Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    Примечание  – Рассчитано по данным Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. 

    Низкое  качество земель определяет и невысокую  продуктивность земли в фермерских хозяйствах. Так, за последние 4-5 лет  урожайность основных сельскохозяйственных культур (зерно, овощи, картофель), возделываемых  в фермерских хозяйствах, на 10-25 % ниже, чем в целом по всем категориям хозяйств республики. В то же время  в республике можно привести множество  фермерских хозяйств с высоким уровнем  культуры земледелия и производства растениеводческой продукции, а  многие из них стали примером передового опыта и эффективного производства высококачественной продукции, включая  семенной материал: КХ «Шруба М.Г» (Житковичский район), К(Ф)Х «Элита-К» (Копыльский район) и ряд других.

    Оценка  эффективности использования земли  по выходу продукции свидетельствует, что в фермерских хозяйствах в  последние годы в расчете на 1 балло-гектар производится больше картофеля – на 8 %, овощей – на 25 %, в сравнение с организациями крупнотоварного сектора экономики (см. таблица 2.5).

    Таблица 2.5 - Оценка выхода основных видов продукции  растениеводства в фермерских хозяйствах Республики Беларусь, кг/балло-гектар

Показатели В среднем  за год
2001-2005 2006-2009
Зерно
Выход продукции на  1 балло-гектар, кг 70,4 89,1
В процентах к:    
хозяйствам  всех категорий 99,6 100,1
организациям  производителям

сельхозпродукции 

100,2 100,8
Продолжение таблицы 2.5
Картофель
Выход продукции на 1 балло-гектар, кг 480,0 593,5
В процентах к:    
хозяйствам  всех категорий 107,9 95,5
организациям  производителям

сельхозпродукции 

134,1 108,3
Овощи
Выход продукции на 1 балло-гектар, кг 579,2 624,0
В процентах к:    
хозяйствам  всех категорий 116,3 92,4
организациям  производителям

сельхозпродукции 

122,1 125,2
 

    Что касается животноводства фермерского  сектора, то оно не характеризуется  достаточно высоким уровнем производства и продуктивности скота. Одной из причин чего выступает низкий уровень  специализации производства фермерских хозяйств в этом направлении деятельности. В структуре животноводческой продукции  на их долю приходится около 0,3-0,4 % производства молока и 0,4-0,5 % реализации скота и  птицы.

    Оценка  продуктивности коров свидетельствует, что в период с начала 2001 гг. продуктивность дойного стада в фермерских хозяйствах была выше, чем в целом по стране на 5-25 % (таблица 2.6). Вместе с тем начиная  с 2002 г. этот показатель заметно снизился. Такая ситуация обусловлена процессами реформирования убыточных предприятий аграрного сектора и организацией на базе отдельных субъектов хозяйствования фермерских хозяйств. К тому же, в 2009 г. в среднем на корову в фермерском секторе было надоено 3233 кг молока, или на 4,5 % меньше уровня предыдущего года и на 21,5 % ниже показателя сельскохозяйственных организаций. Это обусловлено прекращением производства молока в одном из крупных товарных хозяйств Гомельской области по производству молока (КХ «Шруба М.Г.») в результате проведения карантинных мероприятий против туберкулеза.  

    Таблица 2.6 - Динамика продуктивности коров  в крестьянских (фермерских) хозяйствах Республики Беларусь, 2003-2009 гг

Годы Удой  на корову
Кг В процентах  к 
Хозяйствам  всех категорий Организациям-производителям сельхозпродукции
2003 2911 110,1 120,9
2004 2187   80,4   87,2
Продолжение таблицы 2.6.
2005 2207   78,4   84,5
2006 2739 85,3 88,3
2007 3389 84,6 84,3
2008 3233 78,3 78,5
2009 3132 76,3 76,5
 

     Исследования  показывают, что 2007–2009 гг. лидирующие позиции по удою молока на корову занимали Могилевская и Гомельская области, где этот показатель был выше среднего всех хозяйств фермерского сектора  соответственно на 25,6 % и 21,7 %.  

     

     Рисунок 2.5 – Продуктивность коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах по областям Республики Беларусь,  в среднем за 2007-2009 гг. 

     Вместе  с тем, в фермерском секторе имеются  хозяйства, где удой в 5500-6000 кг молока на корову стал стабильным показателем в последние годы. Среди них можно отметить ФХ «Алекс» Березовского района (6320 кг – 2007 г.), ФХ «Пралесак» Могилевского района (6211 кг), КФХ «Прогресс» Дрибинского района (5190 кг) и другие хозяйства.

     Было  отмечено, что в 2007-2010 гг. уровень  производства продукции сельского  хозяйства в фермерском секторе  в расчете на 1 балло-гектар составил 67,1 % от соответствующего показателя всех категорий хозяйств и 92 % организаций-производителей сельскохозяйственной продукции. Это обусловлено сокращением производства животноводческой продукции в фермерских хозяйствах и ростом объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупнотоварных хозяйствах с момента реализации Государственной программы возрождения и развития села. Однако в фермерских хозяйствах Брестской, Гомельской и Минской области стоимость валовой продукции в расчете на 1 балло-гектар была выше, чем в крупнотоварном секторе аграрного производства этих регионов соответственно на 29,7 %, 11,7 % и 19,3 %.

     В структуре распределения фермерских хозяйств по направлениям специализации  в сельском хозяйстве около 80 % фермерских хозяйств в Беларуси специализируются преимущественно на производстве продукции  растениеводства и менее чем  в 20 % хозяйств – главным направлением является животноводство (см. рисунок 2.6). 

     

     Рисунок 2.6 – Распределение фермерских хозяйств Республики Беларусь по направлениям специализации в сельском хозяйстве, 2010 г. 

     Оценивая  уровень заработной платы работников КФХ можно отметить, что среди  регионов страны в 2007-2009 гг. наибольший уровень номинальной заработной платы отмечался в фермерских хозяйствах Минской области, а наименьший – в Брестской области (см. рисунок 2.7). 

     Рисунок 2.7 – Среднемесячная начисленная  номинальная заработная плата работников в фермерских хозяйствах по областям Республики Беларусь, в среднем за 2007–2009 гг.  

     Таким образом, эффективность функционирования фермерских хозяйств зависит от ряда факторов производства и условий  хозяйствования, среди которых определяющее значение имеет направление специализации  производства, опыт работы и уровень  квалификации кадрового состава  в вопросах технологии, организации  и экономики аграрного производства. Однако можно сделать вывод, что  развитие данной отрасли в нашей  стране происходит достаточно высокими темпами [11, c. 189]. 
 

    2.3.Состояние  государственной  поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств за последние  5 лет 

    Нестабильность  социально-экономической обстановки в агропромышленном комплексе в  первой пятилетке XXI веска обусловила необходимость разработки и проведения коренных социальных, производственных, экономических и организационных преобразований. По поручению Главы государства в республике была разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг., утвержденная соответствующим Указом Президента Республики Беларусь в марте 2005 г. Принятие и реализация указанной Программы положили начало современному четвертому этапу в развитии фермерских хозяйств республики [2, c. 3].

    Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. обеспечить развитие в каждой области 100 - 150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства:

    а) содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями;

    б) обеспечить совершенствование законодательства о крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, в  том числе в области имущественных  и земельных отношений.

    Исследования  показывают, что в реализации этих направлений уже сделано немало. В июле 2005 г. в республике принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором определены организационно-правовые аспекты организации и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств:

     - выраженный статус юридического  лица (наличие обособленного имущества,  самостоятельная имущественная  ответственность, наличие учредительного  документа – устава хозяйства);

    - семейный принцип организации  фермерского хозяйства и обязательное  личное трудовое участие учредителей  (членов) хозяйства в его деятельности;

    - закрепление права собственности  на имущество за фермерским  хозяйством, сформированного как  за счет вкладов в уставный  фонд его учредителей (членов), так и имущества, приобретенного  в процессе хозяйственной и  иной не запрещенной деятельности;

    - возможность привлечения лиц  по трудовым и иным договорам  для выполнения работ в фермерском  хозяйстве.

    В новой редакции Закона от 19 июля 2005 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в качестве синонима-определения используется термин «фермерское хозяйство», а не «крестьянское хозяйство» как было в первоначальной редакции Закона от 18 февраля 1991 г. Следует отметить, что с научно-практической точки зрения это подчеркивает предпринимательский характер функционирования фермерских хозяйств, направленный на извлечение прибыли, развитие эффективного товарного и конкурентоспособного производства продукции, привлечение наемного труда и т.д.

    Указом  Президента Республики Беларусь от 28 февраля  2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» усовершенствована система земельных отношений в целом и крестьянских (фермерских) хозяйств в частности. Во-первых, Указ юридически закрепил право финансирования работ, связанных с разработкой проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет средств республиканского бюджета. Во-вторых, наряду с правом пожизненного наследуемого владения и аренды, фермерские хозяйства, как и другие формы организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, имеют возможность приобретать земельные участки в пользование для ведения сельского хозяйства.

    Можно отметить, что реализация Государственной  программы возрождения и развития села внесла некоторые коррективы и  определила новые направления в  системе государственной поддержки  фермерских хозяйств на возвратной и  безвозвратной основе [12, c.65].

    Механизм  возвратного финансирования осуществляется в форме бюджетных ссуд и займов, которые выделяются на укрепление материально-технической  базы, финансирование целевых программ и конкретных проектов. Так, в 2005 г. в контексте создания высокоэффективных и оснащенных фермерских хозяйств за счет средств республиканского фонда производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки облисполкомами были предоставлены бюджетные ссуды фермерским хозяйствам  в размере 3700 млн. р. со сроком погашения до 31 декабря 2007 г. на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства. Бюджетные средства были освоены 131 хозяйством в размере 3515,9 млн. р. (см. таблица 2.1), за что было приобретено 123 трактора марки МТЗ и 8 единиц сельскохозяйственной техники отечественного производства. 

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь