Морзе. - К.: Навчальна книга, 2004. - Ч. І: Загальна методика навчання інформатики. - 256 с.
  8. Морзе Н.В. Методика навчання інформатики: Навч. посіб.: У 4 ч. / Н.В Морзе. - К.: Навчальна книга, 2004. - Ч. ІІ: Методика навчання інформаційних технологій. - 287 с.
  9. Риквинд И.Н. Інформатика : 9 кл. : підруч. для загальноосвіт. навч. закл. / И. Н. Рыквинд, Т. Лысенко, Л.Черникова, В. Шакотько. – К.: Генеза, 2009. – 296 с
  10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина,– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  11. Семакин  И.Г. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. – 523 с.
  12. Макарова Н. В. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2001 198 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Предмет изучения информатики

Учитель: Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления  ими.

       Из  определения видно, что информатики  есть как бы две стороны.  С одной стороны она занимается  изучением устройств и принципов  действия средств вычислительной  техники, а с другой – систематизацией  приемов и методов работы с  программами, управляющими этой  техникой. Информатика  отвечает  на вопрос КАК..?

  • Как принимать и хранить информацию?
  • Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
  • Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
  • Как управлять техническими средствами с помощью программ?

         К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм.

       Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке.

Учитель: Что вы понимаете под термином «информация»?

Ученик: Информация для меня это различные сведения.

Учитель: Приведите примеры информации в неживой природе, в биологических системах, в технических устройствах, в жизни общества.

Ученик: Окаменелости; предметы быта, украшения, найденные на раскопках; гены; список контактов в мобильном телефоне; исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей.

Учитель: Информация – от латинского informatio – сведения, разъяснения, изложение (слайд 4). 

В зависимости от области знаний существуют различные подходы к определению  информации (слайд 5).

Под информацией в быту понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в технике понимают сообщения, предаваемые в форме знаков и сигналов.

Под информацией в теории информации понимают те сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность. По определению К. Шеннона, информация – это количественная мера устранения неопределенности (энтропии).

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера, понимают ту часть знаний, которая используется в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Информация о работе Методика преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы» в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучен